Общественное благосостояние. Качество жизни и индекс развития человеческого потенциала

Подводя итоги, можно сказать, что государство воздействует на экономику, преодолевая провалы рынка и осуществляя перераспределение доходов и ресурсов. И конечной целью любого государства является благосостояние его народа. В конституции любой страны в той или иной форме провозглашен этот тезис «Благо народа – высшая цель государства». Но как его измерить это благо? Считается, что конкретными показателями благосостояния является уровень и качество жизни и для их определения в свою очередь было разработано большое количество стоимостных и натуральных показателей.

Длительное время в качестве обобщающих характеристик качества экономического роста, проявляющегося в качестве жизни, использовались главным образом демографические показатели (ожидаемая продолжительность предстоящей жизни населения, уровень младенческой смерти и т.д.) и экономические (ВВП на душу населения, ИПЦ и т.д.). Однако развитие мировой экономики показало, что экономический рост не всегда сопровождается позитивными социальными последствиями, проявляющимися в улучшении качества жизни. Поэтому постепенно формировалась система показателей уровня и качества жизни, которая отражала важнейшие их аспекты. Вместе с тем возникла потребность в построении единого интегрального показателя оценки качества жизни, объединяющего разные аспекты социально-экономического развития общества и показывающего не просто экономический рост, а его качество. И в 80-х годах прошлого века экспертами Программы развития ООН началась активная разработка концепции развития человеческого потенциала, в которой взаимосвязано рассматривались проблемы совершенствования производства и распределения товаров и услуг с расширением и и использованием способностей и возможностей людей. Человек здесь рассматривался как цель и как критерий общественного прогресса в целом и качества экономического роста в частности. Как итоговый результат этой работы в 1990 году был предложен показатель – индекс развития человеческого потенциала – ИРЧП, который отражал три ведущих фактора жизни: долголетие, образованность и доход. Рассмотрим кратко, как рассчитывается этот индекс. Прежде чем рассчитывать сам ИРЧП, необходимо рассчитать показатели по каждому из элементов (рис. 6.1). Для расчета индексов по этим элементам – продолжительности жизни, образованию и ВВП – для каждого из используемых показателей устанавливаются минимальное и максимальное значения (пороговые значения, табл. 6.1).

Общественное благосостояние. Качество жизни и индекс развития человеческого потенциала - student2.ru

Рисунок 6.1 – Структура и состав индекса развития человеческого потенциала

Достижения по каждому показателю выражаются величиной от 0 до 1, которая рассчитывается по следующей общей формуле:

Общественное благосостояние. Качество жизни и индекс развития человеческого потенциала - student2.ru

Достижения по каждому показателю выражаются величиной от 0 до 1, которая рассчитывается по следующей общей формуле:

Общественное благосостояние. Качество жизни и индекс развития человеческого потенциала - student2.ru

Таблица 6.1 – Пороговые значения для расчета ИРЧП

Показатель Максимальное значение Минимальное значение
Средняя продолжительность жизни (лет)
Уровень грамотности взрослого населения (в процентах)
Совокупный валовой коэффициент поступивших в учебные заведения (в процентах)
ВВП на душу населения (ППС в долл. США)

После этого рассчитывается ИРЧП как среднее арифметическое индексов по элементам.

Использование комплексного показателя человеческого потенциала позволяет разделять страны на группы с различным уровнем человеческого развития. Вне зависимости от уровня экономического развития(будь это индустриальные или развивающиеся страны) к странам с высоким уровнем человеческого развитияотносятся те, в которых ИРЧП ³ 0,8; к странам со средним уровнемчеловеческого развития – те, в которых 0,5 £ ИРЧП < 0,8; к странам с низким уровнем человеческого развития – те, в которых ИРЧП < 0,5. Россия находится по этому показателю в зависимости от последних лет от 67 до 72 места с ИРЧП = 0,750, то есть относимся к странам со средним уровнем. У нас очень низкая продолжительность жизни и поэтому дальнейшее повышение качества жизни должно быть направлено в первую очередь именно на повышение долголетия граждан.

IV. Графический анализ

  1. Отразить в координатах (Q;P) рынок свободных (общественных) благ.
  2. Государство вводит существенный прогрессивный налог на доходы граждан (то есть чем больше доход, тем больше налоговая ставка). Как это отразится на конфигурации кривой Лоренца?
  3. Отразите в координатах (I; TU) следующие отношения людей к риску:

а) нейтральное;

б) любят рисковать;

в) испытывают антипатию к риску (противники риска);

г) отношение к риску меняется в зависимости от уровня дохода.

V. Задачи и ситуации

1. В таблице даны индивидуальные объемы спроса трех субъектов: А, Б, В.

Цена
Величина спроса А
Величина спроса Б
Величина спроса С

а) Определить объем рыночного спроса на данный товар, если это чистое частное благо.

б) Определить объем общественного спроса, если этот продукт является чистым общественным благом.

в) Найти оптимальный объем выпуска такого чистого общественного блага, если его предложение такое, как в таблице:

Цена блага
Объем предложения

г) Если бы данный продукт производился в частном секторе, каков был бы объем его выпуска.

2. У одного домохозяйства доход = 70 000 у.д.е., а у другого 30 000 у.д.е.

