Понятие отраслевой структуры народохозяйственного комплекса.
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
1. Основные направления социально-экономического развития страны.
2. Структура отраслевой экономики Республики Беларусь.
Понятие отраслевой структуры народохозяйственного комплекса.
Экономика любой страны представляет собой народнохозяйственный комплекс, возникающий на базе социального и экономического развития, межрегионального разделения труда и процессов интеграции.
Современное народное хозяйство Республики Беларусь представляет собой сложный производственный и экономический механизм. Он состоит из большого числа взаимосвязанных отраслей. Чтобы обеспечить высокий уровень управления ими и планирования его изменения, необходима научно-обоснованная классификация отраслей. Она представляет собой систематизированный их перечень, отражающий структуру и степень общественного разделения труда.
Все отрасли народного хозяйства находятся в тесных экономических взаимосвязях. Каждая отрасль поставляет другим определенную продукцию и одновременно сама получает ее от других отраслей. Например, сельское хозяйство поставляет сырье для легкой и пищевой промышленности, продукты питания работникам, занятым в других отраслях промышленности, в строительстве и т.д. В то же время отрасли промышленности поставляют сельскому хозяйству средства труда (машины, оборудование, удобрения и т.д.). поэтому изменение объемов производства в одной отрасли вызывает соответствующие изменения в других отраслях. Следовательно, все отрасли промышленности, сельского хозяйства и других сфер деятельности находятся в определенных количественных соотношениях.
Состав отраслей и их количественное соотношение, выраженное в процентах, представляют собой отраслевую структуру (народного хозяйства, промышленности, сельского хозяйства). В отраслевой структуре выделяют крупные народнохозяйственные отрасли.
Весь народнохозяйственный комплекс подразделяется на группы отраслей:
¨ отрасли материального производства: промышленность, строительство, сельское хозяйство, а также отрасли, связанные со снабжением населения продукцией, то есть заготовки, материально-техническое снабжение, торговля и общественное питание;
¨ отрасли непроизводственной сферы: ЖКХ, бытовое обслуживание, транспорт, связь и т. п.;
¨ социальное обслуживание населения: здравоохранение, наука, культура и искусство, просвещение, отрасли управления и обороны.
Отрасль – это совокупность предприятий и производств, обладающих общностью назначения продукции, технологического процесса, однородностью перерабатываемого сырья.
Изучение отраслевой структуры позволяет выявить степень экономической самостоятельности страны, техническую оснащенность народного хозяйства, социальную направленность производства.
Формирование отраслевой структуры в промышленности и сельском хозяйстве в условиях рынка зависит от совокупного действия разнообразных факторов. Важнейшими из них являются:
· уровень интенсификации производства;
· степень общественного разделения труда;
· уровень развития прогрессивных форм общественной организации производства (специализация, кооперация, концентрация и т.д.);
· наличие природных ресурсов и степень их освоения в стране;
· место страны в системе международного разделения труда и внешнеэкономические связи;
· общественно-исторические условия развития народного хозяйства страны.
3. Организация, как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Цели и задачи производственно-хозяйственной деятельности.
Классификация организаций по формам собственности, по размеру, по принадлежности капитала и по его контролю, по цели.
Планирование численности персонала: основных и вспомогательных рабочих, служащих.
Планирование численности персонала – это комплекс мер по обеспечению потребности предприятия в работниках.
Потребность предприятия в персонале зависит от планируемых объемов производства, технической оснащенности производства, производительности труда и т.д.
Укрупнено требуемая численность работников на предприятии может быть определена исходя из планового объема производства продукции и повышения производительности труда:
где Чбаз – численность персонала в базисном году, чел.,
Jv – планируемый темп роста объема продукции, %,
Э – относительное уменьшение численности работников за счет роста производительности труда, чел.
При расчете потребности в персонале необходимо вначале определить число основных работников, а затем вспомогательных.
