Использование силы информации.
В логистике особенно важны пять аспектов в сфере использования информации:
· электронный обмен данными - EDI – Electronic data interchange – система прямой компьютерной связи между поставщиками и потребителями, предназначенная для непосредственного оформления заказов и обмена другой стандартной информацией; можно использовать также для связи с грузовыми перевозчиками, товарными складами общего пользования, таможнями и др. организациями.
· персональные компьютеры – 1) возможность получать оперативную информацию не только в офисе, но и на складе и в дороге; 2) увеличение скорости и точности действий исполнителей на основе использования систем «клиент/сервер» и, как следствие, рост качества и эффективности сервиса; 3) способность работать с графическими программами, использование систем поддержки принятия решений по размещению логистических мощностей, анализу запасов, маршрутизации и составлению графиков перевозок; 4) управление производством на промышленных предприятиях на основе корпоративных информационных систем (MRP II);
· система искусственного интеллекта – экспертные системы позволяют осуществлять выбор перевозчиков, используются в международном маркетинге и глобальной логистике, при управлении запасами и проектировании логистических систем;
· спутниковые системы связи позволяют наладить связь на широком географическом пространстве;
· технология штрихового кодирования – отслеживание складских поступлений; продажи в розничной торговле; автоматическая идентификация, позволяющая практически безошибочно и оперативно отслеживать перемещения товаров и грузов.
Информатика и информационные технологии способствуют повышению конкурентоспособности, расширению рынка на международном уровне и в целом повышают прибыль фирмы.
Информация есть один из ресурсов бизнеса, который позволяет заметно снизить общие логистические расходы. Есть примеры, когда усовершенствование системы обработки заказов поставщиков и перевозчиков, позволило снизить уровень складских запасов в 15-20 раз и перейти от четырехдневного цикла снабжения к четырехчасовому. Многие компании направляют свои средства на разработку и внедрение компьютерных сетей, основанных на новейших средствах связи, для учета и контроля многомиллионных логистических затрат. Такие затраты окупаются за 3-4 месяца применения системы, что позволяет сэкономленные средства направить на их модернизацию.
Менеджеры по логистике все чаще пытаются реализовать свои бизнес-планы путем использования современных информационных технологии. Цель информационных технологий подобна цели логистической системы: нужная информация нужному лицу в нужное время.
4. Эффективное управление трудовыми ресурсами.
Джонсон Д., стр. 34
В 1991 г. Совет логистического менеджмента США (CLM) опубликовал брошюру для студентов университетов «Карьера в сфере логистики». В ней рассказывалось о семи категориях менеджеров виз области логистики:
· менеджер по управлению запасами товаров;
· менеджер складских операций;
· административный менеджер (руководит 300 служащими и отвечает за материалы. оборудование, обработку заказов и т.д.);
· административный аналитик-плановик;
· менеджер по перевозкам;
· менеджер по обслуживанию клиентов;
· консультант.
Главный вывод из брошюры: «Область логистики настолько широка, что практически любая организация, занимающаяся бизнесом, может рассматриваться как потенциальный потребитель услуг менеджера-логиста».
Компания Dow Chemical USA предъявляет такие требования к выпускникам университетов при приеме на работу:
· владение в совершенстве искусством общения с людьми, высшая степень коммуникабельности, так как контакты с людьми являются неотъемлемой частью профессии логиста;
· степень бакалавра в области транспортировки, логистики, машиностроения или родственных дисциплин;
· способность принимать решения быстро и независимо;
· желание сделать успешную карьеру в одной их областей менеджмента компании.
Принятые выпускники получили такие назначения: 1)аналитик по распределению – возможность познакомиться с продуктами компании, с производством, с операциями распределения); 2) аналитик-плановик – планирование сети распределения для нового продукта; 3) работа в транспортном отделе (перевозки).
В ходе этой программы должности менялись через 18 месяцев. Такой подход позволял научиться работать в различных сферах функционирования бизнеса, понять, как работает вся система в целом и разобраться в связях между ее составляющими. Переходы из одного отдела в другой поощрялись.
По данным опроса 196 респондентов в США менеджеры-логисты в среднем имеют годовую зарплату: менеджеры – 80000 $, начальники отделов – 100000 $, вице-президент – 155000 $.
Почти все респонденты отметили, что их компании наняли выпускников университетов и специалистов, имеющих степень МВА, 49% имеющих ученую сепень, средний возраст – 45 лет. Все умеют работать с ПК (электронные таблицы, базы данных, графические редакторы, Интернет, электронный обмен данными, штрих-кодирование).
Этот принцип играет решающую роль в наладке слаженного механизма управления материальными потоками. Те фирмы, которые считают квалифицированные кадры самым важным своим ресурсом, могут рассчитывать на эффективное функционирование логистической системы. Сегодня прием на работу перспективных и образованных кадров – это стандартная практика. В настоящее время руководителей высшего уровня сферы логистики осознают, что только опытные и подготовленные менеджеры способны обеспечить успех в реализации стратегии и планов их фирм. Подбор нового поколения логистических менеджеров – это большая и кропотливая работа, особенно у нас, в России, где преподавание логистики практически осуществляется только на некоторых специальностях университетов, не говоря уже о подготовке квалифицированных инженеров в этой области.
С увеличением числа компаний, формирующих долгосрочные стратегические союзы во внешней торговле, менеджмент человеческими ресурсами превращается в серьезную проблему. Становится ясно, что для обеспечения стабильной работы надо не только поощрять людей за хорошую работу, но и вселить в них уверенность в том, что они, эти люди, смогут обеспечить эту работу.
Качество работы и человеческие ресурсы неразрывно связаны. Если не внушить своим работникам, что нужно ориентироваться на качественную работу, нельзя гарантировать качественные товары и услуги. Передовые компании для вновь принятых работников обеспечивают повышение квалификации (переквалификацию), предусматривающее ознакомление с требованиями фирмы по качеству. Поэтому эти компании добиваются успехов не только благодаря товарам, которые продают, но и благодаря людям, которые их доставляют. Многие корпорации мирового класса направляют менеджеров по логистике и рядовых служащих для освоения специальных программ, ориентированных на повышение квалификации и на ознакомление с новыми концепциями и с новой техникой. В некоторых случаях такое обучение вне рабочего места очень важно при последующем внедрении новых управленческих подходов и систем.