Система РСЧС и гражданской обороны
Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях - составная часть национальной безопасности России. Поэтому обеспечение безопасности и защиты интересов личности, общества и государства от ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, является одним из важнейших направлений государственной политики в области национальной безопасности РФ.
Для организации спасения людей, сохранения их здоровья, снижения ущерба окружающей среде и локализации зон ЧС природного и техногенного характера в период с 1992 г. по 1994 г. была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) В 1992 году принято постановление Правительства РФ № 261 «О создании РСЧС», 30.12.03 г. постановлением Правительства РФ № 794 утверждено «Положение о РСЧС»
РСЧС объединяет усилия органов управления, силы и средства государственного управления всех уровней (федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций) для предупреждения и ликвидации последствий ЧС.
Рис.8.2. Структура РСЧС
РСЧСсостоит (рис. 8.2.) из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный (межрегиональный), территориальный (региональный), местный (муниципальный)и объектовый.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученным им отраслях экономики
Территориальныеподсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
На каждом уровне РСЧС создаются:
координационные органы;
постоянно действующие органы управления;
органы повседневного управления;
силы и средства;
резервы финансовых и материальных ресурсов;
системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационный орган ‑ это комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности.
Основные задачи комиссии:
разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и пожарной безопасности;
координация деятельности органов управления и сил единой системы;
обеспечение согласованных действий при ликвидации последствий ЧС.
Постоянно действующие органы управления:
на федеральном уровне – МЧС России;
на региональном (межрегиональном) уровне – региональные центры МЧС России;
на территориальном (региональном) уровне – главные управления МЧС России;
на местном (муниципальном) уровне – специальные органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
на объектовом уровне - структурные подразделения или отдельные работники.
Органы повседневного управления:
— центры управления в кризисных ситуациях;
— информационные центры;
— дежурно-диспетчерские службы.
В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят:
силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации. (Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.);
силы и средства наблюдения и контроля - для предупреждения катастроф, прогнозирования их возникновения и оповещения органов управления и населения;
силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
войска гражданской обороны;
поисково-спасательную службу МЧС России;
Государственную противопожарную службу МЧС России;
соединения и воинские части Вооруженных Сил, предназначенные для ликвидации последствий катастроф;
противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств и различных организаций;
учреждения и формирования служб экстренной медицинской помощи и многие другие.
В зависимости от обстановки РСЧС может функционировать в одном из следующих режимов:
режим повседневнойдеятельности - функционирование в мирное время при нормальной обстановке;
режим повышенной готовности - при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, угрозе развязывания войны;
чрезвычайныйрежим - начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.
Основными задачами РСЧС являются:
разработка и реализация законов и других документов, регулирующих вопросы защиты населения и территорий от ЧС;
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС, и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в ЧС;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
подготовка населения к действиям при ЧС;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения территорий от ЧС;
ликвидация ЧС;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
В Федеральном законе РФ "О гражданской обороне", 1998 г. гражданская оборона (ГО) рассматривается как система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Кроме того, планируемые мероприятия ГО в социогенных ЧС должны защищать от поражающих факторов, инициируемых террористическими и диверсионными группами, незаконными вооруженными формированиями и другим противником.
Гражданская оборона в Российской Федерации формируется по территориально-производственному принципу. В зависимости от обстановки система гражданской обороны может функционировать в одном из следующих режимов:
режим повседневной деятельности - функционирование в мирное время при нормальной обстановке;
режим повышенной готовности - при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, угрозе развязывания войны;
чрезвычайный режим - начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.
В состав сил ГО в зависимости от уровня входят воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, и гражданские организации ГО.
Гражданские организации ГО создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты, важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.
На каждом объекте должно быть разработано положение о ГО, в котором обозначаются задачи ГО объекта.
Важной задачей штаба ГО является обучение и подготовка персонала к действиям в ЧС. Процесс обучения является многоуровневым и включает в себя инструктажи, ознакомление с характеристиками и способами обращения с индивидуальными и коллективными средствами защиты, проведение учебных тревог и т. д.
Постановлением Правительства РФ определен перечень сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Одна их часть предназначена для наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, санитарно-эпидемиологической обстановкой и другими сферами жизни и деятельности. Вторая - для ликвидации ЧС.
Войска гражданской обороны. Эти войска составляют основу сил МЧС, привлекаемых для ликвидации ЧС мирного и военного времени. Они существенно отличаются от соединений и частей Вооруженных Сил: не участвуют в боевых действиях, не имеют оружия, за исключением небольшого комплекта, предназначенного для собственной охраны. Их задача - быстро прийти на помощь населению в ЧС, оказать ему помощь, ликвидировать последствия ЧС.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях является одним из важнейших направлений государственной политики национальной безопасности Российской Федерации, потому что последствия чрезвычайных ситуаций мирного и особенно военного характера часто имеют трансграничный характер и затрагивают судьбы миллионов людей, а также имеют для государства социальные, правовые и экономические последствия, ставят вопрос о надежности и компетентности государственной власти и ее способности выполнять свои обязанности.
СПИСОК ЛИРЕРАТУРЫ
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с. : ил.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / ЗанькоН.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. - 13 издание, исправленное. - СПб.- Москва - Краснодар: Лань, 2010 . - 672 с.: ил.
3. Акимов В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 2-е, переработанное — М.: Высшая школа, 2007. — 592 с: ил.
4. Анализ оценки рисков производственной деятельности. Учебное пособие / П.П. Кукин, В.Н. Шлыков, Н.Л. Пономарев, Н.И. Сердюк. — М.: Высшая школа, 2007. — 328 с: ил.
5. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л. Пономарев. - Изд. 4-е, перераб. - М.: Высшая школа, 2007. - 335 с.: ил.
6. Башкин В.Н. Экологические риски: расчет, управление, страхование: Учебное пособие / В.Н. Башкин. — М.: Высшая школа, 2007. — 360 с: ил
7. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов (под ред. Арустамова Э.А.) Изд.12-е, перераб., доп. - М.: Дашков и К, 2007.- 420 с.
8. Глебова Е.В. Производственная санитария и гигиена труда: Учебное пособие для вузов / Е.В. Глебова. - 2-е издание, переработанное и дополненное — М: Высшая школа, 2007. - 382 с: ил.
9. Кукин П.П. и др. Основы токсикологии: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, К.Р. Таранцева и др. — М.: Высшая школа, 2008. — 279с: ил.
10. Мастрюков Б.С. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009. - 320 с.: ил.
11. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. - Изд. 5-е, перераб.- М.: Академия, 2008.- 334 с.: ил.
12. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, В.М. Попов, Н.И. Сердюк.— М.: Высшая школа, 2008.—317 с.: ил.
13. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.- 6-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2008.- 423 с.
14. Девисилов В.А. Охрана труда: учебник / В.А. Девисилов. - 4-е изд., перераб. и доп. -М.: ФОРУМ, 2009. -496 с.: ил. - (Профессиональное образование).
Приложение 1
ВЫПИСКА
из Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда (Руководство P 2.2.2006 – 05)