Управление безопасностью жизнедеятельности. Правовые и нормативно-технические основы управления
Вопросы для экзамена
по дисциплине « Безопасность жизнедеятельности»
1. Человек и среда обитания. Характерные состояния системы «человек - среда обитания»
2. Актуальность проблем БЖД
3. Эргономические требования
4. Классификация основных форм деятельности человека
5. Основы физиологии труда
6. Характеристики анализаторов человека
7. Комфортные условия жизнедеятельности в техносфере- НЕ СДЕЛАЛ
8. Источники электрического света
9. Влияние параметров микроклимата на организм человека
10. Критерии комфортности
11. Негативные факторы техносферы, их воздействие на человека, техносферу
12. Классификационные структуры вредных веществ
13. Действие вибрации на человека
14. Нормирование шума
15. Действие ЭМИ на человека
16. Факторы, влияющие на исход действия электрического тока
17. Сочетанное действие вредных факторов
18. Ионизирующие излучения и их воздействие на организм человека
19. Дозы ионизирующих излучений
20. Опасные и вредные производственные факторы, свойственные производственным процессам в общественном питании- НЕ СДЕЛАЛ
21. Средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем.
22. Средства электробезопасности
23. Защита от вибраций, шума, электромагнитных полей и излучений
24. Защита от инфракрасного излучения, высоких и низких температур
25. Средства коллективной защиты от травм
26. Средства индивидуальной защиты
27. : Безопасность воздействия функционирования автоматизированных и робототизированных производств
28. Защита от механического травмирования. Средства автоматического контроля и сигнализации
29. Чрезвычайные ситуации мирного времени природного характера и меры защиты от них
30. Чрезвычайные ситуации мирного времени техногенного характера и меры защиты от них
31. Чрезвычайные ситуации военного времени
32. Пожарная защита
33. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
34. Территориальные и функциональные подсистемы РСЧС
35. Режимы функционирования РСЧС
36. Способы повышения устойчивости объектов экономики
37. Ликвидация последствий ЧС
Требования к рабочему месту
3.1. Рабочее место должно обеспечивать возможность удобного выполнения работ в положении сидя или стоя или в положениях и сидя, и стоя. При выборе положения работающего необходимо учитывать:
физическую тяжесть работ;
размеры рабочей зоны и необходимость передвижения в ней работающего в процессе выполнения работ;
технологические особенности процесса выполнения работ (требуемая точность действий, характер чередования по времени пассивного наблюдения и физических действий, необходимость ведения записей и др.).
3.2. Рабочее место при выполнении работ в положении сидя должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.032-78, в положении стоя ГОСТ 12.2.033-78.
3.3. При высоте рабочей поверхности и размерах моторного поля, соответствующих рабочему месту при выполнении работ в положении стоя, если технологический процесс не требует постоянного передвижения работающего и физическая тяжесть работ позволяет выполнять их в положении сидя, в конструкцию рабочего места следует включить кресло и подставку для ног, а также предусмотреть в конструкции производственного оборудования пространство для размещения ног, позволяющие выполнять работы при высокой посадке работающего. Высота поверхности сиденья кресла над полом, размеры подставки для ног и пространства для размещения ног приведены в рекомендуемом приложении 2.
Требования к органам управления
4.1. Конструкция органов управления должна учитывать:
требуемую точность и скорость движения при осуществлении управления, а также частоту использования органа управления;
допустимые динамические и статические нагрузки на двигательный аппарат человека;
антропометрические характеристики двигательного аппарата человека;
необходимость быстрого распознавания органов управления, формирования и закрепления навыков по управлению.
