Гоу впо орловский государственный институт
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ
Ценообразование
Учебно-методическое пособие
Под редакцией к.э.н., доцента Комиссаровой Е.А.
Допущено Учебно-методическим объединением
по образованию в области производственного
менеджмента в качестве учебно-методического пособия
для студентов, обучающихся по специальности 080502.65
«Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»
ББК 65.25
УДК 338.5
Ц 379
Утверждено редакционно-издательским советом Орел ГИЭТ в качестве учебно-методического пособия по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»
Составители: к.э.н., доцент Голоктионова Ю.Г.,
к.э.н., доцент Комиссарова Е.А.,
старший преподаватель Лисичкина Н.В.
Рецензент: д.э.н., профессор Лазаренко А.Л.
д.э.н., профессор Машегов П.Н.
Ц – 379 Ценообразование: Учебно-методическое пособие /под ред. Комиссаровой Е. А. – Орел: издательство ОрелГИЭТ, 2006. – 90с.
Учебно-методическое пособие содержит теоретический курс по дисциплине «Ценообразование». Тестовые задания и задачи дополняют полученные студентами знания в процессе лекционных занятий. Последовательно освещены основные принципы ценообразования в Российской Федерации. Значительное внимание уделено экономическим и административным факторам, оказывающим влияние на ценообразование.
ББК 65.25
Орловский государственный институт
экономики и торговли, 2006
Содержание
Введение Краткий курс лекций: 1. Цены и их роль в национальной экономике 2. Система цен 3. Технология расчета цены в развитой экономике 4. Ценообразование в условиях инфляции 5. Методология формирования цены в России 6. Особенности ценообразования в различных отраслях и сферах деятельности 7. Внешняя торговля и цены 8. Государственное регулирование рынка и цен Тестовые задания Задачи: 1. Определение средних цен 2. Определение цены продукции 3. Определение цены продукции промышленного предприятия 4. Методология формирования цены в РФ 5. Влияние цены на спрос 6. Определение цены продукции на предприятиях общественного питания 7. Ценообразование в условиях инфляции 8. Определение цены на товар 9. Определение равновесной цены продукта в условиях совершенной конкуренции 10. Определение интервала цены 11. Оценка целесообразности принятий решений 12. Цена и качество товара 13. Расчет внешнеторговой цены 14. Определение таможенной стоимости товара методом по цене сделки с ввозимыми товарами 15. Расчет цены на новый автомобиль 16. Расчет тарифов за электрическую энергию для промышленных потребителей 17. Калькуляция себестоимости и определение цены товара 18. Расчет состава и структуры цены Литература |
Введение
Целью дисциплины является приобретение студентами знаний о ценах и методологии ценообразования в России, необходимых для практической работы в условиях рыночной экономики. В условиях рыночной экономики цена имеет ключевое значение для всех хозяйствующих субъектов. Она является основным источником информации, необходимым для принятия хозяйственных решений. В силу этого, проблемы рыночного механизма формирования цен, ценовой политики государства, которые рассматриваются данной дисциплиной, представляют большой практический интерес для всех участников рынка и, в первую очередь, для предпринимателей. Дисциплина ”Ценообразование” включает в себя изучение существующей системы цен в России в условиях перехода к рыночной экономике, методологии ценообразования, как в целом, так и в отдельных отраслях хозяйственного комплекса, а также государственное регулирование процесса установления цен.
Авторы последовательно представили темы и соответствующие им задачи, раскрывающие сущность, состав и структуру цен. Изучение ценообразования в различных отраслях хозяйственной деятельности носит индивидуальный характер, поэтому отдельно представлены задачи по определению цен в торговле, общественном питании и т.д.
Расчетно-аналитический материал представлен в специальных аналитических таблицах, наглядно иллюстрирующих динамику и структуру показателей, порядок расчета цен и определение факторов, оказывающих на них влияние. По каждой теме разработаны тестовые задания для проверки теоретического уровня подготовки студентов.
