Преходящий характер капитализма
Капитализм, как противостоящий воззрениям и деятельности коммунистов строй, анализируется в «Манифесте» именно с позиций диалектико-материалистического понимания истории и теории классовой борьбы 15.
Там показывается, что способ производства с его производительными силами и производственными отношениями, на основе которого сложился капитализм, был создан еще при феодализме. На известной ступени истории феодальные производственные отношения перестали соответствовать развившимся производительным силам и начали тормозить экономику. Их надлежало разбить и они были разбиты в ходе классовой борьбы буржуазии с феодалами. В борьбе, во взаимоотношениях этих классов нашел выражение и разрешился в пользу буржуазии конфликт между производительными силами и производственными отношениями. Место феодальных производственных отношений заняли адекватные развившимся производительным силам буржуазные производственные отношения. На их базе буржуазия постепенно завоевала себе и полное политическое господство. Она превратила государственную власть только в комитет по управлению своими делами, а главное орудие власти, т.е. право, – лишь в возведенную в закон свою волю.
Маркс и Энгельс отмечают, что в начальный период господства буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль. Она разрушила застывшие, проржавевшие феодальные порядки, создала более многочисленные, более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые, радикально преобразовала общество и придала тем самым историческому прогрессу гигантское ускорение.
Вместе с тем, переделывая мир по своему образу и подобию, буржуазия не оставила между людьми никакой другой связи, кроме эгоистического расчета, бессердечного чистогана. Целью общественного производства была откровенно провозглашена нажива, прибыль. Личное достоинство человека буржуазия превратила в меновую стоимость и на место различных существовавших при феодализме свобод, поставила одну бессовестную свободу торговли. Представителей всех ранее почитаемых родов деятельности она превратила в своих наемных работников. Словом, эксплуатацию, ранее прикрытую различными иллюзиями, буржуазия заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой. Наемные работники при капитализме живут лишь для того, чтобы увеличивать капитал, и лишь постольку, поскольку этого требуют интересы капитала. Основа капитализма – буржуазная частная собственность – есть самое полное выражение такого производства и присвоения продуктов, которое держится на классовых антагонизмах, на эксплуатации одних другими, большинства меньшинством.
В «Манифесте» показывается, что вследствие этой своей антагонистической, эксплуататорской сути капитализм уже на новом витке истории столкнулся с той же самой проблемой, какая возникла в свое время перед феодализмом. Созданные буржуазией производительные силы, достигнув известного уровня, стали велики для буржуазных производственных отношений. Последние превратились в преграду для первых. И когда производительные силы начинали ее преодолевать, это (из-за постоянных опустошительных кризисов) расстраивало все буржуазное общество, ставило под угрозу его существование. Буржуазное общество, пишут Маркс и Энгельс, похоже на волшебника, который вызвал заклинаниями подземные силы, а когда те явились, оказался не в состоянии с ними справиться. «Оружие, которым буржуазия ниспровергла феодализм, направляется теперь против самой буржуазии» 16. Созданные буржуазией производительные силы настоятельно требуют освобождения себя от ставших им узкими буржуазных производственных отношений. Буржуазия с этого мгновения из революционной превращается в реакционную и делается неспособной успешно дальше господствовать. Жить под ее властью общество более не может. То есть речь начинает идти о необходимости замены капитализма новым строем.
Таким образом, выходит, что капитализм, подобно феодализму и другим более ранним формациям, носит не вечный, как утверждают его идеологи, а преходящий характер. И замена его новым общественным строем – социализмом (коммунизмом) – есть объективная историческая закономерность. С точки зрения объективного хода истории, гибель капитализма и торжество социализма (коммунизма) – неизбежны.