А. Преимущества ARIS для пользователя
БИЗНЕС-процессы
Основные понятия
Теория
Методы
Весть-МетаТехнолгия
Москва 1999
А. Преимущества ARIS для пользователя
Аббревиатура ARIS расшифровывается как «Архитектура интегрированных информационных систем» («Architecture of Integrated Information Systems»). В области информационных технологий (ИТ) понятие «архитектура» служит для описания:
— их типа,
— функциональных свойств,
— взаимоотношений между отдельными
«кирпичиками» информационной сис-
темы.
Термин «архитектура» широко употребляется в концепциях ИТ. В области информационных технологий термин «архитектура», прочно ассоциируется с такими понятиями, как планирование, регламентация, структуризация и координация деятельности деловых партнеров. Все эти понятия типичны для информационных систем. В таком значении термин «архитектура» употребляется также для описания аппаратных систем и баз данных.
Сегодня существенно возросла роль моделирования бизнес-процессов. Модели бизнес-процессов, построенные на базе концепции ARIS, находят применение даже в таких классических областях ведения бизнеса, как пооперационное исчисление стоимости, организация и реорганизация процессов, управление качеством. Это ведет к тому, что моде-лирование бизнес-процессов все чаше рассматривается как еще один аспект управления бизнесом»
Полуконцептуальные графические методы, такие как организационные диаграммы или сетевые графики, широко применяются в сфере управления бизнесом.
Концепция ARIS прежде всего позволяет зафиксировать широкий спектр описательных аспектов бизнес-процессов, подобрать способы для их рассмотрения, определить возможные наложения методов и выявить пробелы в описании. Преимущества ARIS очевидны как при решении административных и организационных вопросов бизнеса, так и при проектировании компьютеризованных информационных систем.
А. 1. Преимущества для
Управления бизнесом и организационных процессов
Формулировка глобальной цели, или целевая корпоративная установка, определяет содержание и форму производственного процесса, а также использование его материаль-
ного выхода (результата) и услуг путем сочетания производственных факторов. Выполнение этих задач зависит от множества субъектов и технических средств, которые должны тесно взаимодействовать. Правила, необходимые для достижения корпоратив-
ной цели, и формируют организацию.
Бизнес-процесс для предприятия представляет собой непрерывную серию задач, решение которых осуществляется с целью создания выхода (результата).
Бизнес-процессы позволяют добиваться высокой эффективности деятельности предприятия, фокусируя внимание на запросах потребителей. Поэтому важно максимально повысить значимость бизнес-процесса и увязать с ним многочисленные функции.
В центре внимания бизнес-процессов всегда стоят вопросы управления бизнесом. Их цели поддаются строгому определению (например, сократить цикл бизнес-процесса «разработка продукта» на 30%), и они являются объектами учета стоимости (пооперационного определения стоимости).
Среди многочисленных проблем, которые можно решить в результате оптимизации бизнес-процессов, назовем лишь следующие:
— изменение структуры процесса путем введения одновременно выполняемых задач, что позволяет устранить лишние циклы и сделать структуру более рациональной,
— изменение структуры организационной отчетности и повышение квалификации сотрудников путем комплексного совершенствования процесса,
— сокращение объема документации, рационализация и ускорение документооборота и потока данных,
— рассмотрение возможных мер по привлечению внешних ресурсов (т.е. по передаче функции создания выхода внешнему исполнителю),
— внедрение новых производственных и ИТ-ресурсов для улучшения функций обработки.
Б. 1.2. Поток функций
На рис. 3 тот же бизнес-процесс описывается при помощи подлежащих выполнению функций с указанием их последовательности. Главная роль здесь отводится не субъектам ответственности, как это было на статичной диаграмме взаимодействия, а динамичной последовательности функций. Для наглядности на рис. 3 представлены и операционные единицы. Из-за обилия элементов их взаимосвязь с диаграммой, приведенной на рис. 26, здесь не столь очевидна.
Функциональные потоки представляют собой последовательности выполнения функций для создания выхода и. таким образом, они могут характеризовать бизнес-процесс. Сами выходные потоки будут показаны отдельно.
|
Б. 1.3. Поток выходов
Цель бизнес-процесса состоит в создании выхода для получения вознаграждения в виде другого выхода. В нашем примере выходом производителя является выполнение заказа клиента, а вознаграждением — получение денежных средств, хотя в процессе производства создается также промежуточный выход, возникающий в результате выполнения функций.