Краткий курс лекций
Функции цены
Роль цены и ее место на микро- и макроуровне проявляется через функции. Цена выполняет пять основных функций.
Измерительнаяфункция заключается в возможности определения количества денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар. Кроме того, с помощью цен можно соизмерять ценность разных товаров.
Учётнаяфункция заключается в возможности исчисления всех стоимостных показателей на микро- и макроуровне: ВНП, национального дохода, объема товарооборота, объема производства и т.д.
Посредством реализации измерительной и учетной функций, цена является носителем важнейшей экономической информации, инструментом анализа и прогнозирования всех показателей.
Регулирующаяфункция заключается в возможности регулирования ценой экономических процессов посредством уравновешивания спроса и предложения, увязывания их с платежной способностью производителя и потребителя.
Стимулирующаяфункция заключается в создании через механизм ценообразования возможностей для альтернативного выбора при принятии хозяйственных решений, что способствует повышению эффективности производства и рациональности спроса.
Уровень цен служит стимулом для применения более экономичных способов производства и наиболее полного использования ресурсов. Например, рост себестоимости продукции ведет к росту цен, что снижает и доходы производителя и конкурентоспособность, поэтому каждый производитель заинтересован в снижении себестоимости продукта (например, путем использования более дешевых материалов или новой технологии).
А стимулирование рациональности спроса выражается в том, что при наличии выбора между одинаковыми товарами с разной ценой потребитель выбирает товар, реализуемый по наименьшей цене.
Распределительнаяфункция заключается в том, что посредством установления цен на товары распределяются доходы между субъектами рыночной экономики. Например, цена на товар, реализуемый через розничную сеть, состоит из отдельных элементов: затрат и прибыли производителя, налогов, наценки посредника, надбавки предприятия розничной торговли. Эти элементы и распределяются между производителем, государством, посредником и магазином.
Тема 2. Система цен
1. Система цен
2. Классификация цен.
Система цен
Система цен характеризует собой взаимосвязь различных видов цен. Она состоит из различных элементов, в качестве которых можно рассматривать как конкретные отдельные цены, так и определенные группы цен, объединяемых по различным признакам.
В системе цен каждая отдельная цена и каждая группа цен находится во взаимосвязи со всеми другими ценами.
В основе взаимосвязи всех цен, образующих единую систему, лежит принцип «сообщающихся сосудов». Изменение в одном из блоков данной системы довольно быстро передаётся во все другие блоки.
Ведущую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности. К ним относятся топливно-энергетические отрасли (угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетика), а также металлургия. Так, изменение цен на энергоносители быстро отражается на уровне цен продукции всех без исключения отраслей экономики.
Различные блоки цен, входящие в единую систему, имеют не только прямые, но и обратные связи. Например, «волна» повышения цен в топливно-энергетическом комплексе через определённое время возвращается в эти отрасли в виде удорожания потребляемых ими материально-технических ресурсов (машин, оборудования, электроэнергии и др.).
В административной экономике повышение цен в базовых отраслях часто компенсировалось путём предоставления дотаций другим отраслям. При переходе к рынку дотаций в таких широких масштабах, как было прежде, быть не может. Сохранение дотаций привело бы к искусственному искажению структуры и динамики цен, материально-вещественных и стоимостных пропорций во многих отраслях, что противоречит самой сути рыночных отношений. Отмена массовых дотаций привела к значительному усилению взаимозависимости всех видов цен, входящих в единую систему, сделала её более гибкой и динамичной, более соответствующей требованиям рынка.
Тесная взаимосвязь и взаимозависимость цен, входящих в единую систему, обусловлена в основном двумя важными обстоятельствами:
1.Все цены формируются на единой методологической основе, которой являются законы стоимости, предложения и спроса.
2.Все предприятия (фирмы), производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны и образуют единый хозяйственный комплекс.
Взаимосвязь и взаимозависимость цен в единой системе не только не исключает самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри них, но и предполагает такое движение.
