Б. 1.5. Объединенная модель бизнес-процесса
Ни один из представленных здесь потоков (организационный, функциональный, выходной и информационный) не позволяет смоделировать бизнес-процесс полностью. Следовательно, необходимо собрать все описания воедино. Для этого нужно взять за основу одно из описаний, а затем интегрировать его с остальными.
Поскольку к определению бизнес-процесса ближе всего подходит поток функций, его мы и возьмем за отправную точку (рис. 6).
Б.2. ARIS-модель
Бизнес-процесса
Простейшая модель, изображенная на рис. 6, уже согласуется с определением бизнес-процесса, хотя для придания большей реалистичности мы дополним ее некоторыми деталями. Впоследствии мы обобщим рассмотренный бизнес-процесс на примере обработки заказов.
Б.2.1. Пример расширенной версии процесса
На рис. 7 представлена более подробная версия процесса «изготовление изделия», изображенного на рис. 6. Она иллюстрирует ключевые расширения семантической основы описания бизнес-процесса, используемые в этой книге. Они почерпнуты из литературы по управлению бизнесом, бизнес-информатики и практического опыта.
|
|
Функциональные потоки дополняются управляющими элементами в виде событий и сообщений. Это позволяет более адекватно описать последовательность выполнения процесса. События описывают изменения условий и то, что произошло в результате некоторого события, что, в свою очередь, активизирует следующую функцию. Помимо простых событий, имеются также и сложные. Например, для функции «изготовление изделия» нужно завершить планирование и иметь в наличии необходимые детали. Эта зависимость выражается с помощью логического оператора «И» между указанными событиями.
Управляющие потоки регулируют активизацию событий в соответствии с разумной логикой процесса. Наряду с логическими связями можно использовать последовательные, параллельные, альтернативные и комбинированные методы. Управляющие потоки реализуются в виде событий и сообщений, которые они активизируют, после чего информация о начале события передается следующему элементу процесса. На рисунках сообщения обозначены символом «конверт». Они определяют реакцию функций на события. Кроме информации о начале события, сообщения могут содержать дополнительные атрибуты (Scheer. ARIS - Business Process Modeling. 1998).
После того как события «производственный план составлен» и «заказ (поставщику) обработан» посредством соответствующих сообщений- активизировали функцию «изготовление изделия», происходит событие «изделие выполнено». Таким образом, данный процесс завершается, и это событие посредством сообщений активизирует наступление последующих событий.
Здесь иллюстрируются только события.
имеющие отношение к непрерывному биз-
нес-процессу. Такие события называются релевантными.
Потоки функций, управляемые событиями, известны также под названием Event-driven Process Chain (EPC) — событийные диаграммы процесса. Метод ЕРС разработан в 1992 году Институтом информаци систем (Iwi) при Университете Заарланда (Германия) совместно с сотрудниками SAP в рамках проекта научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, финансировавшегося фирмой SAP AG (Keller, Nuttgens, Scheer. Semantische Ргогерто-dellierung. 1992). Сейчас этот метод является • одним из ключевых компонентов, модуля, предназначенного для описания моделей в системе SAP R/3. Метод ЕРС не проводит жесткого разграничения между описанными здесь потоками. В частности, выходной и управляющий потоки часто могут объединяться, а сообщения не используются. Возможно, именно это упрощение способствовало успешному применению метода ЕРС в реальной практике. Несколько позже мы остановимся на нем подробнее.
На рис. 7 более детально представлено формирование конечного результата (выхода) из отдельных выходов путём их объединения и последующей трансформацией. Далее термин «выход» будет употребляться также как синоним понятия «продукт».
В сфере производства производственные факторы действуют в различных комбинациях. Согласно теории производства, предложенной Гутенбергом, основными факторами являются производственные ресурсы, человеческие ресурсы, материальные ресурсы (сырье, материалы, заготовки) и управление. Разработанная Гутенбергом теория производства относится к созданию материального выхода. Однако, принимая во внимание возрастающую роль функций обслуживания в промышленном производстве, в данной работе нам нужен общий подход, в равной мере применимый и к сфере услуг. Кроме того, согласно концепции управления информационными ресурсами, информация сама по себе считается производственным фактором (Zirnrriermanri et al. Produktionsfaktor Information. 1972; Horton. Information Management Workbook. 1981; Krcmar. Informationsmanagement. 1997).
Эти потребности учитываются в своевременной теории коммерческого производства, расширяющей понятие производственных факторов (см. рис. 8). Вообще, любой объект, необходимый для выполнения процесса
|
«производство», — будь то материал, услуга или информация — рассматривается как производственный фактор. Понятие «производство» употребляется и в более широком контексте, включая создание нефизического выхода, т.е. услуг (Kern. Industrielle Produktionswirtschaft. 1992, с. 12).