При расчете численности рабочих можно использовать подходы:
- по времени трудового процесса численность работников основной работы (Ч):
Ч = ППi / (Нв*В),
где ППi – объем работы или производственная программа с учетом трудоемкости работ; Нв – норма выработки; В – норма времени одного работника за рассматриваемый период;
- по нормам затрат труда численность рабочих (Чраб) основного и вспомогательного производств:
n
Чпл = ( ∑ (ППj * Трпл)) / (Тнорм* Квып) ,
j=1
где ППi – годовая производственная программа выпуска (шт., кг.) изделий j-го вида; Трпл – плановая трудоемкость изделий j-го вида, чел-ч.; Тнорм – годовой нормативный фонд рабочего, ч.; Квып – коэффициент выполнения норм времени.
- по нормам выработки численность рабочих:
n
Чпл = ∑ ППj / (Нвыпi * Квыр) ,
j=1
где Нвыпi – годовая норма выработки рабочего по i-му изделию шт./чел.; Квыр – коэффициент выполнения норм выработки.
Численность вспомогательных рабочих может бытьрасчитана по:
- трудоемкости и нормам выработки (аналогично основным рабочим);
- по нормам обслуживания для участков;
- с учетом мест основной работы;
- по нормативам численности при обслуживании отдельных объектов.
По количеству рабочих мест и нормам обслуживания расчет численности рабочих производится, когда рабочим доведены нормы обслуживания:
Чраб = (n * Ксм) / Ноб или Чраб = S * Ксм / Ноб,
где n – количество обслуживаемых рабочих мест, Ксм – коэффициент сменности; Ноб – норма обслуживания; S – площидь обслуживания (число рабочих мест, обслуживаемых 1 рабочим).
Расчет по нормам численности (если рабочее место обслуживается несколькими рабочими):
Чраб = n* Ксм* Нч,
где Нч - норма численности (т.е. численность рабочих, обслуживающих 1 рабочее место).
Число служащих можно расчитать на основе укрупненных норм обслуживания (площидь для уборки определяет число уборщиков помещения).
На основании расчета потребности в персонале разрабатывается штатное расписание предприятия, которое утверждается руководителем профсоюзной организации. Штатное расписание – это документ, указывающий обязательное количество работников по числу, составу, профессиям, специальностям, квалификации, размеры постоянной заработной платы на единицу времени и на год, а также доплаты и надбавки относително постоянного характера.
Баланс рабочего времени одного рабочего устанавливает среднее количество часов, которое он должен отработать в течение планового периода. Баланс составляется в 2 этапа:
2. расчет среднего количества явочных дней рабочего в течение планового периода;
3. расчет средней продолжительности рабочего дня для одного рабочего.
Среднее количество рабочих часов, которое должен отработать рабочий в течение планового периода = п.1 * п.2. Баланс рабочего времени составляется для каждого структурного подразделения отдельно.
При расчете среднего количества явочных дней рабочего различают 3 фонда рабочего времени:
- календарный – число календарных дней планового периода;
- номинальный – количество рабочих дней, которое может быть использовано в течение планового периода; Он равен календарному фонду рабочего времени за вычетом нерабочих дней.
- эффективный – среднее количество рабочих дней, полезно используемых в течение планового периода. Вследствие неявок обычно меньше номинального.
15. Сущность производительности труда и показатели её характеризующие. Её значение в экономике организации.
Основным показателем и источником повышения эффективности использования рабочей силы производительность труда.
Производительность труда - это способность работников производить определенное количество материальных благ (работ) в единицу рабочего времени.
Чем большей произведено продукции в единицу времени, или чем меньше затрачено рабочего времени на производство единицы продукции, тем выше производительность труда. Таким образом, сущность роста производительности труда заключается в экономии рабочего времени на производство единицы продукции.
Принято различать производительность индивидуального и общественного труда.
Производительность индивидуального труда отражает затраты живого труда (труд совокупного работника) на производство единицы продукции. Она определяется путем сопоставления объема продукции (работы) с количеством затраченного на нее живого труда (рабочего времени).
Производительность общественного труда учитывает совокупные затраты живого и овеществленного труда на выпуск продукции. Критерием ее роста является снижение стоимости (общественных издержек).
На уровне отдельных предприятий определяется производительность индивидуального (живого) труда. Она выражает соотношение между объемом производства продукции и затратами живого труда на ее изготовление. Измеряется количеством продукции, произведенной в единицу времени (выработка) или затратами рабочего времени на единицу продукции (трудоемкость). Оба показателя находятся в обратной зависимости и дополняют друг друга.
