Оценка дополнительных показателей

Как правило, в качестве дополнительных показателей, характеризующих деятельность коммерческой организации, используют показатели, позволяющие оценить вероятность ее банкротства. Вероятность банкротства коммерческой организации – это одна из оценочных характеристик текущего состояния и обстановки на исследуемой коммерческой организации.

Одним из самых распространенных способов оценки вероятности банкротства является метод совокупной оценки некоей модели. В частности, один из показателей вероятности банкротства получил название показателя Альтмана по имени своего создателя.

В формуле Альтмана используются пять переменных:

х1 = ОА / ВБ – отношение оборотного капитала к сумме активов организации;

х2 = ДК / ВБ – отношение нераспределенного дохода к сумме активов;

х3 = ПОСНД / ВБ – отношение операционных доходов (до вычета процентов и налогов) к сумме активов;

х4 = УК / ВБ – отношение рыночной стоимости акций организации к общей сумме активов;

х5 = ВР / ВБ – отношение суммы продаж к сумме активов.

Для оценки финансовой устойчивости можно пользоваться следующей формулой, адаптированной к российской терминологии:

Оценка дополнительных показателей - student2.ru ,

где

КА – показатель (коэффициент) Альтмана.

Степень близости организации к банкротству определяется по шкале, представленной в табл. 17.

Таблица 17

Значение КА Вероятность банкротства
менее 1.8 очень высокая
от 1.81 до 2.7 высокая
от 2.71 до 2.99 средняя
от 3.0 низкая

Принимая во внимание, что формула расчета КА в представленном здесь виде отличается от оригинала (в частности, вместо уставного капитала (УК) в оригинальном варианте используется рыночная стоимость акций – неопределяемый сейчас для большинства фирм показатель) рекомендуется снизить верхнюю границу “очень высокой” степени вероятности банкротства до 1.

При ретроспективном анализе организации следует обращать внимание не столько на шкалу вероятностей банкротства, сколько на динамику этого показателя.

Показатель вероятности банкротства является комплексным показателем, включающим в себя целую группу показателей, характеризующих разные стороны деятельности организации: структуру активов и пассивов, рентабельность и оборачиваемость.

Оценка неформальных показателей проводится с помощью проведения экспертных опросов.

Стратегический менеджмент в системе материально-технического обеспечения и логистики

Стратегия логистики

При разработке стратегии планирования на предприятии логистическая политика должна являться частью производственной функциональной стратегии, которая наряду с маркетинговой и организационной стратегией является частью общей хозяйственной стратегии организации.

В логистическую систему при разработке стратегии должны быть включены: транспортные операции и издержки, мощности, связь (обработка заказов), управление запасами, подъемно-транспортные работы, плановые и контрольные системы, организация системы.

Один из стандартных технических приемов разработки логистической стратегии заключается в анализе обычного логистического равновесия между услугами и издержками. К этому добавляется третий элемент – комплексность, которая включает в себя следующее: количество источников снабжения и источников запасов, товарную и упаковочную номенклатуру, количество источников поступления заказов и точек отгрузки товара, сезонность, количество рабочих центров, количество уровней в списке материалов и т.п.

Все это увеличивает сложность и неопределенность операций. Поэтому необходимо снизить сложность операций и тем самым сократить по возможности элемент неопределенности, сделав таким образом весь хозяйственный процесс более простым и управляемым.

Подход к решению стратегических хозяйственных проблем должен базироваться на формировании группы специалистов разного профиля во всех ключевых функциональных областях логистической системы и проводиться в два этапа. На первом этапе выявляются стратегическая цель и направление хозяйственного развития организации в будущем и изучаются в основном такие вопросы:

1. Изменение рыночных потребностей. Анализ рынков может показать, что в объемах продукции, проходящей по различным каналам распределения, происходят сдвиги в пользу какого-либо канала.

2. Повышение требования к логистике. Сдвиг в распределительных каналах должен отразиться на повышении требований к логистике как системе в плане сроков, надежности доставки и комплектности заказа.

3. Разбивка продукции по принципу Парето. Необходимо учитывать эффект Парето: на ограниченное число товаров приходится основной поток.

4. Размер запасов и гибкая производственная система. Должна быть создана гибкая производственная система организации, которая бы реагировала на изменения рыночных потребностей, а величина запасов должна быть оптимальная.

