Проложение галсов по линю (тросу).
Применяется в случае выполнения крупномасштабных (1:2000 и крупнее) работ у причалов, в гаванях. Заранее размеченный линь, закрепляется в заданном направлении одним концом на магистрали, вторым на противоположном берегу узости, либо к неподвижному предмету на акватории (причальная бочка, стоящий на якоре катер и т.п.).
Промер обычно ведут лотом или наметкой, передвигаясь по линию.
3.Измерение глубин эхолотами.
В настоящее время основным прибором для измерения глубин на шельфе является эхолот с самописцем, непрерывно регистрирующей профиль дна по галсу.
Эхолотом глубины могут измеряться с судна, катера, шлюпки.
Желательно иметь на промерном судне два однотипных эхолота, которые должны быть проверены и испытаны перед полевым судном.
«Руководство» стр. 118 п. 5.1.31.;
5.1.35.;
5.1.36.;
5.1.37;
Точность отсчитывания глубин при промере.
Диапазон измерения глубин в м.м. | Точность отсчитывания глубин в м. |
0 –20 | 0.2 |
20 –50 | 0.5 |
50 –200 | 1.0 |
200 – 2000 | 2.0 |
Отсчитывание глубин на эхограмме производят от линии дна.
Переход от одного эхолота к другому следует делать на сравнительно ровных участках дна.
Определение поправки эхолота.
«Руководство» стр. 123.
Глубины, измеренные, эхолотом содержат в себе случайные и систематические погрешности.
Источниками случайных погрешностей является погрешности отсчета при снятии показателей глубины с эхограмм и инструментальные погрешности случайного характера. Учет случайных погрешностей возможен лишь в вероятном смысле и служит основанием для оценки точности измеренных глубин.
Систематические погрешности обусловлены рядом различных факторов и могут быть в значительной мере исключены вводом ряда поправок.
Глубины, измеренные эхолотом, для исключения систематических погрешностей должны быть исправлены суммарной поправкой, определяемой в общем случае, как сумма поправок.
∆ZЭ = ∆ZV + ∆ZN + ∆ZВ + ∆ZL + ∆ZМО + ∆ZО + ∆Zα
∆ZV - поправка за отклонение фактической вертикальной скорости распространения звука в воде от номинальной для данного эхолота.
∆ZN- поправка за отклонения скорости вращения электродвигателей эхолота от номинальной.
∆ZВ- поправка за углубления вибраторов эхолота.
∆ZL- поправка за базисное расстояние между вибраторами эхолота.
∆ZМО- поправка место нуля эхолота.
∆ZО- поправка за проседания судна по мелководье за время промера.
∆Zα – поправка за наклон дна.
Поправки могут быть определены вычислением частных поправок, тарированием.
Линейная засечка.
Последнее время широкое применение получили радиотехнические средства определения места судна, в этом случае привязка выполняется линейной засечкой.
С(3)
⌂
S1
S2
А(1) β1
β2
SАВ
В(2)
1. Вычисление расстояния между точками АиВ (S АВ), дирекционного угла (άАВ). Решение обратной геодезической задачи.
2.
tg ά АВ= ∆У/∆Х=УВ-УА=ХВ-ХА → αAB
SАВ=∆у ⁄ sinα =Δх ⁄ cosά
2.Вычисление углов β1 и β2 . Решение теоремы косинусов.
В
a2=b2+c2 - 2bc cosA → 2bc cosA=b2+c2-a2
с а
А С cosA= (b2+c2-a2) / 2bc
в
cosβ1=(S12+b2-S22 ) / 2S1b
cosβ2=(S22+b2-S12) / 2S12b
K1=S12+b2-S22
K2=S22+b2-S12
3.Вычисление дирекционных углов.
α1-3 = α1-2 - β1
α2-3=ά1-2+180˚+β2
4.Ввычисление координат места судна. Решение прямой геодезической задачи.
XC=XA+∆X ∆X=Scosα
YC=YA+∆Y ∆Y=Ssinα