4.2. При конструировании органов управления и их размещении в моторном поле рабочего места должны быть учтены следующие физиологические особенности двигательного аппарата человека:
скорость движения рук больше при движении в направлении "к себе", меньше - при движении "от себя";
скорость движения правой руки больше при движении слева направо, левой руки - справа налево;
линейная скорость вращательных движений рук больше скорости поступательных движений;
скорость плавных криволинейных движений рук больше скорости прямолинейных движений рук с резким изменением направления;
точность движения рук больше при работе в положении сидя, меньше - при работе в положении стоя;
точность движений рук больше при небольших (до 10 Н) нагрузках;
точность движений, совершаемых пальцами рук, больше точности движений кистью;
наибольшая точность движений, совершаемых пальцами рук, достигается в горизонтальной плоскости при положении рук, согнутых в локтевом суставе на 50-60 град. и в плечевом суставе на 30-40 град.;
максимальное усилие, развиваемое правой (рабочей) рукой, на 10-15% больше максимального усилия, развиваемого левой рукой;
усилия давления и тяги, развиваемые руками при движении их перед корпусом, больше, чем при движении рук в стороны;
максимальное усилие, развиваемое стопой ноги в положении сидя, достигается, если угол между голенью и бедром составляет 95-120 град.;
максимальное усилие при движении ноги достигается в положении сидя при наличии упора для спины;
скорость и частота движений, совершаемых стопой ноги, больше в положении сидя, чем в положении стоя.
4.3. Усилия, необходимые для осуществления управляющих действий, должны устанавливаться с учетом способа перемещения органа управления (пальцами, кистью с предплечьем, всей рукой, стопой и т.д.), частоты использования и в некоторых случаях с учетом продолжительности непрерывного воздействия на органы управления, скорости выполнения управляющего действия и положения человека в процессе управления. Пример зависимости допустимых усилий вращения маховика с рукояткой от способа управления, скорости и времени вращения приведен в справочном приложении 3.
4.4. Места возможных контактов органов управления с руками и ногами работающего должны быть выполнены из нетоксичных, а в необходимых случаях и из нетеплопроводных и электроизоляционных материалов.
4.5. Форма и размеры приводных элементов органов управления должны обеспечивать надежный захват их руками и предотвращать соскальзывание ног.
4.6. Для обозначения функционального назначения органов управления следует применять надписи и (или) символы, которые должны быть расположены на элементах конструкции рабочего места в непосредственной близости от органов управления или на их приводных элементах.
4.7. Органы управления должны кодироваться формой, цветом, размером или другими видами алфавита кода или их комбинациями.
4.8. Ножные органы управления должны применяться при необходимости разгрузки рук для осуществления управляющих действий, требующих небольшой точности. Допустимые усилия нажатия на педали приведены в рекомендуемом приложении 4.
4.9. Размеры, форма, значение перемещения педали определяют с учетом особенностей производственного оборудования конкретного вида (типа), при этом при управлении стопой перемещение педали должно быть не более 80 мм и ширина опорной поверхности - не менее 60 мм.
Требования к средствам отображения информации
5.1. Кодирование средств отображения зрительной информации - по ГОСТ 21829-76.
5.2. Отсчетные устройства визуальных индикаторов - по ГОСТ 22902-78.
5.3. Цифровые и знакосинтезирующие электролюминесцентные индикаторы должны соответствовать требованиям ГОСТ 21837-76.
5.4. Построение мнемосхем должно соответствовать требованиям ГОСТ 21480-76.
5.5. Акустические индикаторы необходимо использовать, когда зрительный канал перегружен информацией, в условиях ограниченной видимости, большой пространственной протяженности, монотонной деятельности.
5.6. Акустические индикаторы неречевых сообщений, используемые для подачи аварийных и предупредительных сигналов (звонки, зуммеры, трещотки, гудки, генераторы звуковых колебаний и др.), должны соответствовать требованиям ГОСТ 21786-76.
5.7. Акустические индикаторы речевых сообщений следует применять, когда требуется быстрый двусторонний обмен информацией, в напряженных ситуациях работы, когда опознание неречевого кода затруднено. Динамический диапазон технических средств системы речевых сообщений должен обеспечивать качественную речевую связь. В условиях воздействия шума энергетический уровень воспроизведения речи должен превышать уровень шума не менее чем на 10 дБ.
6. Контроль выполнения эргономических требований
6.1. Контроль выполнения эргономических требований должен осуществляться на стадиях проектирования, изготовления, эксплуатации и ремонта производственного оборудования.