Выработка: В = ВП / Чсп,
Трудоемкость: Тр = Т / ВП,
где ВП –объем валовой продукции; Т – время, затраченное на производство всей продукции, нормо-ч.
Различают три метода измерения производительности труда: натуральный, трудовой и стоимостной.
При натуральном методе ее определяют путем деления объема производственной продукции, выраженной в физических единицах (т, м, шт. и т.д.), на число работников или на количество затраченного рабочего времени.
Трудовой метод расчета основан на учете объема произведенной продукции в затратах рабочего времени (нормо-часах). При использовании этого метода рассчитывается трудоемкость. Сопоставление фактической и нормативной трудоемкости характеризуется коэффициентом выполнения норм времени.
При стоимостном методе производительность рассчитывается путем деления объема произведенной продукции в стоимостном выражении на затраченное рабочее время. Последнее может быть выражено среднесписочной годовой, квартальной и месячной численностью промышленно-производственного персонала (ППП).
16. Факторы и резервы роста производительности труда.
Формы и системы оплаты труда: повременная (простая повременная, повременно-премиальная), сдельная (прямая сдельная, сдельно-премиальная, косвенная, аккордная, сдельно-прогрессивная), смешанная, условия их применения.
Существуют два вида заработной платы:
- Основная включает оплату по установленным нормам затрат труда. Отличительные ее признаки – гарантийность и регулярность выдачи.
- Дополнительная оплата – это поощрение за хорошую работу. Она выдается при достижении более высоких производственных показателей.
Существуют 2 формы оплаты труда:
¨ сдельная (уровеньзависит от разряда работника и результатов его работы). Включает следующие системы оплаты труда:
- прямая сдельная, начисляется за выполненную работу по установленной расценке за каждую единицу произведенной продукции:
ЗП = Q * Рсд,
Q –количество изделий;Рсд –сдельная расценка.
- сдельно-премиальная, к сдельным расценкам добавляется премия за дополнительные результаты (высокое качество и т.д.);
- сдельно-прогрессивная, при которой расценки на количество сверх установленных норм прогрессивно возрастают:
ЗП = P * Q * (1 + премия + % перевыполнения) / 100 %
- сдельно-косвенная для вспомогательных рабочих, уровень заработной платы зависит от результатов обслуживаемых ими основных рабочих:
ЗП = Qвып. осн. раб. * Р косв,
- аккордная, при которой заработная плата начисляется за весь объем работ в соответствии с договором.
¨ повременная,уровень которой зависит от разряда работника и количества отработанного времени.Включает:
- простую повременную:
ЗП = t * ЧТС, t -отработанное время;
- повременно-премиальную - помимо основного оклада предполагает выплату премии за качественные и количественные результаты труда.
Оплата труда руководителей и специалистов производится, как правило, на основе должностных окладов. Они устанавливаются работодателем в соответствии с должностью и квалификацией работника. Могут устанавливаться иные виды оплаты труда (в процентах от выручки, в долях от прибыли и др.).
Размер должностного оклада работника устанавливается при поступлении на работу и фиксируется в трудовом договоре (контракте).
19. Сущность и состав издержек производства и обращения.
20. Состав затрат на производство и реализацию продукции.
Понятие и функции цен цены.
Во многих словарях цена трактуется как денежное выражение стоимости единицы товара. Можно встретить и такую формулировку: "Цена - это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель - продать".
Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций:
· Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции;
· Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.
· Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.
· Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.
· Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на нее.
Виды цен.
По характеру обслуживаемого оборота выявляют:
- оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;
- закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;
- цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены. По мере развития рыночных отношений сфера действия договорных цен расширяется;
- розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям, организациям;
- тарифы грузового и пассажирского транспорта;
- тарифы на платные услуги населению;
- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
В зависимости от сферы регулирования различают:
- свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения.
- договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства;
- цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;
- регулируемые цены - цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов страны. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок.
В зависимости от территории действия различают:
- единые или поясные цены;
- региональные (зональные) цены.
По времени действия цены подразделяются на:
- твердые (постоянные), которые не меняются в течение всего срока действия контракта;
- текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке;
- сезонные, действующие в пределах определенного периода времени;
- скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления. Эти цены позволяют учитывать изменения в издержках производства за период времени, необходимый для их изготовления.
