Статистика товарного рынка. Спрос, потребление.
СТАТИСТИКА ТОВАРНОГО РЫНКА - сфера научно-практической исследовательской деятельности, изучающая закономерности и тенденции товарного рынка при помощи специфических статистических
методов и приемов; методология статистики товарного рынка широко используется в маркетинговом исследовании.
Рынок товаров (продуктов и услуг) – система отношений купли-продажи между экономически свободными продавцами и покупателями. Подразделяется на рынок с редств производства, рынок товаров
потребительского назначения
и рынок услуг.
В статистике товарного рынка используются следующие показатели:
· конъюнктуры рынка;
· цен;
· наличия и движения товарной массы и товарных запасов;
· инфраструктуры рынка;
· социально-экономической эффективности товарного рынка.
Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура – это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или в ограниченный отрезок времени.
Статистика конъюнктуры рынка изучает ситуацию, складывающуюся на рынке под влиянием комплекса социально-экономических, демографических, естественно-природных, организационных, общественно-
политических, а также случайных факторов.
Оценка эластичности спроса и предложения осуществляется с помощью коэффициента эластичности, который представляет собой процентное изменение одного (результативного) признака при ув еличении на один
процент другого (факторного) признака. Например, коэффициент эластичности спроса определяется по формуле:
где D – объем предложения,
p – цена.
Данный показатель характеризует изменение спроса при изменении цены на 1 %.
Информационной базой исследования конъюнктуры рынка являются данные государственной и ведомственной отчетности. Основным исто чником информации о структуре продаж являются данные выборочных
наблюдений.
Уровень жизни населения
Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах.
Материальные блага – это продукты питания, одежда, обувь, предметы культуры и быта, жилища.
К бытовым услугам – в широком понимании – относятся коммунальные услуги, в том числе услуги транспорта и связи, услуги службы быта, а также медицинские усл уги.
Услуги в области культуры оказывают учреждения культуры, искусства и образования.
Уровень жизни как характеристика благосостояния народа является важнейшим элементом более широкого понятия «образ жизни».
Основные задачи и направления статистического изучения уровня жизни следующие:
1) общая и всесторонняя характеристика социально-экономического благосостояния населения;
2) оценка степени социально-экономической дифференциации общества, степени различий по уровню благосостояния между отдельными социальн ыми, демографическими и иными группами населения;
3) анализ характера и степени влияния различных социально-экономических факторов на уровень жизни, изучение их состава и динамики;
4) выделение и характеристика малообеспеченных слоев населения, нуждающихся в социально-экономической поддержке.
Уровень жизни, его динамика и дифференциация в значительной степени определяются уровнем развития производительных сил, объем ом и структурой национального богатства, производством и использованием
валового национального продукта, характером распределения и перераспределения доходов.
Уровень жизни является достаточно сложной и многогранной категорией. Несмотря на то, что многие элементы жизненного уровня вз аимосвязаны между собой, они имеют значительные особенности, специфику и
для их комплексной характеристики требуется использование соответствующей системы специфических показателей. Из -за отсутствия рационального способа объединения разнородных показателей такой системы
в некий единый показатель в отечественной и международной практике признана невозможность использования одного показателя, всесторонне характеризующего уровень жизни.
Показатели, используемые для характеристики уровня жизни, можно с некоторой степенью условности разделить на три вида:
первый – синтетические стоимостные показатели (ВНП, фонд потребления, совокупные доходы населения и т.д.);
второй – натуральные показатели, измеряющие объем потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров и т.д.);
третий – показатели, демонстрирующие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентрации и дифференциации доходов и потребления
и т.д.).
Уровень жизни, характеризуется прежде всего показателями потребления, однако уровень и структура потребления в значительной степени детерминируются теми ресурсами, которые находятся в распоряжении
отдельного человека, семьи и общества в целом. Поэтому наряду с показателями собственно потребления в систему показателей уровня жизни входит и ряд показателей, характеризующих возможности
потребления. К ним относятся, например, фонд потребления или уровень дохода.
Уровень жизни во многом определяется доходами населения, от размера которых главным образом и зависит степень удовлетворения личных потребностей. Основными источниками доходов населения являются:
заработная плата и другие выплаты, которые работники получают за свой труд (в денежной или натуральной форме);
доходы от индивидуальной трудовой деятельности;
выплаты и льготы из общественных фондов потребления, специальных фондов, ежегодные выплаты по страхованию жизни;
доходы от собственности (например, платежи за использование финансовых активов, зданий, земли, авторских прав, патен тов и т.д.);
доходы от личного подсобного хозяйства, сада, огорода (стоимость чистой продукции).
Возможны и другие источники дохода (выигрыш в лотерею, приз за победу в соревновании, конкурсе и т.д.).