а) Найти долю бедного домохозяйства в общем доходе (b)

б) Построить кривую Лоренца по точкам: А (0,0); В (1,1), С (0,5, b).

в) Найти площадь между кривой Лоренца и отрезками АВ.

г) Рассчитать коэффициент Джини.

3. Домохозяйства расположены в порядке возрастания располагаемого дохода и разделены на четыре равные группы. Первая группа имеет 10% суммарного дохода, вторая – 20%, третья – 30%.

а) Найти квартильный коэффициент.

б) Чему равна величина децильного коэффициента?

в) Как изменится квартильный коэффициент, если в результате изменений налогового законодательства располагаемый доход первой группы сократится на 5%, второй группы – на 10%, третьей – на 15%, четвертой – на 25%. Найти новый квартильный коэффициент.

г) Постройте кривую Лоренца и рассчитайте коэффициент Джини для исходного распределения доходов.

4. Предположим, что индекс цен на потребительские товары учитывает только две группы товаров: питание и жилье. Удельный вес продуктов питания = 0,33, а жилья = 0,67. Цены на продукты питания выросли на 20%, а на жилье снизились на 2%. На сколько упал уровень жизни?

5. Электростанция выпускает все отходы в атмосферу через обычную дымовую трубу и это составляет 75 000 тонн двуокиси серы в год. Фирма делает расчеты, как снизить внешние эффекты и рассчитывает несколько вариантов:

1.Самый дешевый способ уменьшить уровень загрязненности среды заключается в том, чтобы перейти на более дешевый уголь из другой шахты, расположенной на несколько более далеком расстоянии. Это снижает общий выброс до 60 000 тонн в год при затратах в 250 у.д.е. на тонну серы.

2. Установка оборудования, которое удаляет часть серы путем «Промывки» угля, дает возможность уменьшить загрязнение еще на 10 000 тонн при затратах в 500 у.д.е на тонну.

3. Установка в трубе газоочистителей для удаления половины оставшейся серы даст возможность снизить объемы загрязнения еще на 20 000 тонн, причем затраты составили бы 750 у.д.е. на тонну. Дальнейшее уменьшение выброса невозможно без полного закрытия станции.

а) Рассчитать увеличение предельных затрат на снижение уровня выпуска и уменьшение предельной стоимости выброса отходов.

б) Построить график, где на вертикали отражается предельная стоимость выбросов и предельные затраты на очистку, а на горизонтали – количество отходов (серы).

6. Приведите пример общественного блага, которым Вы пользуетесь в своем городе, и оцените выгоду от него. Прокомментируйте, соответствует ли полезность этого блага Вашему желанию платить за него?

7. Когда Вы принимаете меры, чтобы избавить свой сад от сорняков, Вы приносите пользу своим соседям, уменьшая опасность того, что семена сорняков будут перенесены ветром к ним. Как Вы считаете, почему каждый садовод в округе будет осуществлять борьбу с сорняками в объеме, меньше эффективного?

VI. Контрольные вопросы

  1. Что понимается под общим экономическим равновесием?
  2. Что такое эффект обратных связей?
  3. Какое распределение ресурсов отвечает Парето-оптимальности?
  4. В чем проявляется несостоятельность рынка?
  5. Почему рыночные механизмы не могут решить все экономические и социальные проблемы?
  6. В чем проявляются отрицательные внешние эффекты?
  7. Как государство может минимизировать экстерналии?
  8. Какое значение для минимизации экстерналий имеет теорема Р. Коуза?
  9. Приведите примеры положительных экстерналий?
  10. Что является причиной появления интерналий?
  11. Каким образом минимизируются интерналии?
  12. Чем общественные блага отличаются от частных?
  13. В чем суть проблемы «безбилетника»?
  14. Приведите примеры асимметрии информации: «рынок лимонов», рыночные сигналы, проблема заказчик-агент.
  15. Какими методами минимизируются риски в случае неопределенности результата (расчет вероятности ожидаемого события, диверсификация рисков, страхование).
  16. Что означает функциональное и персональное распределение доходов?
  17. В чем причины дифференциации доходов?
  18. Как измеряется дифференциации (основные методы).
  19. В чем различие между абсолютной и относительной бедностью?
  20. Что понимается под уровнем и под качеством жизни?
  21. Какие показателя измеряют уровень и качество жизни?
  22. Какие показатели берутся для измерения ИРЧП?
  23. Что такое минимальная продовольственная корзина и минимальный потребительский бюджет? Как и с какой целью они рассчитываются?
  24. Что такое социальная политика государства, и каковы ее основные направления в современной России?

VII. Рекомендуемая литература

  1. Долан Э. Микроэкономика. – СПб., 1994. Гл.14, 15.
  2. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. – М., 1997. Гл.14, 15.
  3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. – Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М., 2001-2007. Гл. 30, 34.
  4. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М., 1992. Гл.15, 17.
  5. Самуэльсон П. Вводный курс. В 2-х тт. М., – 1964, 1993. Т. 1. Гл. 36, 38, 39.
  6. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М., 1994. Гл.20, 22.
  7. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный курс. Учебное пособие. – ИНФРА – М, 2005.

Наши рекомендации