Опровержение буржуазных обвинений в адрес
Коммунистов и критика социальных
Язв капитализма
В «Манифесте» опровергаются обвинения буржуазных идеологов по поводу целей, которые ставят перед собой коммунисты, и одновременно вскрываются органически присущие капитализму социальные язвы. А именно 29:
– Обвинение в том, будто коммунисты хотят отменить собственность вообще, т.е. возможность присвоения личностью необходимых для жизни продуктов труда.Маркс и Энгельс разъясняют, что коммунисты хотят отменить не собственность вообще, а буржуазную собственность, т.е. порядок, когда одни личности могут присваивать продукты труда путем порабощения и эксплуатации других личностей. «В этом смысле, – пишут они, – коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности» 30. Уничтожать же личное присвоение необходимых для жизни продуктов, которое не предполагает порабощение и эксплуатацию других личностей (т.е. присвоение продуктов, добытых собственным трудом), коммунисты не намерены. Они намерены уничтожить только такой характер присвоения, при котором, как сказано выше, рабочие живут лишь для того, чтобы увеличивать капитал и живут лишь постольку, поскольку этого требуют интересы капитала.
– Обвинение в том, будто, уничтожив частную собственность, коммунисты тем самым создадут условия, когда прекратится всякая деятельность и воцарится всеобщая леность.Маркс и Энгельс разъясняют, что тогда капитализм давно бы должен погибнуть от лености, ибо в нем частная собственность уничтожена для девяти десятых членов общества. И здесь кто трудится, ничего (сверх непосредственно необходимого для воспроизводства жизни) не приобретает, а кто приобретает, не трудится. Опасения относительно воцарения лености исходят из ущербного предположения, что раз нет капитала, значит не может быть и полноценного труда, добросовестного отношения к нему.
– Обвинение в том, будто, уничтожив частную собственность, коммунисты этим уничтожат и самое личность, ее самостоятельность и свободу.Маркс и Энгельс разъясняют, что, утверждая так, буржуазия тем самым не признает личностью никого, кроме буржуазного собственника. А под свободой и самостоятельностью она понимает лишь свободу торговли, купли-продажи. При капитализме только буржуазный индивидуум обладает свободой, самостоятельностью и индивидуальностью, между тем как трудящийся индивидуум лишен этого и потому обезличен. Отсюда коммунисты считают, что такая буржуазная личность, такая буржуазная самостоятельность, такая буржуазная свобода действительно должны быть упразднены. И на их месте надлежит утвердить общественные отношения, где бы стали возможны действительная свобода, действительная самостоятельность трудящегося индивида, и где труд служил бы средством не увеличения капитала, а расширения, обогащения, облегчения жизненного процесса каждой личности.
– Обвинение в том, будто коммунисты намерены уничтожить семью, ввести общность жен, ликвидировать образование и семейное воспитание. Маркс и Энгельс разъясняют, что буржуазная семья, как и общество в целом, основана на капитале, а следовательно, в ней, как и в обществе в целом, господствуют торгашество, нажива. Буржуазия сорвала с семейных отношений их былой трогательно сентиментальный покров и свела связи в семье к чисто денежным отношениям. Условия существования пролетариев приводят к тому, что дети здесь превращаются в предметы торговли и рабочие инструменты, а женщины вынуждены заниматься официальной и неофициальной проституцией. Буржуа же, не довольствуясь проституцией и тем, что в их распоряжении находятся жены и дочери рабочих, соблазняют еще и жен друг друга. Поэтому коммунистам нет надобности вводить общность жен, ибо она при буржуазном браке уже существует. Коммунисты, наоборот, стремятся не уничтожить семейные отношения, а так преобразовать их, чтобы они были лишены свойственных буржуазному браку и буржуазной семье социальных язв. Они хотят вырвать уродующие подрастающее поколение образование и воспитание из-под влияния буржуазии, изменив их характер в соответствии с коренными интересами пролетариата.
– Обвинение в том, будто коммунисты хотят отменить отечество, национальность. Маркс и Энгельс разъясняют, что при капитализме рабочие не имеют отечества и у них нельзя отнять то, чего нет. Не имеют не в том смысле, что они в нем не нуждаются, а в том смысле, что они его фактически лишены. Как лишены той же собственности на средства производства. Поэтому, делается вывод в «Манифесте», пролетариат должен свое отечество, свою национальность обрести, «должен подняться до положения ведущего класса нации, конституироваться как нация» 31. И это является исходной предпосылкой утверждения в рабочей среде психологии пролетарского интернационализма. Ибо прежде чем быть интернациональным, рабочий класс обязан сперва стать в полной мере национальным. То есть обязан устроиться в пределах своей нации, организоваться в национальном масштабе, создать собственную национальную партию. Без таких предпосылок он не сможет сложиться как класс и сделаться самостоятельным фактором борьбы. Следовательно, выходит, что коммунисты не только не намерены отменить отечество, национальность, а, напротив, намерены рабочему классу их возвратить. И коммунистам отнюдь не в меньшей степени, чем буржуазии, присущ патриотизм. Но это такой патриотизм, который не содержит в себе чувства национальной исключительности, вражды к другим народам (что характерно для буржуазии) и ему чуждо стремление их поработить.
– Обвинение в том, будто коммунисты, отвергая идейные воззрения буржуазии, выступают против вечных законов природы и разума.Маркс и Энгельс разъясняют, что духовное производство неизбежно преобразуется вместе с материальным производством. А господствующими идеями любого времени всегда были идеи господствующего класса. И когда говорят о возникновении новых идей, этим выражают лишь то, что внутри старого общества образовались элементы нового, что рука об руку с разложением старых материальных условий жизни идет и разложение старых идей. Отсюда идейные воззрения буржуазии носят не вечный, а преходящий характер, являются продуктом буржуазных материальных условий жизни. И вместе с последними они неизбежно сойдут со сцены так же, как в свое время произошло с воззрениями рабовладельцев и феодалов. Решительно порывая с буржуазными материальными условиями жизни, коммунистическая революция решительно порывает и с буржуазными идеями, заменяя их идеями нового общества. Но буржуазия, признавая преходящий характер воззрений рабовладельцев и феодалов, не смеет признать того же в отношении собственных воззрений и придает им совершенно необоснованно статус вечных законов природы и разума.
Разоблачая означенные утверждения, авторы «Манифеста» показали, что все выпады буржуазных идеологов против коммунистов продиктованы корыстными интересами капиталистического класса, его страхом перед коммунистической революцией, стремлением сохранить и увековечить свой строй.