Управления бизнесом и организационных процессов
Формулировка глобальной цели, или целевая корпоративная установка, определяет содержание и форму производственного процесса, а также использование его материаль-
ного выхода (результата) и услуг путем сочетания производственных факторов. Выполнение этих задач зависит от множества субъектов и технических средств, которые должны тесно взаимодействовать. Правила, необходимые для достижения корпоратив-
ной цели, и формируют организацию.
Бизнес-процесс для предприятия представляет собой непрерывную серию задач, решение которых осуществляется с целью создания выхода (результата).
Бизнес-процессы позволяют добиваться высокой эффективности деятельности предприятия, фокусируя внимание на запросах потребителей. Поэтому важно максимально повысить значимость бизнес-процесса и увязать с ним многочисленные функции.
В центре внимания бизнес-процессов всегда стоят вопросы управления бизнесом. Их цели поддаются строгому определению (например, сократить цикл бизнес-процесса «разработка продукта» на 30%), и они являются объектами учета стоимости (пооперационного определения стоимости).
Среди многочисленных проблем, которые можно решить в результате оптимизации бизнес-процессов, назовем лишь следующие:
— изменение структуры процесса путем введения одновременно выполняемых задач, что позволяет устранить лишние циклы и сделать структуру более рациональной,
— изменение структуры организационной отчетности и повышение квалификации сотрудников путем комплексного совершенствования процесса,
— сокращение объема документации, рационализация и ускорение документооборота и потока данных,
— рассмотрение возможных мер по привлечению внешних ресурсов (т.е. по передаче функции создания выхода внешнему исполнителю),
— внедрение новых производственных и ИТ-ресурсов для улучшения функций обработки.
Б. Базовая модель бизнес-процесса в ARIS
Для работы в среде ARIS необходимо сначала тщательно изучить соответствующий объект, что, в свою очередь, приводит к созданию простейшей модели бизнес-процесса, опирающейся в основном, на знание деятельности предприятия. Затем эта модель расширяется за счет дополнительных деталей. В итоге получается базовая модель бизнес-процесса в ARIS.
Б. 1. Исходная модель бизнес-процесса
Поясним ключевые моменты описания бизнес-процессов на простом примере обработки заказов.
Допустим, потребитель хочет заказать изготовителю несколько изделий. На основе информации о клиенте и изделиях изучается вопрос о технической возможности и экономической целесообразности изготовления данных изделий. После поступления заказа у поставщика приобретаются необходимые материалы. После получения материалов и последующего планирования заказа предприятие изготавливает изделия в соответствии с графиком работ и отправляет их клиенту вместе с надлежащей документацией.
Теперь рассмотрим этот сценарий с различных точек зрения.
В теории систем мы можем разграничить структуру системы и ее поведение. Начнем с описания субъектов (сущностей) ответственности и отношений, участвующих в бизнес-процессе, а затем опишем динамическое поведение при помощи последовательности функций. Выходные потоки описывают результаты выполнения процесса, а информационные потоки — обмен документами, участвующими в процессе.
Б.1.1. Субъекты ответственности и их отношения
На рис. 2а представлены субъекты ответственности (организационные единицы), участвующие в бизнес-процессе, причем для каждого из них показан выход, а также взаимосвязи (отношения) в виде контекстных диаграмм или диаграмм взаимодействия. Последовательность выполнения процессов здесь не отражена, тем не менее можно получить исходное представление о структуре бизнес-процесса.
Диаграммы взаимодействия широко применяются в теории бизнеса. Рис. 26 отражает довольно типичную картину взаимоотношений между клиентом, производителем и поставщиком и результаты (выходы) их взаимодействия.
Б. 1.2. Поток функций
На рис. 3 тот же бизнес-процесс описывается при помощи подлежащих выполнению функций с указанием их последовательности. Главная роль здесь отводится не субъектам ответственности, как это было на статичной диаграмме взаимодействия, а динамичной последовательности функций. Для наглядности на рис. 3 представлены и операционные единицы. Из-за обилия элементов их взаимосвязь с диаграммой, приведенной на рис. 26, здесь не столь очевидна.
Функциональные потоки представляют собой последовательности выполнения функций для создания выхода и. таким образом, они могут характеризовать бизнес-процесс. Сами выходные потоки будут показаны отдельно.
|
Б. 1.3. Поток выходов
Цель бизнес-процесса состоит в создании выхода для получения вознаграждения в виде другого выхода. В нашем примере выходом производителя является выполнение заказа клиента, а вознаграждением — получение денежных средств, хотя в процессе производства создается также промежуточный выход, возникающий в результате выполнения функций.
Понятие «выход» весьма неоднозначно. В наиболее общем смысле выход в бизнесе есть результат производственного процесса. Выход может быть физическим (материальный выход) и нефизическим (услуги). В то время как материальный выход легко поддается определению (например, доставка материала, изготовленные детали или даже готовый продукт), с понятием «услуги» дело обстоит сложнее, поскольку оно охватывает услуги, самого разнообразного характера. Вот лишь некоторые примеры:
— театральные представления (драматические спектакли, концерты), где выходом является исполнение на сцене; потребление этого выхода происходит одновременно с его созданием;
— банковские услуги в виде займов или кредитов; в этом случае услуга состоит в предоставлении необходимых денежных средств и сама по себе является результатом других банковских услуг (проверка кредитоспособности, услуги по депозиту и т. д.);
— услуги по страхованию;
— услуги государственного сектора (выдача водительских удостоверений, удостоверений личности и т. д.).
Немаловажная характеристика выхода — его востребованность стороной, не являющейся его производителем. Иными словами, на данный выход должен быть спрос.
На рис. 4 показан результат процесса «изготовление изделия», т.е. материальный выход в виде изготовленного изделия. Аналогичным образом в процессе изготовления выполняется и документируется проверка качества. Все данные, относящиеся к заказчику, фиксируются в «документации на заказ», которая сама по себе является услугой по предоставлению информации. После каждой внутрифирменной функции описывается поставляемый ею выход, который в свою очередь поступает в следующий процесс уже в качестве входа. Чтобы не перегружать диаграмму, организационные единицы на рисунке опущены. Приведенная иллюстрация вы-ходного потока не позволяет однозначно описать последовательность выполнения функций.
Б.1.4. Информационный поток
Помимо информационных услуг, компонентами процесса являются и другие данные, используемые для описания инфраструктуры бизнес-процессов.
|
|
На рис. 5 представлены информационные объекты бизнес-процесса и данные, которыми они обмениваются. Объекты, отнесенные к разряду информационных услуг, обведены двойной рамкой. Показаны также информационные объекты, описывающие контекстную среду бизнес-процесса, например, данные, касающиеся поставщиков, изделий или графиков работы. Эти данные :необходимы для создания информационных услуг. Например, при проверке заказов проверяется кредитоспособность заказчика и наличие материально-производственных запасов.
Каждый информационный объект имеет свое имя. Ему можно присвоить и другие атрибуты, но для экономии места они здесь опущены.