Понятие «выход» весьма неоднозначно. В наиболее общем смысле выход в бизнесе есть результат производственного процесса. Выход может быть физическим (материальный выход) и нефизическим (услуги). В то время как материальный выход легко поддается определению (например, доставка материала, изготовленные детали или даже готовый продукт), с понятием «услуги» дело обстоит сложнее, поскольку оно охватывает услуги, самого разнообразного характера. Вот лишь некоторые примеры:
— театральные представления (драматические спектакли, концерты), где выходом является исполнение на сцене; потребление этого выхода происходит одновременно с его созданием;
— банковские услуги в виде займов или кредитов; в этом случае услуга состоит в предоставлении необходимых денежных средств и сама по себе является результатом других банковских услуг (проверка кредитоспособности, услуги по депозиту и т. д.);
— услуги по страхованию;
— услуги государственного сектора (выдача водительских удостоверений, удостоверений личности и т. д.).
Немаловажная характеристика выхода — его востребованность стороной, не являющейся его производителем. Иными словами, на данный выход должен быть спрос.
На рис. 4 показан результат процесса «изготовление изделия», т.е. материальный выход в виде изготовленного изделия. Аналогичным образом в процессе изготовления выполняется и документируется проверка качества. Все данные, относящиеся к заказчику, фиксируются в «документации на заказ», которая сама по себе является услугой по предоставлению информации. После каждой внутрифирменной функции описывается поставляемый ею выход, который в свою очередь поступает в следующий процесс уже в качестве входа. Чтобы не перегружать диаграмму, организационные единицы на рисунке опущены. Приведенная иллюстрация вы-ходного потока не позволяет однозначно описать последовательность выполнения функций.
Б.1.4. Информационный поток
Помимо информационных услуг, компонентами процесса являются и другие данные, используемые для описания инфраструктуры бизнес-процессов.
|
|
На рис. 5 представлены информационные объекты бизнес-процесса и данные, которыми они обмениваются. Объекты, отнесенные к разряду информационных услуг, обведены двойной рамкой. Показаны также информационные объекты, описывающие контекстную среду бизнес-процесса, например, данные, касающиеся поставщиков, изделий или графиков работы. Эти данные :необходимы для создания информационных услуг. Например, при проверке заказов проверяется кредитоспособность заказчика и наличие материально-производственных запасов.
Каждый информационный объект имеет свое имя. Ему можно присвоить и другие атрибуты, но для экономии места они здесь опущены.
Б.2. ARIS-модель
Бизнес-процесса
Простейшая модель, изображенная на рис. 6, уже согласуется с определением бизнес-процесса, хотя для придания большей реалистичности мы дополним ее некоторыми деталями. Впоследствии мы обобщим рассмотренный бизнес-процесс на примере обработки заказов.
Б.2.1. Пример расширенной версии процесса
На рис. 7 представлена более подробная версия процесса «изготовление изделия», изображенного на рис. 6. Она иллюстрирует ключевые расширения семантической основы описания бизнес-процесса, используемые в этой книге. Они почерпнуты из литературы по управлению бизнесом, бизнес-информатики и практического опыта.
|
|
Функциональные потоки дополняются управляющими элементами в виде событий и сообщений. Это позволяет более адекватно описать последовательность выполнения процесса. События описывают изменения условий и то, что произошло в результате некоторого события, что, в свою очередь, активизирует следующую функцию. Помимо простых событий, имеются также и сложные. Например, для функции «изготовление изделия» нужно завершить планирование и иметь в наличии необходимые детали. Эта зависимость выражается с помощью логического оператора «И» между указанными событиями.
Управляющие потоки регулируют активизацию событий в соответствии с разумной логикой процесса. Наряду с логическими связями можно использовать последовательные, параллельные, альтернативные и комбинированные методы. Управляющие потоки реализуются в виде событий и сообщений, которые они активизируют, после чего информация о начале события передается следующему элементу процесса. На рисунках сообщения обозначены символом «конверт». Они определяют реакцию функций на события. Кроме информации о начале события, сообщения могут содержать дополнительные атрибуты (Scheer. ARIS - Business Process Modeling. 1998).
После того как события «производственный план составлен» и «заказ (поставщику) обработан» посредством соответствующих сообщений- активизировали функцию «изготовление изделия», происходит событие «изделие выполнено». Таким образом, данный процесс завершается, и это событие посредством сообщений активизирует наступление последующих событий.
