Связь логистики с корпоративной стратегией

Создание стратегических союзов.

Стратегические союзы можно подразделить на региональные (внутри одной страны) и транснациональные (международные). Примерами первых могут служить автомобильные заводы вместе с подчиненными им станциями технического обслуживания и подразделениями по обеспечению запасными частями. Примеры второго типа: фирмы по производству персональных компьютеров, по их реализации и сопровождению; фабрики по производству кинофотоматериалов и их обработке и т.д.

Этот принцип совершенствования логистики требует от компаний тесного сотрудничества с другими участниками логистической цепи или канала. Благодаря его реализации компания устанавливает постоянные контакты по хозяйственным связям (брокерами, поставщиками, оптовыми фирмами, потребителями и т.д.). Не меньшее значение стало придаваться координации деятельности внутренних подразделений фирмы (производственных отделов продаж, закупки, маркетинга и т.д.). Опыт подтверждает, что наибольших успехов в увеличении прибыли добиваются как раз те фирмы, в которых установлены прочные связи с внешними и внутренними участниками коммерческих отношений.

Многие успешно функционирующие фирмы давно установили между собой режим делового сотрудничества. Они все шире практикуют «стратегические союзы» с поставщиками, потребителями, транспортными агентствами и другими участниками логической цепи. В настоящее время любой крупный руководитель продукции определяет стратегическую линию сотрудничества со своими партнерами, рассматривая совместную разработку и внедрение мероприятий в качестве единого комплекса полнокровных взаимоотношений во всех звеньях организации коммерческого дела. При этом огромное значение придается открытому и систематическому обмену информацией по прогнозированию, планированию и графикам поставок продукции и т.д.

Учет финансовых показателей.

Для оценки эффективности логической деятельности можно использовать такие показатели как добавленная стоимость, расходные коэффициенты, производственные нормы и др. На основе практического опыта многие фирмы пришли к выводу, что лучше всего логистические операции, такие, как транспортировка, складирование и другие, оценивать по уровню полученной прибыли.

Такую практику успешно применяют некоторые американские фирмы. Одной из них, сумевшей упрочить свои финансовые позиции, является «Xerox Corporation». Обеспечивая обслуживание по индивидуальным заказам, эта фирма получила существенную прибыль при сбыте продукции. При этом логистические структуры гарантируют тот уровень сервиса, который требует руководители производственных подразделений. Как известно, в западных странах компании традиционно применяют показатель нормы прибыли на активы как наиболее важный индикатор финансовой деятельности. Ряд американских фирм рассчитывают прибыль на логистические активы.

В результате внедрения в финансовую практику данного показателя все большее число фирм начинают пользоваться услугами соответствующих специализированных фирм. С этой тенденцией связывается сокращение численности собственного парка автомобилей, а также тот факт, что растущее число компаний стало прибегать к услугам складов общего пользования, против чего они категорически возражали несколько лет назад.

Связь логистики с корпоративной стратегией

Сейчас становится все более ясным, что все аспекты логистических операций должны быть прямо связаны с корпоративным стратегическим планом. Это первое и наиболее важное правило для повышения роли логистики при увеличении прибыли предприятия. Логистические системы должны создаваться и управляться, исходя из общей цели, – достижения максимальной эффективности работы всей фирмы.

При построении логистической системы предприятия необходимо исходить их методологии общей кибернетической теории систем с учетом основных моментов системного подхода:

· цель создания системы – достижение максимальной эффективности работы всего предприятия;

· обоснованный выбор структуры системы, включающей подсистемы (звенья, элементы) и направленный на достижение поставленной цели;

· обеспечение взаимодействия подсистем друг с другом для достижения общей цели и собственных целей, определяемых функциональным назначением подсистем;

· обеспечение взаимодействия системы с внешней средой;

· анализ результатов деятельности системы и сравнение их с запланированными показателями.

Как правило, в любой системе, тем более в сложной, независимо от ее природы и назначения, составляющие эту систему элементы имеют различные цели (Дыбская В.В., стр.38-39, 302-308). Эти цели определяются функциональным назначением подсистем и в общем случае могут противоречить друг другу. Идея корпоративной стратегии заключается в том, чтобы подчинить функционирование отдельных элементов одной цели – цели функционирования системы в целом. Например, если рассматривается задача определения «наиболее выгодного» для предприятия-изготовителя номенклатуры и объемов производства некоторых видов продукции, то в качестве критерия функционирования производственной системы можно использовать максимум суммарной прибыли от реализации данной продукции.

Поэтому внимание стало фокусироваться на межфункциональных компромиссах фирмы, включая все ее подразделения. Даже была введена концепция общих издержек логистики (Бауэрсокс, стр. 35). Согласно этой концепции, общие издержки включают в себя все расходы, необходимые для обеспечения потребностей логистики. Критерием такого подхода стала минимизация издержек всего предприятия. Это связано, в частности, с тем, что существует взаимозависимость расходов на логистические, производственные и другие операции фирмы, поскольку какое-либо изменение в одном из видов деятельности непременно оказывает влияние на другие, но необязательно благоприятное. Очень часто попытка максимально снизить издержки на транспортировку грузов могут оказаться дорогостоящим делом для фирмы в целом. Такое положение может возникнуть, если транспортное подразделение добивается этой цели, принося в жертву скорость и, в особенности, надежность доставки. Поэтому предложение об изменении одного из видов деятельности необходимо рассматривать в увязке с общей суммой затрат.