Тесная связь существует между системой цен и экономической средой, в которой они действуют. Эта среда включает: товарное производство, различные формы собственности, конкуренцию, которые и составляют основу рыночной экономики.
2. Классификация цен
Система цен состоит из отдельных видов цен, что обуславливает возможность классификации цен внутри системы в соответствии с определенными признаками.
1. В зависимости от характера обслуживаемого оборотацены делятся на цены промышленности (оптовые цены предприятия, оптовые цены промышленности); цены сельского хозяйства (закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию); розничные цены; транспортные тарифы (тарифы железнодорожного, автомобильного, водного, трубопроводного и др. транспорта); цены строительства (сметная стоимость, прейскурантная цена, договорная цена); коммунальные тарифы (плата за электроэнергию, воду, газ и т.д.); тарифы на услуги; внешнеторговые цены.
В зависимости от характера обслуживаемого оборота различают три основных вида цен на продукцию:
– оптовая цена предприятия;
– оптовая цена промышленности;
– розничная цена.
Оптовая цена предприятия формируется исходя из себестоимости продукции, прибыли предприятия, акциза (по подакцизным товарам) и НДС.
Рисунок 1 – Состав оптовой цены предприятия
Ц опт. пр. = С n х (1 + R cc) + А + НДС пр ,
где Сn – себестоимость единицы продукции предприятия, руб.;
R cc – уровень рентабельности, рассчитанный по себестоимости, т. е. это величина прибыли, приходящаяся на один рубль затрат, в долях единицы:
ПРг R ПФ х ПФсг
R CC = –––– = ––––––––––––– ,
Спг Спг
где ПРг – сумма прибыли, полученной от реализации годового объема продукции, руб.;
СПГ – себестоимость годового объема продукции, руб.;
R ПФ – рентабельность производственных фондов предприятия (т. е. основного и оборотного капитала), в долях единицы:
ПРг
R ПФ = ––––– ,
ПФсг
где ПФСГ - среднегодовая стоимость производственных фондов, руб.;
А – сумма акциза (уплачивается, в основном, в установленной сумме в рублях на единицу конкретного товара), руб.;
НДС пр – налог на добавленную стоимость, уплачиваемый предприятием-производителем, руб.:
(С n х (1 + R cc) + А) * 10 % (18 %)
НДС пр = –––––––––––––––––––––––––––––
Можно в другом виде представить формулу оптовой цены предприятия:
Ц опт. пр = Сп + ПР + А + НДС пр ,
где ПР – прибыль на единицу продукции, руб.
(Сп + ПР + А) * 10 % (18 %)
НДС пр = –––––––––––––––––––––––––
Оптовая цена промышленности формируется на основе оптовой цены предприятия, затрат и прибыли сбытовых организаций и НДС.
Ц опт. пром = Ц опт. пр. + З сб + ПР сб + НДС сб ,
где З сб – затраты сбытовых организаций, руб.;
ПР сб – прибыль сбытовых организаций, руб.;
НДС сб – налог на добавленную стоимость, уплачиваемый сбытовой организацией, руб.:
(З сб + ПР сб) * 10 % (18%)
НДС сб = –––––––––––––––––––––––––––-
Рисунок 2 – Состав оптовой (отпускной) цены промышленности
Розничная цена является конечной ценой, по которой продукция реализуется через торговую сеть. Она включает оптовую цену промышленности, сумму торговой наценки предприятий розничной торговли и НДС.
Рисунок 3 − Состав розничной цены
Ц р = Ц опт. пром. + Т + НДС р ,
где Т – сумма торговой наценки, руб.:
Ц опт. пром. * Т%
Т = ––––––––––––– = ПР р + З р ,
где Т% – процент торговой наценки;
З р и ПР р – затраты и прибыль предприятий розничной торговли, руб.;
НДС р – налог на добавленную стоимость, уплачиваемый предприятием розничной торговли, руб.:
Т * 10 % (18 %)
НДС р = –––––––––––––
2. В зависимости от способа установления (фиксации)цены делятся на три вида.