6.2. Контроль на стадиях изготовления, эксплуатации и ремонта должен осуществляться на объектах, соответствующих техническим условиям на их изготовление и полностью укомплектованных средствами технологической оснастки, на режимах работы и в условиях, предусмотренных нормативно-технической документацией, утвержденной в установленном порядке.
6.3. Объем и периодичность контроля выполнения эргономических требований на стадиях изготовления, эксплуатации и ремонта производственного оборудования должны устанавливаться нормативно-технической документацией по стандартизации, утвержденной в установленном порядке, на производственное оборудование конкретного вида (типа, группы).
6.4. Контроль выполнения эргономических требований должен проводиться расчетным, инструментальным и экспертным методами.
6.5. Контроль значений усилий, прилагаемых к органам управления, должен обеспечивать точность измерений не менее ±10%.
4 вопрос: Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изме-нение функционального состояния организма человека. Многообразные формы трудовой деятель-ности делятся на физический и умственный труд.
Физический труд характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную си-стему и стимулируя обменные процессы, в тоже время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего это социальная неэффективность физического труда, связанная с низкой его произ-водительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в дли-тельном – до 50 % рабочего времени – отдыхе.
Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также ак-тивизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерна гипо-кинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговре-менной), восприятия (появляется большое число ошибок).
В современной трудовой деятельности чисто физический труд не играет существенной роли. В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают формы труда, требующие значительной мышечной активности, механизированные формы труда, формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством, групповые формы труда (конвейеры), формы труда, связанные с дистанционным управлением, и формы труда интеллектуального (умственного) труда.
Формы труда, требующие значительной мышечной активности, имеют место при отсут-ствии механизации. Эти работы характеризуются в первую очередь повышенными энергетически-ми затратами. Особенностью механизированных форм труда являются изменения характера мы-шечных нагрузок и усложнения программы действий. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны, обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в процессе труда информации приводит к мо-нотонности труда. При этом снижается возбудимость анализаторов, рассеивается внимание, сни-жается скорость реакций и быстро наступает утомление.
При полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций на обслуживании станка подать материал для обработки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь. Характерные черты этого вида работ–монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала.
Конвейерная форма труда определяется дроблением процесса труда на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. При этом чем меньше интервал времени, затрачи-ваемый работающими на операцию, тем монотоннее работа, тем упрощеннее ее содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.
При формах труда, связанных с дистанционным управлением производственными процес-сами и механизмами, человек включен в системы управления как необходимое оперативное звено. В случаях, когда пульты управления требуют частых активных действий человека, внимание ра-ботника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах. В случаях редких активных действий работник находится главным образом в состоянии готовности к дей-ствию, его реакции малочисленны.
Формы интеллектуального труда подразделяются на операторский, управленческий, творче-ский, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды разли-чаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.
Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчеpa характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью. Труд руководителей учреждений, предприятий (управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.
Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает степень нервно-эмоционального напряжения. Труд уча-щихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).
Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания, – это творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писате-лей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения. При таком напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение ле-гочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела человека и другие из-менения со стороны вегетативных функций.
Энергетические затраты человека зависят от интенсивности мышечной работы, информаци-онной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других условий (температуры, влажности, скорости движения воздуха и др.). Суточные затраты энергии для лиц умственного труда (инженеров, врачей, педагогов и др.) составляют 10,5... 11,7 МДж; для работников механизи-рованного труда и сферы обслуживания (медсестер, продавщиц, рабочих, обслуживающих автома-ты) –11,3...12,5 МДж; для работников, выполняющих работу средней тяжести (станочников, шах-теров, хирургов, литейщиков, сельскохозяйственных рабочих и др.), –12,5...15,5 МДж; для работ-ников, выполняющих тяжелую физическую работу (горнорабочих, металлургов, лесорубов, груз-чиков), –16,3...18 МДж.
Затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. При рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5–10 % уровень основного обмена; при рабочей позе стоя–на 10...25 %, при вынужденной неудобной позе–на 40...50 %. При интенсивной интеллектуальной работе потреб-ность мозга в энергии составляет 15...20 % общего обмена в организме (масса мозга составляет 2 % массы тела). Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при чтении вслух сидя расход энергии по-вышается на 48 %, при выступлении с публичной лекцией –на 94 %, у операторов вычислительных машин –на 60... 100 %.
Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеющим важное значение для оптимизации условий труда и его рациональной организа-ции. Уровень энергозатрат определяют методом полного газового анализа (учитывается объем по-требления кислорода и выделенного углекислого газа). С увеличением тяжести труда значительно возрастает потребление кислорода и количество расходуемой энергии.
Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы,–при физическом труде, и эмоциональным –при умственном труде, когда имеет место информационная перегрузка.
Физическая тяжесть труда – это нагрузка на организм при труде, требующая преимуще-ственно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения. Классификация труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц.
Статическая работа связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоя-нии, а также с приданием человеку рабочей позы. Так, работа, требующая нахождения работающего в статической позе 10...25 % рабочего времени, характеризуется как работа средней тяжести (энергозатраты 172...293 Дж/с); 50 % и более–тяжелая работа (энергозатраты свыше 293 Дж/с).
Динамическая работа –процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. При этом энергия расходуется как на поддержание определенного напряжения в мышцах, так и на механический эффект. Если макси-мальная масса поднимаемых вручную грузов не превышает 5 кг для женщин и 15 кг для мужчин, работа характеризуется как легкая (энергозатраты до 172 Дж/с); 5...10 кг для женщин и 15...30 кг для мужчин –средней тяжести; свыше 10 кг для женщин или 30 кг для мужчин –тяжелая.
Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информа-ции. Кроме того, при оценке степени напряженности учитывают эргономические показатели: сменность труда, позу, число движений и т.п. Так, если плотность воспринимаемых сигналов не превышает 75 в час, то работа характеризуется как легкая; 75...175–средней тяжести; свыше 176– тяжелая работа.
В соответствии с гигиенической классификацией труда (Р.2.2.013– 94) условия труда под-разделяются на четыре класса: 1–оптимальные; 2–допустимые; 3–вредные; 4–опасные (экстре-мальные).
Оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и ми-нимальную напряженность организма человека. Оптимальные нормативы установлены для пара-метров микроклимата и факторов трудового процесса. Для других факторов условно применяют такие условия труда, при которых уровни неблагоприятных факторов не превышают принятых в качестве безопасных для населения (в пределах фона).
Допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест. Изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентирован-ного отдыха или к началу следующей смены, они не должны оказывать неблагоприятное воздей-ствие в ближайшем и отдаленном периоде на здоровье работающего и его потомства. Оптималь-ный и допустимый классы соответствуют безопасным условиям труда.
Вредные условия труда характеризуются уровнями вредных производственных факторов, превышающими гигиенические нормативы и оказывающими неблагоприятное воздействие на ор-ганизм работающего и (или) его потомство.
Экстремальные условия труда характеризуются такими уровнями производственных фак-торов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, вы-сокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.
Вредные условия труда (3-й класс) подразделяют на четыре степени вредности. Первая сте-пень (3.1) характеризуется такими отклонениями от гигиенических нормативов, которые, как пра-вило, вызывают обратимые функциональные изменения и обусловливают риск развития заболева-ния. Вторая степень (3.2) определяется такими уровнями производственных факторов, которые мо-гут вызывать стойкие функциональные нарушения, приводящие в большинстве случаев к росту заболеваемости, временной утрате трудоспособности, повышению частоты общей заболеваемости, появлению начальных признаков профессиональной патологии.
При третьей степени (3.3) воздействие уровней вредных факторов приводит, как правило, к развитию профессиональной патологии в легких формах, росту хронической общесоматической патологии, в том числе к повышению уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособно-сти. В условиях труда четвертой степени (3.4) могут возникнуть выраженные формы профессио-нальных заболеваний; отмечается значительный рост хронической патологии и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
Степень вредности 3-го класса по гигиенической классификации устанавливают в баллах.