В классификации цен отдельно выделяются цены, используемые в статистике:
- текущие;
- средние;
- сопоставимые;
- неизменные.
25. Структура и порядок формирования цен методом прямого и обратного счета.
Прибыль и рентабельность
Доход предприятия
Предприятия, осуществляют поставку продукции на рынок, получают доход от её реализации. Различают:
Валовой доход (ВД)– это объём денежных средств, полученных от продажи всей произведённой продукции.
ВД = Ц * V,
Ц – цена ед. прод., руб; V – кол-во проданной прод.
Средний доход (СД) – это размер денежных средств, получаемых предприятием от продажи одной единицы продукции.
СД = ВД / V
Принимая решение о выпуске продукции, необходимо выяснить, какой доход принесёт предприятию продажа одной дополнительной единицы, т.е. требуется определить предельный доход.
Предельный доход (ПД)– характеризует величину денежных средств, на которую возрастает совокупный доход в результате увеличения количества произведённой и реализованной продукции на одну единицу.
ПД = ∆ВД / ∆V
∆ВД - прирост валового дохода, руб; - ∆V прирост объёма выпуска прод., ед.
Рентабельности и её виды
Для оценки эффективности работы предприятия только показателя прибыли недостаточно. Равная прибыль ещё не свидетельствует об одинаково успешной работе, поскольку для её получения могут быть использованы различные количественные величины ресурсов.
Сравнение эффективности деятельности предприятий производится обычно не в абсолютных (прибыль), а в относительных показателях (в%).
Рентабельность– это доходность, прибыльность, показатель экономической эффективности деятельности предприятия, отражающий конечные результаты хозяйственной деятельности.
Виды рентабельности:
1. Рентабельность производства (Рпр) характеризует прибыльность производственных фондов предприятия, показывает величину прибыли, приходящуюся на 1 руб. ОПФ и НОС.
Рпр =
ОПФ – среднегодовая стоимость ОПФ, руб;
НОС – нормируемые оборотные средства, руб.
2. Рентабельность оборота (Ро)
Ро = , П- прибыль, В – выручка от реализации продукции, руб.
3. Рентабельность текущих активов (Рт.а)
Рт.а =
4. Рентабельность собственного капитала (Рск)
Рск =
5. Рентабельность заёмного капитала (Рзк)
Рзк =
6. Рентабельность изделия (Ри) характеризует прибыльность продукции и показывает величину прибыли на 1 руб. текущих издержек.
Ри =
Прп – прибыль от реализации продукции, руб.; Срп – с/с реализованной продукции, руб.;
7. Рентабельность основных фондов (Роф)
Роф =
12 12
Определение уровня использования ПМ:
Кипм = N/ПМ
Кипм –коэффициент использования ПМ, N – производственная программа.
Кзагр = Σt/Фд * n
Кзагр –коэффициент загрузки оборудования.
31. Доход и прибыль организации. Виды дохода и прибыли.
Доход предприятия
Предприятия, осуществляют поставку продукции на рынок, получают доход от её реализации. Различают:
Валовой доход (ВД)– это объём денежных средств, полученных от продажи всей произведённой продукции.
ВД = Ц * V,
Ц – цена ед. прод., руб; V – кол-во проданной прод.
Средний доход (СД) – это размер денежных средств, получаемых предприятием от продажи одной единицы продукции.
СД = ВД / V
Принимая решение о выпуске продукции, необходимо выяснить, какой доход принесёт предприятию продажа одной дополнительной единицы, т.е. требуется определить предельный доход.
Предельный доход (ПД)– характеризует величину денежных средств, на которую возрастает совокупный доход в результате увеличения количества произведённой и реализованной продукции на одну единицу.
ПД = ∆ВД / ∆V
∆ВД - прирост валового дохода, руб; - ∆V прирост объёма выпуска прод., ед.
Планирование инноваций на предприятии
Инновации в продукцию подразделяются на:
· модификации;
· небольшие нововведения;
· большие нововведения.
Модификации осуществляются путем внесения конструктивных изменений в выпускаемую продукцию, появление новых моделей, марок, цветов.
Небольшие нововведения включают в себя изделия, которые ранее не выпускались на предприятии, но производились и реализовывались другими предприятиями.
