Тема 4: Рыночная экономика и ее модели
- Рынок: понятие, основные черты и функции
- Конкуренция: понятие, виды
- Структура и инфраструктура рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике
- Фиаско рынка. Роль государства в современной рыночной экономике
- Модели рыночной экономики. Особенности белорусской экономической модели
Рынок: понятие, основные черты и функции
Многочисленные определения понятия «рынок» можно условно разделить на две группы. К первой относятся те из них, в которых рынок рассматривается как место осуществления сделок — географическое (расположенное где-либо) или организационное (не имеющее четкой пространственной локализации, но указывающее на определенный круг субъектов и связей между ними). Примером служит следующее определение: рынок — это совокупность продавцов, покупателей и взаимосвязей между ними. Ко второй группе относятся определения, раскрывающие сущность рынка через его основные черты (принципы). В такой трактовке понятие «рынок» связано с типологией экономических систем. Более содержательными являются определения, сочетающие оба подхода. Например, рынок — это форма координации связей между производителями и потребителями «по горизонтали», на основе свободного ценообразования (без вмешательства государства). Поскольку рынок — явление чрезвычайно сложное, различные определения акцентируют внимание лишь на отдельных его сторонах и не могут считаться достаточно полными.
На рынке взаимодействуют субъекты рынка (рыночные агенты) — домашние хозяйства (индивиды) как владельцы производственных ресурсов и фирмы (предприятия) как производители экономических благ. В более широком смысле рыночные субъекты являются и экономическими субъектами (экономическими агентами), т.е. участниками всех экономических процессов, а не только рыночных. Общепринято к экономическим агентам относить и государство, главная функция которого — регулировать экономические (в том числе и рыночные) отношения. Домашние хозяйства и фирмы выступают соответственно как потребители и производители, покупатели и продавцы. Потребители удовлетворяют свои потребности путем потребления благ. Производители — фирмы, осуществляющие производство экономических благ. Покупатели — это субъекты, которые покупают товары в обмен на деньги (в процессе покупки они еще не являются потребителями). Продавцы осуществляют продажу товаров (часто они же являются и производителями).
Можно выделить следующие основные черты (принципы)рыночной экономики.
Принцип свободы экономической деятельности рыночных агентов.
Принцип добровольного обмена (сотрудничества).
Принцип свободного ценообразования.
Принцип экономической ответственности участников рынка.
Конкуренция является важнейшим чертой рыночной экономики, условием его эффективного функционирования. Участники рынка конкурируют между собой: производители — чтобы продать товар, потребители — чтобы купить его. Конкуренция является основой эффективности экономики — ведь побеждает в ней тот, кто эффективнее.
Функции рынка:
ü информационная,
ü ценообразующая
ü стимулирующая,
ü санирующая,
ü распределительная
и др.
Конкуренция: понятие, виды
Конкуренция (от лат. "concurere" — сталкиваться) означает соперничество между отдельными участниками рыночных отношений за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.
Различают следующие методы конкуренции: ценовые, неценовые и недобросовестные.
Ценовая конкуренция – снижение цен по сравнению с ценами конкурентов (на однородную продукцию). Это своеобразное соревнование цен: продавцы стремятся предложить свой товар дешевле, чем конкурент, привлекают покупателей различными скидками, премиями, дешевыми распродажами и т. п.
Неценовая конкуренция. Это, в частности, а) обеспечение технического превосходства, высокого качества и надежности изделий; б) лучшая система продажи и послепродажного обслуживания (потребительский кредит, доставка купленного товара на дом, дополнительные гарантии и пр.); в) наконец, привлекательные реклама и оформление товара (особый стиль, яркая упаковка, фирменный знак и т. д.). Все эти методы неценовой конкуренции призваны обеспечить так называемую дифференциацию продукта, т. е. наделение его "фирменными" чертами, которые отличали бы его от аналогичного продукта конкурента. Подобный выпуск одних и тех же товаров в многочисленных вариантах значительно расширяет свободный выбор потребителей - в этом "плюс" товарной дифференциации. Но есть и "минус": трудности различения подлинных улучшений продукта и мнимых, увеличение затрат времени и нервных нагрузок при покупках.
Неценовая конкуренцияподразделяется на конкуренцию по продукту и конкуренцию по условиям продаж.
Конкуренция по продуктупроявляется в стремлении захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены.
Конкуренция по условиям продаж. Здесь используются многочисленные средства для привлечения покупателей к товарам. Этот метод конкуренции включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, облегчение эксплуатации изделий, льготы при покупке постоянным покупателям, особые формы продажи (лизинг, продажа в рассрочку и др.).
Недобросовестная конкуренция – деятельностьхозяйствующего субъекта, направленная на получение коммерческой выгоды и обеспечение доминирующего положения на рынке путем обмана потребителей, партнеров, других хозяйствующих субъектов и государственных органов.