Здесь иллюстрируются только события.
имеющие отношение к непрерывному биз-
нес-процессу. Такие события называются релевантными.
Потоки функций, управляемые событиями, известны также под названием Event-driven Process Chain (EPC) — событийные диаграммы процесса. Метод ЕРС разработан в 1992 году Институтом информаци систем (Iwi) при Университете Заарланда (Германия) совместно с сотрудниками SAP в рамках проекта научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, финансировавшегося фирмой SAP AG (Keller, Nuttgens, Scheer. Semantische Ргогерто-dellierung. 1992). Сейчас этот метод является • одним из ключевых компонентов, модуля, предназначенного для описания моделей в системе SAP R/3. Метод ЕРС не проводит жесткого разграничения между описанными здесь потоками. В частности, выходной и управляющий потоки часто могут объединяться, а сообщения не используются. Возможно, именно это упрощение способствовало успешному применению метода ЕРС в реальной практике. Несколько позже мы остановимся на нем подробнее.
На рис. 7 более детально представлено формирование конечного результата (выхода) из отдельных выходов путём их объединения и последующей трансформацией. Далее термин «выход» будет употребляться также как синоним понятия «продукт».
В сфере производства производственные факторы действуют в различных комбинациях. Согласно теории производства, предложенной Гутенбергом, основными факторами являются производственные ресурсы, человеческие ресурсы, материальные ресурсы (сырье, материалы, заготовки) и управление. Разработанная Гутенбергом теория производства относится к созданию материального выхода. Однако, принимая во внимание возрастающую роль функций обслуживания в промышленном производстве, в данной работе нам нужен общий подход, в равной мере применимый и к сфере услуг. Кроме того, согласно концепции управления информационными ресурсами, информация сама по себе считается производственным фактором (Zirnrriermanri et al. Produktionsfaktor Information. 1972; Horton. Information Management Workbook. 1981; Krcmar. Informationsmanagement. 1997).
Эти потребности учитываются в своевременной теории коммерческого производства, расширяющей понятие производственных факторов (см. рис. 8). Вообще, любой объект, необходимый для выполнения процесса
|
«производство», — будь то материал, услуга или информация — рассматривается как производственный фактор. Понятие «производство» употребляется и в более широком контексте, включая создание нефизического выхода, т.е. услуг (Kern. Industrielle Produktionswirtschaft. 1992, с. 12).
На рис. 7 фактор «производственные ресурсы» представлен соответствующей машиной, компьютерной системой (рабочей станцией) для управления производственным процессом и компьютером, управляющим данной машиной.
Человеческий ресурс (на выходе или входе), относящийся к объекту (выход, связанный с объектом), представлен с добавлением категории «оператор машины».
Управление (планирование и контроллинг объединенного процесса) определяется стремлением к цели «высокое качество» — одному из ключевых компонентов выполнения процесса. Аспекты, относящиеся к организационной структуре, показаны в привязке к функциям организационных единиц (в
данном случае — производственного цеха).
Использование материалов как факторов
объектов иллюстрирует соответствующий
материал. Факторами объектов могут быть
также поточные объекты, бесплатные и пре
доставляемые заказчиком, например, ткань,
предоставляемая красильной фабрикой. В
качестве других примеров поточных объек-
тов можно привести пациентов больницы или
клиентов парикмахерской (Corsten.
Dienstleistungsproduktion. 1994).
«Производственные планы» рассматриваются как нефизическне материалы (услуги), представляющие собой выход предшествующих функций планирования производства. На этом этапе выясняются имеющиеся мощности и выполняются другие виды проверки. Иллюстрацией этих услуг служит документ с названием «производственный план». В теории бизнеса не прекращается дискуссия о принципах отнесения услуг к произведенному продукту (Farny. Produkrions- und Kostentheorie. 1965; Muller. In formati-onsprodukte. 1995). В этой монографии мы рассматриваем их как отдельные факторы.
— именно поэтому на рис. 8 они представлены как составная часть обрабатываемого объекта.
Существуют также дополнительные факторы, которые, будучи вспомогательными услугами, имеют лишь косвенное отношение к производству. Сюда же относятся общественные услуги и воздействие на окружающую среду.
Услуги, предоставляемые внешними партнерами» относятся к производству (например, ремонтные услуги), но они не имеют отношения к нефизическому входу, напрямую связанному с обрабатываемым объектом, как это обозначено на нашей схеме.