Большие нововведения — это изделия, которые ранее не производились и не реализовывались.
Планирование инноваций на предприятии включает следующие этапы:
1) генерация идей и их отбор;
2) оценка продукции;
3) проверка концепции;
4) экономический анализ;
5) разработка продукции;
6) подробный маркетинг;
7) коммерческая реализация.
35. Принципы, методы планирования в организации (на предприятии).
36. Виды планирования в организации (на предприятии).
Сущность планирования, его виды, принципы и методы
Планирование - научное обоснование на предприятии предстоящих экономических целей его развития и форм хозяйственной деятельности, выбор наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.
Прогнозирование (планирование) производственно-хозяйственной деятельности предприятия – сложная взаимосвязанная система планов, определяющих его комплексное развитие на основе эффективного использования имеющихся ресурсов.
Задачи планирования:
- формулирование состава предстоящих плановых проблем и возможностей развития предприятия;
- обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач;
- планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
- определение потребности в ресурсах
- проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.
Принципы планирования:
¨ принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности.
¨ принцип единства планов (все планы увязаны в единый комплексный план).
¨ принцип непрерывности планов
¨ принцип гибкости планов
¨ принцип точности.
¨ Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта.
¨ Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта.
¨ Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей.
¨ Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.
¨ Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.
¨ Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана.
Методы планирования:
· Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.
· Экспериментальный метод – это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.
· Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.
· Экономико-математический;
· Нормативный;
· Балансовый;
· Программно-целевой.
В процессе планирования ни один из рассматриваемых методов не применяется в чистом виде.
Стратегическое, тактическое, бизнес-планирование.
План – это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата.
Различают три вида внутрифирменного планирования:
- долгосрочное (перспективное) - это планирование на несколько лет с разбивкой по годам.
Наиболее распространенным является бизнес – план. Преимуществами бизнес-плана является то, что он позволяет тщательно проанализировать собственные идеи, проверить их реалистичность, оценить затраты, определить прибыльность, рентабельность и источники финансирования планируемого коммерческого мероприятия.
- краткосрочное (текущее)- эго планирование на год с разбивкой по кварталам, месяцам. Распространенной формой краткосрочного (текущего) внутрифирменного планирования является годовой финансовый план предприятия, который выполняет роль инструмента планирования и инструмента контроля деятельности фирмы.
- оперативное - это планирование на квартал с разбивкой на более короткий период; месяц, декаду, неделю, день.
37. Качество продукции как фактор повышения конкурентоспособности продукции. Показатели качества.
Качество продукции —это совокупность свойств товара, обуславливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.
Свойство продукции —объективная особенность товара, которая может проявляться при создании, эксплуатации или потреблении.
Продукция имеет множество различных свойств, которые необходимо учитывать при ее разработке, производстве, хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении.
Свойства могут быть простыми и сложными. К простым относятся масса, емкость, скорость и т. д. К сложным — надежность, безотказность, ремонтопригодность и др.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.
По способу выражения показатели продукции могут быть натуральными (метры), относительными (балы) и стоимостными.
По стадии определения — прогнозируемые, процентные, нормативные и фактические показатели.
По характеризуемым свойствам применяются следующие группы показателей: назначения, надежности, транспортабельности, безопасности, экономичности, патентно-правовые, технологичности, эргономические, эстетические.
Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначается.
Надежность, транспортабе6льность, показатели безопасности, показатели экономичности, патентно-правовые показатели, показателям технологичности относятся: удельная трудоемкость, металлоемкость, энергоемкость изготовления и обслуживания; эргономические показатели, эстетические показатели.
Обобщенный показатель характеризуется совокупностью всех оцениваемых свойств изделия.
Контроль качества продукции
Целью контроля качества является обеспечение установленного качества продукции, предупреждение брака, недопущение выпуска недоброкачественной продукции. Ответственность за качество продукции несут все работники предприятия.
Средствами контроля качества продукции являются контрольно-измерительные приборы, инструменты и контрольные устройства. Особенно эффективны автоматические средства контроля, встроенные в технологическое оборудование, обеспечивающие контроль непосредственно в процессе изготовления продукции. Это позволяет снизить численность контролеров и предупреждает появление брака.