Формы проявления недобросовестной конкуренции:
· Дезинформация потребителей (покупателей) партнеров по бизнесу о достоинствах товара (потребительских свойствах, классе, сорте, качестве) которым он не обладает;
· Использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара без разрешения владельца этого знака.
· Распространение ложных или неточных сведений, наносящих ущерб деловой репутации конкурентов и результатам их коммерческой деятельности.
Существует несколько классификаций типов рыночных структур. Простейшая из них, но очень важная исходит из уровня конкуренции в отрасли (на рынке), который характеризуется степенью влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.
Если вдоль одной прямой последовательно расположить типы рыночных структур слева направо, выстраивая их по возрастанию степени конкуренции, то крайней слева окажется чистая (совершенная) монополия, крайней справа — совершенная конкуренция, а между ними разместятся олигополия и монополистическая конкуренция (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Виды рыночных структур, различаемые по степени конкуренции.
Совершенная конкуренция — это ситуация на рынке, при которой множество продавцов и покупателей торгуют однородными (абсолютно идентичными, недифференцированными) товарами, при этом доля каждого из них в общем объеме продаж или покупок чрезвычайно мала. Новый производитель может беспрепятственно вступать на данный рынок. Для выхода также не существует преград.
Несовершенная конкуренция возникает в условиях, когда продавцы и (или) покупатели способны оказать существенное влияние на цену товара.
Монополия подразумевает присутствие на рынке одного продавца, монопсония— одного покупателя, двусторонняя монополия — одного продавца и одного покупателя. Товару, который продает монополист, обычно нет близких заменителей, а вступлению новых субъектов на рынок препятствуют значительные барьеры. При такой структуре рынка один субъект имеет рыночную власть и определяет желательные для себя сочетания цены и объема продаж. Обычно продавец-монополист стремится увеличить цены, покупатель-монопсонист — снизить цены, чтобы получить выгоды для себя за счет своих партнеров. Ниже будет показано, что такие рыночные структуры зачастую регулируются государством с целью минимизации негативных для экономики последствий.
Монополистическая конкуренция устанавливается на рынке, где функционирует множество продавцов, продающих, однако, дифференцированную продукцию. В отличие от совершенной конкуренции такая ситуация широко распространена в современной экономике (пример — рынки многих товаров широкого потребления). В результате продавцы получают определенный объем рыночной власти, но меньший, чем монополисты.
Олигополия характерна для рынка, на котором действует несколько продавцов (олигопсония — несколько покупателей), производящих однородный либо дифференцированный товар. В силу своей немногочисленности рыночные субъекты являются взаимозависимыми и в своей деятельности учитывают возможные действия других субъектов. У каждого субъекта есть определенная власть над рынком, однако степень конкуренции между фирмами неоднозначна, она зависит от стратегии поведения фирм на рынке. Продавцы могут сговориться между собой, действовать согласованно, и рынок превратится в подобие монополии с высокими ценами и ограниченными объемами продаж. Однако нередко фирмы «воюют» друг с другом, и тогда цены падают до минимально возможного уровня.
Типы рыночных структур (моделей рынка)
Признаки | Совершенная конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Монополия | |||
Число предприятий | Очень много | Много | Несколько | Одно | |||
Размер предприятий | Мелкие | Средние, крупные | Крупные, крупнейшие | Крупнейшие | |||
Тип продукта | Однородный, стандартизированный | Дифференцированный | Стандартизированный или дифференцированный | Уникальный, отсутствуют близкие заменители | |||
Воздействие продавца на цену | Отсутствует | В узких границах | Значительное, но в рамках взаимодействия фирм | Значительное | |||
Экономическое положение покупателя | Свободный выбор товара | Привязанность к торговой марке | Зависимое, с ограниченным выбором | Зависимое, отсутствует возможность выбора | |||
Барьеры для вступления в отрасль | Отсутствуют | Относительно легко преодолимы | Крайне трудно преодолимы | Вступление в отрасль блокировано | |||
Неценовая конкуренция | Отсутствует или неразвита | Решающая роль рекламы, торговой марки | Многообразна, играет решающую роль | Информационное воздействие на зависимого потребителя | |||
Основные методы конкурентной борьбы | Снижение издержек и цен, повышение качества продукции и обслуживания | Реклама и другие способы продвижения товара, опирающиеся на разнообразие вкусов покупателей | Многообразие методов с тенденцией к негласному сговору или следованию за лидером | Отсутствие конкурентов | |||
Сферы действия (примеры) | Сельское хозяйство, сектор мелких автотранспортных услуг, мелкие услуги капстроительства, розничная торговля | Секторы пищевой и легкой промышленности | Металлургическая промышленность, отрасли машиностроения | Местные предприятия общественного пользования | |||