Эластичность спроса по цене. Факторы эластичности
Эластичность спроса по цене– процентное изменение величины спроса на товар, вызванное однопроцентным изменением его цены при неизменности всех прочих факторов, влияющих на объем спроса.
Показатель ЕРД выглядит следующим образом:
Приведенное отношение (ЕД) называется ценовым коэффициентом эластичности. Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется спрос в результате изменений на один процент цены. Если вспомнить, что в соответствии с законом спроса изменение величины спроса и цены данного товара разнонаправлены, то станет понятным, что коэффициент ценовой эластичности спроса должен быть отрицательным. Для простоты анализа знак «минус» иногда опускают. Фактически при этом дело имеют с абсолютным значением или попросту модулем коэффициента эластичности. Абсолютная величина показателя эластичности спроса по цене может изменяться от нуля до бесконечности.
Если абсолютная величина показателя ЕРD>1, то спрос является эластичным, т.е.изменение цены на в данном случае приводит к большему количественному изменению величины спроса.
Р
Р1
Р0 D
0 Q0 Q1 Q
Рисунок 16 -Эластичный спрос (ΔР<ΔQ)
Если абсолютная величина показателя ЕРD<1, то спрос является неэластичным, т.е. изменение цены на в данном случае приводит к меньшему количественному изменению величины спроса.
Р
Р1
Р0 D
0 Q0 Q1 Q
Рисунок 17 -Неэластичный спрос (ΔР>ΔQ)
Если абсолютная величина показателя ЕРD=1, то говорят о спросе единичной эластичности, т.е. изменение цены на в данном случае приводит к такому же количественному изменению величины спроса.
Р
Р1 D
Р0
0 Q0 Q1 Q
Рисунок 18 -Спрос единичной эластичности (ΔР=ΔQ)
Если абсолютная величина показателя эластичности спроса по цене ЕРD=0, то спрос является абсолютно неэластичным, т.е. как бы не изменялась цена товара в данном случае спрос на него будет постоянным (одинаковым).
Р
D
0 Q0 Q
Рисунок 19 -Абсолютно неэластичный спрос
Если абсолютная величина показателя эластичности спроса по цене ЕД стремиться к бесконечности , то спрос является абсолютно эластичным. Иными словами, возможно существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от приобретения товара (если цена повышается), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена уменьшается).
Р
Р0 D
0 Q
Рисунок 20 -Абсолютно эластичный спрос
Факторы ценовой эластичности спроса.
1. Наличие товаров-заменителей.
Спрос на продукт тем эластичнее, чем больше хороших заменителей он имеет, т.к. тем больше у покупателя возможностей отказаться от приобретения данного товара, в случае повышения его цены. Спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, т.к. с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб, покупатель может перейти на другой сорт данного хлеба и т.п.
2. Удельный вес в бюджете потребителя.
Спрос тем эластичнее, чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя. Объяснение состоит в том при значительных объемах покупок какого-либо товара в случае роста цены на него, вы можете объем этих покупок сократить. Вам легче будет отказаться от восьмой пачки сигарет за неделю, чем от второй. С этой же точки зрения, 10%-ое снижение цен на мебель окажет большее воздействие на бюджет домохозяйства (поскольку высвобождается значительная сумма денег), чем такое же процентное снижение цены на тетради или карандаши. Поэтому рынок ответит ощутимым ростом спроса на мебель и слабо отреагирует на снижение цен карандашей.
3. Значимость товара для потребителя.
Спрос на предметы первой необходимости обычно, бывает неэластичен , а на предметы роскоши эластичен. При повышении цен мы легко можем отказаться от приобретения драгоценностей, мехов и машин, но вряд ли мы сократим покупки хлеба, молока и мяса.
4. Время.
Спрос на продукт тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решения. Это следует из того, что в ходе долгосрочного периода предприниматели могут наладить выпуск более широкого ассортимента товаров-заменителей, а потребители найти другие товары, замещающие подорожавший. Спрос на бензин относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летнее время, вряд ли сократит спрос на него. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставит свои машины в гараж и спрос на бензин сократится.
Степень эластичности спроса на товар оказывает существенное влияние на валовой доход или выручку продавца данного товара. Валовой доход (выручка) определяется как произведение цены продукции на объем продаж (TR=Р∙Q).
Валовой доход меняется, например, в том случае, если происходит снижение цены товара и соответствующее этому повешение уровня продаж. Уменьшение цены однозначно уменьшает величину валового дохода, а рост объема продаж способствует его увеличению. Следовательно, при перемещении по кривой спроса вниз на суммарную величину валового дохода одновременно воздействуют две противоположные тенденции: с одной стороны, понижающаяся цена вызывает сокращение валового дохода, с другой стороны, в это же время возрастает величина продаж, что приводит к росту валового дохода. Следовательно, общее изменение валового дохода в результате снижения цены и одновременного роста объема продаж зависит от соотношения изменений цены (Р) и объема продаж (Q), т.е. от того, какой вид изменений превалирует – относительное падение цены или относительное повышение объема продаж. Если относительное уменьшение цены превосходит относительное повышение объема продаж, то валовой доход будет уменьшаться, если же доминирует относительное увеличение объема продаж, то валовой доход будет возрастать.
Рассмотрим, как изменяется величина валового дохода если спрос на товар эластичен, неэластичен, единичной эластичности.
· Если спрос эластичен, т.е. относительное увеличение объема продаж превосходит относительное снижение цены, то падение цены вызовет увеличение валового дохода продавцов. Иными словами, в случае эластичного спроса изменение цены вызывает изменение валового дохода в противоположном направлении.
· Еслиспрос неэластичен,т.е. относительное увеличение объема продаж меньше, чем относительное снижение цены, то падение цены вызовет уменьшение валового дохода продавцов. Иными словами, в случае неэластичного спроса изменение цены вызывает изменение валового дохода в том же направлении.
· Если спрос имеет единичную эластичность, т.е. относительные изменения цены и объема продаж равны, то понижение цены не оказывает изменения на валовой доход продавцов. Иными словами, в случае спроса единичной эластичности изменение цены оставляет валовой доход без изменений.
Графически эту ситуацию можно представить следующим образом.
Р ЕРD>1
ЕРD=1
ЕРD<1
0 Q
TR
0 Q
Рисунок 21 – Валовой доход и эластичность спроса
Значение показателя ЕРD может меняться по мере перемещения по кривой спроса. Для любой точки на кривой спроса абсолютное значение показателя ЭСЦ определяется соотношением ΔQ и ΔР. Если ΔQ больше ΔР, то спрос в таком случае эластичен, если наоборот, то неэластичен. Отсюда следует, что при достаточно высоких ценах (когда ΔР больше ΔQ) всегда эластичен, даже когда линия спроса имеет очень крутой наклон, при движении вниз вдоль прямой спроса эластичность спроса понижается, а при переходе к достаточно низким ценам (когда ΔQ больше ΔР) спрос при той же самой функции и на том же самом графике становится неэластичным, в том числе и при весьма пологом расположении кривой спроса.