Статистика товарного рынка. Спрос, потребление.

СТАТИСТИКА ТОВАРНОГО РЫНКА - сфера научно-практической исследовательской деятельности, изучающая закономерности и тенденции товарного рынка при помощи специфических статистических

методов и приемов; методология статистики товарного рынка широко используется в маркетинговом исследовании.

Рынок товаров (продуктов и услуг) – система отношений купли-продажи между экономически свободными продавцами и покупателями. Подразделяется на рынок с редств производства, рынок товаров

потребительского назначения

и рынок услуг.

В статистике товарного рынка используются следующие показатели:

· конъюнктуры рынка;

· цен;

· наличия и движения товарной массы и товарных запасов;

· инфраструктуры рынка;

· социально-экономической эффективности товарного рынка.

Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура – это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или в ограниченный отрезок времени.

Статистика конъюнктуры рынка изучает ситуацию, складывающуюся на рынке под влиянием комплекса социально-экономических, демографических, естественно-природных, организационных, общественно-

политических, а также случайных факторов.

Оценка эластичности спроса и предложения осуществляется с помощью коэффициента эластичности, который представляет собой процентное изменение одного (результативного) признака при ув еличении на один

процент другого (факторного) признака. Например, коэффициент эластичности спроса определяется по формуле:

где D – объем предложения,

p – цена.

Данный показатель характеризует изменение спроса при изменении цены на 1 %.

Информационной базой исследования конъюнктуры рынка являются данные государственной и ведомственной отчетности. Основным исто чником информации о структуре продаж являются данные выборочных

наблюдений.

Уровень жизни населения

Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах.

Материальные блага – это продукты питания, одежда, обувь, предметы культуры и быта, жилища.

К бытовым услугам – в широком понимании – относятся коммунальные услуги, в том числе услуги транспорта и связи, услуги службы быта, а также медицинские усл уги.

Услуги в области культуры оказывают учреждения культуры, искусства и образования.

Уровень жизни как характеристика благосостояния народа является важнейшим элементом более широкого понятия «образ жизни».

Основные задачи и направления статистического изучения уровня жизни следующие:

1) общая и всесторонняя характеристика социально-экономического благосостояния населения;

2) оценка степени социально-экономической дифференциации общества, степени различий по уровню благосостояния между отдельными социальн ыми, демографическими и иными группами населения;

3) анализ характера и степени влияния различных социально-экономических факторов на уровень жизни, изучение их состава и динамики;

4) выделение и характеристика малообеспеченных слоев населения, нуждающихся в социально-экономической поддержке.

Уровень жизни, его динамика и дифференциация в значительной степени определяются уровнем развития производительных сил, объем ом и структурой национального богатства, производством и использованием

валового национального продукта, характером распределения и перераспределения доходов.

Уровень жизни является достаточно сложной и многогранной категорией. Несмотря на то, что многие элементы жизненного уровня вз аимосвязаны между собой, они имеют значительные особенности, специфику и

для их комплексной характеристики требуется использование соответствующей системы специфических показателей. Из -за отсутствия рационального способа объединения разнородных показателей такой системы

в некий единый показатель в отечественной и международной практике признана невозможность использования одного показателя, всесторонне характеризующего уровень жизни.

Показатели, используемые для характеристики уровня жизни, можно с некоторой степенью условности разделить на три вида:

первый – синтетические стоимостные показатели (ВНП, фонд потребления, совокупные доходы населения и т.д.);

второй – натуральные показатели, измеряющие объем потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров и т.д.);

третий – показатели, демонстрирующие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентрации и дифференциации доходов и потребления

и т.д.).

Уровень жизни, характеризуется прежде всего показателями потребления, однако уровень и структура потребления в значительной степени детерминируются теми ресурсами, которые находятся в распоряжении

отдельного человека, семьи и общества в целом. Поэтому наряду с показателями собственно потребления в систему показателей уровня жизни входит и ряд показателей, характеризующих возможности

потребления. К ним относятся, например, фонд потребления или уровень дохода.

Уровень жизни во многом определяется доходами населения, от размера которых главным образом и зависит степень удовлетворения личных потребностей. Основными источниками доходов населения являются:

заработная плата и другие выплаты, которые работники получают за свой труд (в денежной или натуральной форме);

доходы от индивидуальной трудовой деятельности;

выплаты и льготы из общественных фондов потребления, специальных фондов, ежегодные выплаты по страхованию жизни;

доходы от собственности (например, платежи за использование финансовых активов, зданий, земли, авторских прав, патен тов и т.д.);

доходы от личного подсобного хозяйства, сада, огорода (стоимость чистой продукции).

Возможны и другие источники дохода (выигрыш в лотерею, приз за победу в соревновании, конкурсе и т.д.).

Наши рекомендации