5 вопрос: Физиология труда — это наука, изучающая изменения функционального состояния организма человека под влиянием его трудовой деятельности и обосновывающая методы и средства организации трудового процесса, направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья работающих.
Основными задачами физиологии труда являются:
— изучение физиологических закономерностей трудовой деятельности;
— исследование физиологических параметров организма при различных видах работ;
— разработка практических рекомендаций и мероприятий, направленных на оптимизацию трудового процесса, снижение утомляемости, сохранение здоровья и высокой работоспособности в течение продолжительного времени.
В процессе трудовой деятельности человеку приходится выполнять различные виды работ. Исторически сложилось деление на физический и умственный труд, которое с физиологической точки зрения условно. Никакая мышечная деятельность невозможна без участия центральной нервной системы, как регулирующей и координирующей все процессы в организме, в то же время нет такой умственной работы, при которой отсутствует мышечная деятельность. Различие трудовых процессов проявляется лишь в преобладании деятельности мышечной системы или центральной нервной системы. В настоящее время, в связи с механизацией и автоматизацией производственных процессов, физическое напряжение в трудовой деятельности играет все меньшую роль и значительно возрастает роль высшей нервной деятельности.
В основе любого трудового действия лежит целевая установка, на базе которой в центральной нервной системе создается определенная программа действий, реализующаяся в системно организованном поведенческом акте. Такие запрограммированные действия носят название динамического стереотипа.
6 вопрос: Анализаторы - это система специализированных нервных образований которые воспринимают явления в окр. мире и внутри организма и обрабатывают получ-ю инф-ю.
Анализатор сост-т из рецептора (воспринимателя), проводящих нервных путей и зоны коры гол-го мозга. Путь нервного импульса от воспринимающего нервного образования ч/з ЦНС и до окончания в действующем органе наз-ся рефлекторной дугой.
Анализаторы бывают:
экстероцептивные (зрительный, слуховой, осязательный, вкусовой, болевой, тактильный, температурный), интероцептивные.
Характеристики:
1) пороги чевствительности (верхний, нижний)
2) дифференциальный порог (порог различения).
Нижний абсол-й порог- это min интенсивность физ-го раздражителя при достижении и превышении кот-го проявляются его ощущения.
Верхний абсол-й порог- это max интенсивность раздражителя при кот-м все еще сохр-ся адекватно специфическое восприятие.
Дифференциальный порог- это min различие 2-х раздражителей кот. возможно распознать по разнице ощущений.
Зрительный анал-р (ЗА): Под влиянием света вещества, находящиеся м/д наружным слоем сетчатки и сосудистой оболочкой начинают раздражаться, возбуждая нерв окончания эл-ов глаза. Так начинается зрительный процесс. ЗА воспринимает электро-маг-е излучения с длиной волны в диапазоне 0,38-0,76 мкм. Яркость-это отношение силы света к площади излучения. Характер-ки ЗА: световая чевствит-ть и контрастная (показывает на сколько объект должен отл-ся от фона, чтобы его было видно.) Острота зрения: зависит от освещения, контрастности, формы и размера объекта. Она характер-ся min углом при кот-м 2 точки видны как раздельные. Поле зрения: определение объектов в 2 и 3-х мерном пространстве. Поле ограничено. Слуховой анал-р (СА): Звук- колебания упругой среды. Носитель звука это сила или интенсивность звука (Вт/м^2). Порог слышимости на частоте 1000 Гц сост-т 2*10^-5 Па, верхний порог- 10^5 Па. Абс-й диф-й порог- 2-3 Гц, относительный- 0,002 Гц. Интенсивность звука, соответствующая порогу слышимости- 10^-12 Вт/м^2.
Кожная чувств-ть:
1)тактильный анализатор- ощущ-е прикосновения, давления. Воспринимает ощущ-я д-е на кожу. 2)Температурная чувствит-ть- ощущ-е тепла, холода. На лбу темпер-ра 34-35 гр-в, стапы- 25-27 град-в. Абс-й порог темпер-й чувств-ти опред-ся по min ощущаемому изменению темп-ры участков кожи относит-но логического 0.
