Ценовая тактика хозяйствующих субъектов в условиях
Инфляции
Для разработки ценовой стратегии в условиях инфляции предприятию необходимо:
– обоснованно оценить уровень инфляции;
– составить обстоятельный прогноз изменения цен на продукцию и цен на приобретаемые ресурсы с учетом общего инфляционного фактора роста цен в экономике на прогнозируемый или планируемый период времени.
Оценка инфляционного ожидания при обосновании ценовой стратегии предприятия необходима для:
– учета изменения цен на рынке при разработке общей стратегии развития и профиля предприятия, внедрения его продукции на рынке или сохранения позиции предприятия на имеющихся рынках реализации его продукции;
– учета изменения цен при разработке бизнес-планов как в планировании деятельности предприятия в целом, так и при обосновании конкретных показателей бизнес-планов отдельных организационно-технических мероприятий, решений в проектах научно-технических и технологических работ;
– обоснования цен на продукцию предприятия и оценки возможного .изменения цен на ресурсы, потребляемые предприятием;
– неизбежности учета влияния изменения цен на доход, выручку предприятия от реализации его продукции;
– оценки изменения цен на издержки производства и реализацию продукции предприятия, включая как цены на средства производства, так и цены труда –оплату труда;
– оценки финансовых результатов деятельности предприятия – прибыли или возможных убытков, ликвидности, платежеспособности ;
– расчета относительных цен и выбора оптимальной структуры производства;
– других экономических расчетов.
Если в условиях стабильной экономической ситуации предприниматель избегает прямого повышения цен, то инфляция, наоборот, заставляет его постоянно планировать прямое повышение цен.
Инфляционный рост издержек ставит под угрозу уровень прибыли и даже само существование фирмы. Поэтому ценообразование в условиях инфляции приобретает особенно важное значение для маркетинговых и финансовых служб фирмы.
И первое, что должно сделать руководство фирмы в период инфляции, - это наладить постоянный и точный учет роста издержек и прогнозирование их изменений. Для прогноза роста затрат фирма должна использовать публикуемые индексы роста затрат, прогнозы и др. материалы.
Рассмотрим пример учета и прогноза издержек фирмы и варианты определения цены. Для возмещения ожидаемого роста издержек фирма планирует повысить цену. Здесь возможны два варианта:
– первый - сохранение объема прибыли;
– второй - сохранение уровня рентабельности.
Таблица 1.
Прогноз изменения издержек фирмы
Показатель | Прошлый период | Отчетный период | Прирост по сравнению с прошлым периодом | Прогноз прироста на следующий период | Будущий период | ||
в руб. | в % | в руб. | в % | ||||
Прямые издержки, руб.: | + 300 | 17,6 | 17,4 | ||||
- материалы | + 200 | ||||||
- зарплата | + 50 | ||||||
- транспортировка | + 10 | ||||||
- другие расходы | + 40 | ||||||
Косвенные издержки, руб. | - | - | |||||
Итого | + 300 | 11,1 | 18,3 |
Рост издержек в отчетном периоде составил 11,1%. Прогнозируется рост издержек на уровне 18,3%.
Таблица 2.
Прогноз изменения цены в результате инфляции
Показатель | Отчетный период | Будущий период | |
Первый вариант (сохранение объема прибыли) | Второй вариант (сохранение рентабельности) | ||
Издержки, руб. | |||
Прибыль, руб. | |||
Цена, руб. | |||
Рентабельность, % |
Ценообразование, направленное только на покрытие издержек и получение старого объема прибыли, не может быть эффективным длительное время. Надо учитывать реакцию на повышение цен покупателей и конкурентов.
Инфляционное развитие порождает систему тактических ценовых мероприятий. В ней должны комплексно использоваться способы заключения договоров о ценах, а также меры по изменению структуры цены.
Проблема договорного оформления цены имеет значение, прежде всего, для сделок, реализация которых растянута на определенный срок. В следствие разделения во времени момента заключения договора, его исполнения и оплаты возникают финансовые риски, которые по условиям договора должны распределяться между поставщиком и потребителем.
Таблица 3.
Формы договоров и распределение ценовых рисков
Распределение ценовых рисков | Формы договоров |
1. Риск у поставщика | 1. Твердая цена |
2. Возобновление торга при определенных условиях | |
3. Скользящие ценовые условия | |
2. Риск у потребителя | 1. Фактическая цена к моменту поставки товара |
Твердые цены могут устанавливаться в том случае, если фирма может относительно уверенно прогнозировать будущий уровень своих издержек.
Возобновление торга при определенных условиях, как вид договора, характерен тем, что фирма оставляет открытым вопрос о конкретном уровне цены, но впоследствии ей придется нести затраты по ведению переговоров.
Скользящие ценовые условия – это одна из наиболее часто применяемых в мировой практике форм договора о ценах в условиях инфляции. Скользящая цена устанавливается путем внесенной в договор формулы инфляционного скольжения:
а1 б1
С1 = С0 х [ А х (––) + Б х ( ––) + В] ,
а0 б0
где С1 и С0 – это себестоимость в момент исполнения договора и в момент заключения договора соответственно;
А – доля расходов на приобретение материалов, сырья, энергии в себестоимости товара в момент заключения договора;
Б – доля расходов на оплату труда в себестоимости товара в момент заключения договора;
В – доля в себестоимости прочих расходов в момент заключения договора:
А + Б + В = 1
а1 и а0 – средняя цена покупки исходных материалов в момент фактической поставки товара и в момент заключения договора;
б1 и б0 – средняя заработная плата работников предприятия в момент исполнения договора и в момент его заключения.
Фактическая цена к моменту поставки товара определяется исходя из сложившихся на момент поставки расходов на производство, внепроизводственных расходов и фактического размера прибыли.