Государственный и общественный надзор по охране

Труда

Организация и координация работ по охране труда на предприятии возложена на службы (или инженера) охраны труда. Кроме того, эта служба в соответствии с Рекомендациями по организации работы службы охраны труда проводит анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, совместно с соответствующими службами предприятия разрабатывает мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; организует работу на предприятии по проведению проверок технического состояния зданий, сооружений, оборудования цехов на соответствие их требованиям безопасности, по обеспечению здоровых условий труда; проводит вводный инструктаж и оказывает помощь в организации обучения работников по вопросам охраны труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 и действующими нормативными документами, участвует в работе аттестационной комиссии и комиссий по проверке знаний инженерами, техниками и служащими правил и норм по охране труда, инструкций по технике безопасности, а также выполняет некоторые другие функции.

Различают, во-первых, государственный надзор за соблюдением законодательства о труде, во-вторых, общественный контроль и, в-третьих, внутриведомственный контроль за соблюдением этого законодательства.

Государственный надзор за выполнением требований охраны труда осуществляют специальные органы.

Главным надзорным органом по охране труда является Рострудинспекция при Министерстве труда и социального развития РФ, контролирующая выполнение законодательства, всех норм и правил по охране труда.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый органами Министерства здравоохранения РФ, проверяет выполнение предприятиями и организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил.

Государственный энергетический надзор при Министерстве топлива и энергетики России контролирует правильность устройства и эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок.

Государственный пожарный надзор контролирует выполнение требований пожарной профилактики при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий в целом.

Федеральный горный и промышленный надзор РФ проверяет правильность устройства и безопасной эксплуатации установок повышенной опасности, в том числе подъемно-транспортных машин, установок, работающих под давлением.

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности контролирует источники ионизирующих излучений.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляется профессиональными союзами, а также общественными инспекторами и комиссиями соответствующего выборного профсоюзного органа предприятия, учреждения, организации. Общественный санитарный контроль осуществляется общественными санитарными инспекторами на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

- осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов по охране труда;

- принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;

- осуществлять проверку состояния условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;

- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

- принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов по охране труда;

- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда.

Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях.

В процессе своей деятельности уполномоченные решают следующие задачи:

- содействие созданию на предприятии здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда;

- представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;

- консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.

Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение и для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором.

Отличие государственного контроля от общественного контроля в рассматриваемой области заключается в том, что органы государственного надзора вправе давать обязательные для исполнения указания по вопросам охраны труда, в то время как органы общественного контроля таких полномочий не имеют и могут лишь ставить перед соответствующими организациями и должностными лицами вопрос об устранении нарушений законодательства о труде и правильном его применении.

1.9. Планирование и финансирование мероприятий по безопасности жизнедеятельности

Согласно закону об охране труда РФ экономический механизм обеспечения охраны труда включает в себя планирование и финансирование мероприятий по охране труда (статья 16). Предприятия должны ежегодно выделять необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или соглашениями (статья 17).

Планирование мероприятий по охране труда осуществляется на трех уровнях:

- на государственном уровне (план социально-экономи-ческого развития страны);

- на отраслевом уровне (номенклатурные планы мероприятий);

- на уровне предприятия (коллективный договор или соглашение).

Минтруд РФ Постановлением от 27 февраля 1995 года № 11 утвердил рекомендации по планированию мероприятий по охране труда. Согласно этим Рекомендациям на основе анализа причин несчастных случаев и заболеваний на производстве администрация предприятия и профсоюзный комитет составляют план мероприятий по охране труда. Он включается в раздел «Охрана труда» коллективного договора или в соглашение по охране труда, которое прилагается к коллективному договору. После одобрения проекта коллективного договора на общем собрании работников предприятия администрация заключает договор с профсоюзным комитетом не позднее февраля текущего года. Администрация предприятия и профком должны регулярно отчитываться перед коллективом рабочих и служащих о выполнении обязательств по коллективному договору.

Финансирование охраны труда осуществляется на трех уровнях:

- федеральный фонд охраны труда формируется за счет целевых ассигнований Правительства, суммы штрафов, полагаемых на должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда, отчислений из фонда государственного (обязательного) социального страхования РФ, добровольных отчислений и поступлений;

- территориальные фонды охраны труда формируются за счет ассигнований из бюджетов административно-территориальных образований РФ, части средств фондов охраны труда предприятий, расположенных на соответствующей территории, добровольных отчислений предприятий;

- фонды охраны труда предприятий формируются за счет издержек обращения производств, себестоимости готовой продукции или сметы расходов, если эти мероприятия носят некапитальный характер; фонда финансирования капитального ремонта, если мероприятия проводятся одновременно с капитальным ремонтом основных средств; фонда финансирования капитальных вложений, включая фонд развития производства, если мероприятия являются капитальными; кредита и целевого отчисления части прибыли.

На основании трудового кодекса РФ ст. 226 финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда в организациях независимо от организационно – правовых норм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 % суммы зарплат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 % суммы эксплуатационных расходов.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Наши рекомендации