На рис. 7 фактор «производственные ресурсы» представлен соответствующей машиной, компьютерной системой (рабочей станцией) для управления производственным процессом и компьютером, управляющим данной машиной.
Человеческий ресурс (на выходе или входе), относящийся к объекту (выход, связанный с объектом), представлен с добавлением категории «оператор машины».
Управление (планирование и контроллинг объединенного процесса) определяется стремлением к цели «высокое качество» — одному из ключевых компонентов выполнения процесса. Аспекты, относящиеся к организационной структуре, показаны в привязке к функциям организационных единиц (в
данном случае — производственного цеха).
Использование материалов как факторов
объектов иллюстрирует соответствующий
материал. Факторами объектов могут быть
также поточные объекты, бесплатные и пре
доставляемые заказчиком, например, ткань,
предоставляемая красильной фабрикой. В
качестве других примеров поточных объек-
тов можно привести пациентов больницы или
клиентов парикмахерской (Corsten.
Dienstleistungsproduktion. 1994).
«Производственные планы» рассматриваются как нефизическне материалы (услуги), представляющие собой выход предшествующих функций планирования производства. На этом этапе выясняются имеющиеся мощности и выполняются другие виды проверки. Иллюстрацией этих услуг служит документ с названием «производственный план». В теории бизнеса не прекращается дискуссия о принципах отнесения услуг к произведенному продукту (Farny. Produkrions- und Kostentheorie. 1965; Muller. In formati-onsprodukte. 1995). В этой монографии мы рассматриваем их как отдельные факторы.
— именно поэтому на рис. 8 они представлены как составная часть обрабатываемого объекта.
Существуют также дополнительные факторы, которые, будучи вспомогательными услугами, имеют лишь косвенное отношение к производству. Сюда же относятся общественные услуги и воздействие на окружающую среду.
Услуги, предоставляемые внешними партнерами» относятся к производству (например, ремонтные услуги), но они не имеют отношения к нефизическому входу, напрямую связанному с обрабатываемым объектом, как это обозначено на нашей схеме.
Во всем остальном для целей этой работы можно ограничиться упрошенной классификацией, приведенной на рис. 9,
Для создания выхода требуется дополнительная информация о процессе, Эта информация представлена на рис. 7 объектом данных «график работ», Графики работ влияют на процесс. Поскольку они не являются результатом соответствующего бизнес-процесса, а хранятся скорее в качестве эталонных данных, их нельзя рассматривать как информационные услуги в рамках данного процесса.
ARIS-модель бизнес-процесса позволяет разграничить события, активизирующие управляющий поток посредством сообщений, и поток выходов. Следует отметить, что при практическом моделировании потоки управления и выходов в целях упрощения можно объединять. Это имеет смысл, когда в качестве выходов рассматриваются информационные объекты, например, документация на заказ или счета-фактуры. Такой принцип позволяет приравнять активизирующее событие к информационным объектам. Однако для приложений, где требуется более точное описание сообщений (например, в системах \vorkflow) или точное прослеживание потока материальных выходов (например, в производственных процессах), разграничение потоков является обязательным условием.
|
|
Рис. 9. Классификация типов выхода и входа
В ARIS-модели бизнес-процесса вычленяются следующие виды потоков:
— Организационные потоки. Характеризуют управление организационными единицами и их обязанности.
— Целевые потоки. Характеризуют концептуальные и бизнес-цели» которых требуется достичь в результате выполнения того или иного процесса или действия. Цели ставит руководство.
— Управляющие потоки. Управляют логической последовательностью выполнения функций посредством событий и сообщений. Функции процесса реализуют потоки, например путем добавления к входному потоку какого-либо компонента, необходимого для создания выхода. В управляющих потоках каждый процесс активизируется одним или несколькими сообщениями. Однако каждый процесс, в свою очередь тоже порождает одно или более сообщений.
— Потоки выходов. Мы можем разграничить потоки материальных выходов и потоки услуг. Потоки услуг могут функ-ционировать сами по себе, тогда как потоки материальных выходов обычно управляются и сопровождаются потоками услуг. Услуги подразделяются на информационные (создание и предоставление информации) и прочие. Потоки финансовых ресурсов являются компонентами потоков выходов. Различные услуги до определенной степени допускают замещение. Это позволяет заме- нять физические услуги (например, выдачу денежной наличности) информационными (например, переводом электронных «денег»).
— Потоки ресурсов. Отображают «доставку» используемого выхода — потенциального фактора «ресурсы». Понятие «ресурсы» охватывает как производственное оборудование, так и компьютерные средства.