Различают следующие виды контроля:
· групповой — по группе смежных операций, связанных с полной или частичной обработкой детали;
· пооперационный контроль соблюдения технологического процесса в производстве большой сложности и точности;
· выборочный — контролируется некоторое количество продукции, отбираемое в качестве представителей;
· сплошной — осуществляется над каждым изделием.
По назначению контроль разделяется на промежуточный и окончательный.
Методы контроля качества продукции: внешний осмотр, проверка размеров, проверка механических и физических свойств, проверка на экологическую чистоту. Особое место занимает статистический метод технического контроля качества. Экспертные методы.
оценки качества продукции основаны на использовании обобщенного опыта и инструкции специалистов и потребителя продукции. Их следует применить тогда, когда невозможно или затруднительно использовать более объективные методы контроля. Экспертный метод применяется также для характеристики эстетических свойств товара.
38. Формы общественной организации производства. Специализация и кооперирование производства. Тенденции их развития в современных условиях.
39. Формы общественной организации производства. Комбинирование и концентрация производства. Их сущность и формы.
К формам общественной организации производства относятся специализация, кооперирование, концентрация и комбинирование.
Под специализацией предприятия понимают сосредоточение его деятельности на производстве определенного вида или видов продукции. На сельскохозяйственных предприятиях этот процесс обычно связан с расширением одной или нескольких отраслей при соответствующем сокращении других. Он может осуществляться до тех пор, пока это экономически выгодно.
Цель специализации сельскохозяйственных предприятий — создание условий для увеличения прибыли, объема производства продукции, снижения издержек, повышения производительности труда, улучшения качества продукции.
Специализация выступает как организационная предпосылка обеспечения устойчивости сельского хозяйства, роста выхода продукции при высокой эффективности производства, решения социальных проблем деревни.
Понятие “кооперация” можно применить к двум типам экономических отношений:
· кооперация в процессе производства и труда;
· кооперация как хозяйственная форма или хозяйственная организация.
I. Кооперация производства и труда базируется на общественном разделении труда, которое определяется технико-технологическими условиями производства и отражает соотношение технологических элементов производства между собой. В этом случае кооперация способствует установлению устойчивых производственно-экономических связей между специализированными предприятиями, которые начинают формироваться на той стадии общественного разделения труда, когда кооперация разнородных производственных функций становится непременным условием получения конкретного полезного эффекта.
По своей сущности кооперация является специфической формой общественного разделения труда, противоположной специализации. Если специализация способствует расчленению технологического цикла производства продукции на отдельные стадии, то кооперация – это обратный процесс соединения (синтеза) расчлененных стадий (видов деятельности) в единый технологический цикл, но на новой качественной основе путем сотрудничества и комбинирования производства и более высокого уровня его концентрации. Оно осуществляется в новых организационных формах, обеспечивающих достижение оптимальной концентрации производства и взаимоувязки его последовательных стадий.
Если в единый технологический процесс объединяются разобщенные стадии производства в пределах одной отрасли (сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность), то такая кооперация называется внутриотраслевой или горизонтальной. В сельском хозяйстве горизонтальные производственно-экономические связи развиваются на основе предметной и постадийной специализации. В скотоводстве – это кооперация молочных хозяйств со специализированными комплексами по выращиванию и откорму крупного рогатого скота; в птицеводстве – постадийная кооперация птицефабрик по получению пищевых яиц; в семеноводстве зерновых и трав – кооперация экспериментальных баз, специализированных семеноводческих и товарных хозяйств и т.п. Горизонтальная кооперация находит распространение в пищевой промышленности.
Вертикальная кооперация (интеграция) представляет собой межотраслевое кооперирование и комбинирование предприятий и производств различных отраслей народного хозяйства, обеспечивающее оптимальное прохождение товарной массы в едином технологическом процессе из одной фазы производства в другую. В АПК вертикальная интеграция выступает как форма организации интегрированного производства (соединение сельскохозяйственного и промышленного производства) и как форма организации межотраслевых связей по всей цепи производства конечных продуктов, пришедшая на смену централизованному управлению и планированию. В основе ее лежат рыночные принципы: экономическая свобода товаропроизводителей, конкуренция, конкурентоспособность, спрос и предложение, необходимость эффективного использования ресурсо