3)Болевая чувствит-ть. Обоняние: Запохи чел. Воспринимает при пом. спец-х рецепторов, они располаг-ся в слизистой носовых раковин. Когда частицы вещ-ва попадают на слизистую и раздражают рецепторы, отростки этих рецепторов образуют обонятельный нерв. Отростки передают возбуждение ЦНС. Возникает ощущение запаха. Абс-й порог у чел. Измер-ся долями миллиграмма на литр воздуха. Диффер-й порог –38%. Вкус: сладкое, горькое, соленое, кислое. Абс-й порог- выраженные в величинах концентрации раствора. Диф-й – 20%. Вибрационная чевствит-ть: Вибрации м. принести серьезный «урон» д6еятельности организма и при опред-х усл-х вызвать вибрационную болезнь. Диапазон ощущ-я вибр-и 1-1000 Гц. Наиболее высокая чувствит-ть к частотам 200-250 Гц. Спец-е анализаторы неизвестны. Самые чувствительные стопы ног и ладони. Органическая чувствит-ть: Нервные аппараты есть во всех внутр. органах. В органах возникают определенные ощущения, которые порождают сигналы которые нервная система передает в мозг. Все анализаторы работают рефлекторно.
8 вопрос: К ним относятся: электрические лампы накаливания (нормальные осветительные лампы и предназначенные для съемок фотолампы), люминесцентные лампы, лампы "фотовспышка" (алюминиевая фольга которых сгорает ярким светом примерно в 1/80 сек.), импульсные ламды (в результате электрического разряда дающие кратковременное - порядка тысячных долей секунды - очень интенсивное освещение).
Последние два типа источников света, синхронизированные с действием затвора фотоаппарата, делают фотографа совершенно независимым от условий освещения и позволяют производить моментальные съемки буквально везде и всегда. Съемка с импульсной лампой.- наиболее интересное нововведение в технике современной фотографии.
9 вопрос: Существенное влияние на состояние организма человека, его работоспособность оказывает микроклимат (метеорологические условия) в производственных помещениях - климат внутренней среды этих помещений, который определяется действующими на организм человека сочетаниями температуры, влажности, скорости движения воздуха и теплового излучения нагретых поверхностей.
Микроклимат производственных помещений, в основном, влияет на тепловое состояние организма человека и его теплообмен с окружающей средой.
Несмотря на то, что параметры микроклимата производственных помещений могут значительно колебаться, температура тела человека остается постоянной (36,6 °С). Свойство человеческого организма поддерживать тепловой баланс называется терморегуляцией. Нормальное протекание физиологических процессов в организме возможно лишь тогда, когда выделяемое организмом тепло непрерывно отводится в окружающую среду. Отдача теплоты организмом человека во внешнюю среду происходит тремя основными способами (путями): конвекцией, излучением и испарением.
Снижение температуры при всех других одинаковых условиях приводит к росту теплоотдачи путем конвекции и излучения и может привести к переохлаждению организма.
При высокой температуре практически все тепло, которое выделяется, отдается в окружающую среду испарением пота.
Если микроклимат характеризуется не только высокой температурой, но и значительной влажностью воздуха, то пот не испаряется, а стекает каплями с поверхности кожи.
Недостаточная влажность приводит к интенсивному испарению влаги со слизистых оболочек, их пересыханию и эрозии, загрязнению болезнетворными микробами. Вода и соли, выделяемые из организма потом, должны замещаться, поскольку их потеря приводит к сгущиванию крови и нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы.
Повышение скорости движения воздуха способствует усилению процесса теплоотдачи конвекцией и испарением пота.
Длительное влияние высокой температуры в сочетании со значительной влажностью может привести к накоплению тепла в организме и к гипертермии -- состоянию, при котором температура тела повышается до 38...40 °С.