Во всем остальном для целей этой работы можно ограничиться упрошенной классификацией, приведенной на рис. 9,
Для создания выхода требуется дополнительная информация о процессе, Эта информация представлена на рис. 7 объектом данных «график работ», Графики работ влияют на процесс. Поскольку они не являются результатом соответствующего бизнес-процесса, а хранятся скорее в качестве эталонных данных, их нельзя рассматривать как информационные услуги в рамках данного процесса.
ARIS-модель бизнес-процесса позволяет разграничить события, активизирующие управляющий поток посредством сообщений, и поток выходов. Следует отметить, что при практическом моделировании потоки управления и выходов в целях упрощения можно объединять. Это имеет смысл, когда в качестве выходов рассматриваются информационные объекты, например, документация на заказ или счета-фактуры. Такой принцип позволяет приравнять активизирующее событие к информационным объектам. Однако для приложений, где требуется более точное описание сообщений (например, в системах \vorkflow) или точное прослеживание потока материальных выходов (например, в производственных процессах), разграничение потоков является обязательным условием.
|
|
Рис. 9. Классификация типов выхода и входа
В ARIS-модели бизнес-процесса вычленяются следующие виды потоков:
— Организационные потоки. Характеризуют управление организационными единицами и их обязанности.
— Целевые потоки. Характеризуют концептуальные и бизнес-цели» которых требуется достичь в результате выполнения того или иного процесса или действия. Цели ставит руководство.
— Управляющие потоки. Управляют логической последовательностью выполнения функций посредством событий и сообщений. Функции процесса реализуют потоки, например путем добавления к входному потоку какого-либо компонента, необходимого для создания выхода. В управляющих потоках каждый процесс активизируется одним или несколькими сообщениями. Однако каждый процесс, в свою очередь тоже порождает одно или более сообщений.
— Потоки выходов. Мы можем разграничить потоки материальных выходов и потоки услуг. Потоки услуг могут функ-ционировать сами по себе, тогда как потоки материальных выходов обычно управляются и сопровождаются потоками услуг. Услуги подразделяются на информационные (создание и предоставление информации) и прочие. Потоки финансовых ресурсов являются компонентами потоков выходов. Различные услуги до определенной степени допускают замещение. Это позволяет заме- нять физические услуги (например, выдачу денежной наличности) информационными (например, переводом электронных «денег»).
— Потоки ресурсов. Отображают «доставку» используемого выхода — потенциального фактора «ресурсы». Понятие «ресурсы» охватывает как производственное оборудование, так и компьютерные средства.
БИЗНЕС-процессы
Основные понятия
Теория
Методы
Весть-МетаТехнолгия
Москва 1999
А. Преимущества ARIS для пользователя
Аббревиатура ARIS расшифровывается как «Архитектура интегрированных информационных систем» («Architecture of Integrated Information Systems»). В области информационных технологий (ИТ) понятие «архитектура» служит для описания:
— их типа,
— функциональных свойств,
— взаимоотношений между отдельными
«кирпичиками» информационной сис-
темы.
Термин «архитектура» широко употребляется в концепциях ИТ. В области информационных технологий термин «архитектура», прочно ассоциируется с такими понятиями, как планирование, регламентация, структуризация и координация деятельности деловых партнеров. Все эти понятия типичны для информационных систем. В таком значении термин «архитектура» употребляется также для описания аппаратных систем и баз данных.
Сегодня существенно возросла роль моделирования бизнес-процессов. Модели бизнес-процессов, построенные на базе концепции ARIS, находят применение даже в таких классических областях ведения бизнеса, как пооперационное исчисление стоимости, организация и реорганизация процессов, управление качеством. Это ведет к тому, что моде-лирование бизнес-процессов все чаше рассматривается как еще один аспект управления бизнесом»
Полуконцептуальные графические методы, такие как организационные диаграммы или сетевые графики, широко применяются в сфере управления бизнесом.
Концепция ARIS прежде всего позволяет зафиксировать широкий спектр описательных аспектов бизнес-процессов, подобрать способы для их рассмотрения, определить возможные наложения методов и выявить пробелы в описании. Преимущества ARIS очевидны как при решении административных и организационных вопросов бизнеса, так и при проектировании компьютеризованных информационных систем.
А. 1. Преимущества для