Специалисты Гарвардского университета показали, что электронные комплектующие для приборов выгоднее перевозить воздушным транспортом, несмотря на высокие издержки воздушных перевозок. Эти издержки более чем компенсируются сокращением затрат на складское хранение запасов.

Еще один пример: Бауэрсокс. Стр.36 – экспорт пива из США в Японию.

Ранее эта концепция при всей своей значимости не использовалась при анализе логистики. Долгое время главной чертой управленческой деятельности, усугубляемой особенностями бухгалтерского учета и финансового контроля, было стремление к максимально возможному снижению издержек в каждой функциональной области логистики при практически полном отсутствии интереса к общим издержкам. Концепция общих издержек открывает возможность исследовать, как соотносятся между собой эти функциональные расходы.

Ясно, что интересы различных отделов чаще всего бывают разными. Например, руководители отдела маркетинга заинтересованы в увеличении доли рынка и в связи с этим в высоком уровне запасов готовой продукции, так как только при этом условии можно обеспечить ритмичность, надежность и регулярность поставок, т.е. добиться высокого качества обслуживания клиентуры. Со своей стороны производственный отдел, стремясь избежать возможных срывов поставок, также выступает за высокий уровень запасов сырья. Финансовые и контролирующие подразделения стремятся к сокращению объема всех видов запасов, а транспортный отдел требует большего объема однократно поставляемых грузов, а это приводит к снижению ритма поставок, увеличению объема складских запасов и у поставщиков и у клиентов. Отдел хранения запасов заинтересован в их сокращении, но это ведет к снижению степени надежности работы всей сети сбыта, производства и, в конечном счете, ослабляет конкурентные позиции фирмы. Специалисты же в области логистики, как менеджеры по управлению материальными потоками, занимают компромиссную позицию и пытаются найти и удержать оптимальный баланс затрат, запасов и качества обслуживания.

Очень важно: при определении объема логистических затрат нужно исходить из желательного уровня обслуживания клиентов. Нельзя слепо стремиться к тому, чтобы одновременно обеспечивать клиентам легкую доступность запасов и доставку в течение суток – это чревато большими издержками. Ключ к достижению превосходства в логистике заключается в том, чтобы в совершенстве овладеть искусством согласования своих возможностей и намерений с ожиданиями и потребностями важнейших клиентов.

Желание – возможности!

Большая работа проводится логистическими менеджерами по координации различных функций. Например, в сфере производственной и маркетинговой логистики. Поскольку одна и та же задача может быть выполнена различными путями при неодинаковых затратах и уровнях эффективности, то более точная и обоснованная оценка средствами логистики взаимосвязей и расходов может оказать решающее воздействие на прибыльность компаний.

Одним из наиболее общепринятых подходов к завоеванию рыночных позиций руководство фирм считает максимальное «приближение к потребителю» при обеспечении должного качества продукции и логистических операций. Кроме того, фирмы-производители в последнее время все чаще превращаются в поставщиков услуг на свои рынки.

2. Создание специализированной логистической структуры – примерная структура.

Второй принцип требует серьезной логистической деятельности, что поставит под контроль одного звена все корпоративные логистические функции. Управление материальными ресурсами, транспорт, хранение на складах, снабжение и сбыт – все это должно быть объединено под руководством одного органа. Хорошие решения в этой области принимаются легче, если за все тесно связанные между собой логические функции отвечает один руководитель, координирующий все операции по реализации выработанной стратегии.

В промышленных фирмах стран с развитой рыночной экономикой в основном применяются две формы организации материально-технического обеспечения, базирующиеся на принципах логистики – централизованная и децентрализованная(Аникин, стр.295). Приводится несколько вариантов схем управления материально-техническим обеспечением для этих двух форм организации при сгруппированнойи разбросанной службах снабжения и сбыта.

Несмотря на логичность сосредоточения всего связанного с логическими функциями под одной крышей, сравнительно мало фирм осуществляют свою деятельность таким способом. Но обнадеживающим является то, что все чаще начинают объединять две важные сферы – управление материальными потоками и сбыт. Этому отчасти способствует стремление лучше использовать транспортные и складские возможности, управлять комплексом логистических действий как единым потоком с учетом всего арсенала имеющихся средств. Благодаря этому устраняется «конфликт интересов», все больше передовых компаний признают существование связей между логистикой, производством, маркетингом, реализацией и финансами. При этом, используя совместно выдвинутые общие цели, они выявляют специфические возможности, а не просто сводят к минимуму конфликт интересов. Фирма анализирует, какие функции и виды деятельности относятся к логистике, и планирует, как поддержать и укрепить совместные усилия всех отделов в компании.

Наши рекомендации