При низкой температуре, значительной скорости и влажности воздуха возникает переохлаждение организма (гипотермия). В следствие воздействия низких температур могут возникнуть холодовые травмы.
Параметры микроклимата оказывают также существенное влияние на производительность труда и на травматизм.
10 вопрос: Комфортность техносферы. Наилучшие показатели работоспособности и отдыха достигаются при комфортном состоянии среды обитания и при рациональных режимах труда и отдыха.
Комфорт — оптимальное сочетание параметров микроклимата, удобств, благоустроенности и уюта в зонах деятельности и отдыха человека.
Комфортные и допустимые параметры воздушной среды в рабочих зонах регламентируются государственными стандартами и обеспечиваются в основном применением систем кондиционирования, вентиляции и отопления. Нормативные (оптимальные, допустимые) значения параметров микроклимата в рабочих зонах производственных помещениях зависят от категории выполняемых работ, периода года и некоторых других показателей (ГОСТ 12.1.005—88).
Важную роль в достижении эффективной деятельности играет искусственное освещение. Рационально выполненное освещение оказывает психофизиологическое воздействие на человека, способствует повышению эффективности деятельности, снижает напряженность органов зрения, повышает безопасность деятельности.
Эффективность деятельности человека в значительной степени зависит от организации рабочего места, в том числе от:
— правильного расположения и компоновки рабочего места;
— обеспечения удобной позы и свободы движений;
— использования оборудования, отвечающего требованиям эргономики.
Важное значение при достижении максимально эффективной деятельности играют режимы труда и отдыха. Сохранение высокой работоспособности достигается правильным чередованием режимов труда и отдыха.
11 вопрос: Техносфера — это регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми в технические и техногенные объекты, т. е. среда населенных мест.
Техносфера пришла на смену биосфере и в результате на планете осталось мало территорий с ненарушенными экосистемами. В наибольшей степени экосистемы разрушены в развитых странах — Европе, Северной Америке, Японии. Естественные экосистемы сохранились здесь на небольших площадях, которые окружены со всех сторон территориями, нарушенными деятельностью человека. Поэтому сохранившиеся относительно небольшие пятна биосферы подвержены сильному техносферному давлению.
Развитие техносферы в ХХ в. имело исключительно высокие темпы по сравнению с предыдущими столетиями. Это привело к двум диаметрально противоположным последствиям. С одной стороны, были достигнуты выдающиеся результаты в науке и различных отраслях промышленности, что оказало позитивное влияние на все сферы жизнедеятельности. С другой — были созданы невиданные ранее потенциальные и реальные угрозы человеку, сформированным им объектам и среде обитания. Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами сказалось на качестве и продолжительности жизни. Однако созданная руками человека техносфера не оправдала во многом надежды людей.
К новым, техносферным относятся условия обитания человека в городах и промышленных центрах, производственные и бытовые условия жизнедеятельности. Практически все урбанизированное население проживает в техносфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных, прежде всего повышенным влиянием на человека техногенных негативных факторов. Соответственно изменяется соотношение между природными и техногенными опасностями, доля техногенных опасностей возрастает.
Одним из источников экологических бедствий являются техногенные аварии и катастрофы, так как при них, как правило, происходят наиболее значительные выбросы и разливы загрязняющих веществ. Зонами наиболее высокого риска загрязнения окружающей среды вследствие техногенных аварий и катастроф являются промышленные районы, а также крупные города и мегаполисы. Крупнейшие аварии и катастрофы, произошедшие в последние десятилетия в России и за рубежом, наряду с гибелью людей, огромным материальным ущербом, как правило, причиняли невосполнимый ущерб окружающей природной среде, экологическим системам ряда регионов и территорий. Экологические последствия техногенных аварий могут проявляться годами, десятками и даже сотнями лет. Они могут быть разнообразными и многогранными. Особенно опасными являются аварии на радиационно опасных объектах.
Появление в биосфере новых компонентов, вызванных хозяйственной деятельностью человека, характеризуется термином “антропогенное загрязнение”, под которым понимают побочные отходы, образующиеся в результате хозяйственной деятельности челов