5. Внимание к отдельным видам деятельности. Следует обращать внимание не только на выпуск ассортимента обычной и специальной продукции, но и на специфические виды деятельности: маркировку и упаковку потребительских товаров или специальное производство и упаковку.

6. Гибкость. На столь быстротечном рынке логистическая система должна обладать способностью краткосрочной адаптации, поэтому важна гибкость конечного стратегического направления.

7. Повышение логистических показателей поставщиков. Эта часть связана с разработкой различных мероприятий по поставке продукции.

На первом этапе выявляются текущее состояние всех хозяйственных функциональных областей, проблемы и узкие места организации. На этой базе разрабатывается план действий: цели, ресурсы, графики, взаимозависимости и возможные последствия, различные хозяйственные варианты для обеспечения общей стратегии организации.

На втором этапе вырабатывается подробный общий хозяйственный план организации, который подтверждает стратегическое направление первого этапа. В содержание стратегического направления входят:

1. Производственные мощности. Логистическая группа, используя компьютерные модели объема производства, ассортимент продукции, рынки, мощности по обеспечению выпуска продукции, определяет производственные мощности.

2. Национальные системы распределения. Учитывается влияние изменений материальных ресурсов в производственных мощностях национальной системы распределения.

3. Подъемно-транспортные работы. Важным моментом является эффективная работа подъемно-транспортной системы для всех частей общей цепи (поставщик-потребитель).

4. Виды транспорта. Исследуются различные виды транспорта в плане издержек и возможности удовлетворять логистические потребности предлагавшейся производственной системы.

5. Контрольные системы. Измерение и контроль за результатами деятельности.

6. Поставщики. Финансовые результаты.

7. Общий хозяйственный план. Логистические проекты по каждой функциональной области тесно увязываются с единым хозяйственным планом. Он включает в себя полную финансовую оценку, распределение ресурсов, управление логистической системой и пр.

Приведенная логистическая схема разработки хозяйственной стратегии направлена на эффективную работу производства, а также на достижение значительных преимуществ перед конкурентами. Анализ и оценку любых предложений, связанных с продвижением материалопотока, его прогнозированием, а также альтернативный выбор наилучших их вариантов можно произвести с помощью некоторых показателей.

1. Показатель отдачи от вложенного капитала, или доход на капитал ОВК:

Оценка дополнительных показателей - student2.ru .

2. Объем инвестиций – капитал, вложенный в дело и дополненный частью полученной прибыли, который реинвестируется в активы для получения дохода и прибыли в будущем.

Инвестиционные проекты в логистической системе могут оцениваться различными способами, но типичными для любого анализа логистической системы являются определение уровня чистого дохода и расчет размера дополнительной прибыли.

Кроме того, инвестиционные проекты, предлагаемые для повышения эффективности логистической системы, должны быть проанализированы, чтобы ответить и на такие вопросы: какова цель проекта? Каковы затраты на проект и ожидаемая отдача? Какое воздействие оказывает проект на текущую и прогнозируемую деятельность организации? Как изменится организационная структура организации? Сколько времени займет достижение полной эффективности предлагаемой системы? Какие риски связаны с проектом? Как их можно сократить? Какова оценка проекта, рекомендации? и др.

После того как разработаны и приняты к исполнению стратегия и тактика логистической системы, возникает организационный аспект, который должен способствовать правильной и эффективной координации работы всех элементов такого сложного механизма, как логистическая система.

К понятию "организация" можно подходить с двух точек зрения: структурной и поведенческой. В первом случае рассматривается организация логистической системы как таковая, а во втором – с точки зрения человека, его способностей и мотиваций к труду. В данном случае рассматривается только структурная организация фирм, которые используют логистическую систему.

При разработке организационной структуры уделяется внимание таким проблемам:

  • определению целей и на их основании установлению подробной спецификации работ, которые подлежат выполнению логистической системой;
  • группировке видов деятельности по функциональным областям логистической системы;
  • распределению полномочий;
  • определению ответственности и отчетности за выполнение того или иного вида деятельности;
  • разработке инструкций (положений) ддя работников с тем, чтобы каждый знал свое место в процессе работы логистической системы.

Как правило, организационные структуры с учетом указанных проблем строятся на традиционном классическом подходе. При таком подходе вертикальная интеграция управления рассматривается как сочетание линейных руководителей с функциональными. Однако главной его задачей является контроль за продвижением материалопотока.

Наши рекомендации