Твердые цены – цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не изменяются в течение всего срока поставки продукции по данному соглашению или контракту.
Подвижные цены – цены, которые могут меняться в рамках одного контракта и отражают состояние рынка. При этом в договоре указывается источник, по которому можно судить об изменении рыночной цены.
Скользящие цены – устанавливаются на изделия с длительным сроком изготовления путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений издержек производства за период, необходимый для изготовления продукции. Скользящие цены рассчитываются в соответствии с внесенной в договор и согласованной сторонами формулой инфляционного скольжения. Кр. того, в договоре м.б. предусмотрено, что скольжение распространяется не на всю сумму издержек производства, а лишь на определенные их элементы.
3. В зависимости от государственного воздействияцены могут быть двух видов.
Свободные (или рыночные) цены устанавливаются на основе спроса и предложения на данном рынке.
Регулируемые цены – цены, в отношении которых органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их уровень условия. В любой экономической модели регулируемые государством цены устанавливаются: на продукцию предприятий-монополистов и на социально-значимые товары.
Регулируемые цены могут быть:
– предельными – т.е. выше них предприятия не могут устанавливать цену своей продукции;
– фиксированными – т. е. установленными на определенном уровне.
4. В зависимости от вида рынкавыделяют три вида цен.
Аукционная цена – продажная цена товара, реализованного на аукционе. Аукционная цена может существенно отличатся от рыночной цены в связи с тем, что отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров.
Биржевые цены – цены специально организованного и постоянно действующего рынка массовых и качественно однородных товаров. Биржевые котировки являются ценами реальных контрактов и, в то же время, служат ориентиром для установления цен по товарам, реализуемым по обычным контрактам.
Цены торгов–это цены особой, специализированной торговли, когда несколько конкурентов предлагают заказчику свои проекты по выполнению заранее определенных работ, из которых он выбирает самый эффективный.
5. По способу получения информациицены бываютпубликуемые и расчетные.
Публикуемые цены – цены, сообщаемые в специальных источниках информации: экономических газетах и журналах, прейскурантах, каталогах. Публикуемые цены являются справочными. Они могут быть:
– номинальными (применяются в качестве базы при заключении сделки. Они, как правило, завышены по сравнению с ценами реальных сделок. Поэтому размер скидок с них в процессе переговоров достигает 15-30 и даже 50 %);
– базовыми (отражают цены сделок, совершенных за истекший период).
Расчетные цены – применяются в контрактах на нестандартную продукцию, производимую по индивидуальным заказам. Рассчитываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий.
6. По времени действияцены могут бытьпостоянные, сезонные, ступенчатые.
Постоянные цены – цены, срок действия которых заранее не определен.
Сезонные цены – цены, срок действия которых определен периодом времени.
Ступенчатые цены – это ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее определенные моменты времени по предварительно установленной шкале.
7. По условиям поставки и продаживыделяется цена-нетто и цена-брутто.
Цена-нетто – цена на месте купли-продажи.
Цена-брутто – цена, определяемая с учетом условий купли-продажи, т. е. вида и размера потоварных налогов, наличия и уровня скидок, условий страховки и вида "франко".
8. Внутрифирменные (трансфертные) ценыприменяются при реализации продукции между подразделениями одной фирмы или разных фирм, но входящих в одну ассоциацию. Данные о трансфертных ценах, как правило, являются коммерческой тайной. Их уровень значительно отличается от обычного (они в 3-4 раза ниже). Использование трансфертных цен может значительно повлиять на конкурентоспособность фирмы. Так, путем занижения цен на сырье и материалы, поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить свою конкурентоспособность.
9. Мировые цены –цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные сделки. Они отражают среднемировые условия производства, реализации и потребления определенных товаров и служат ориентиром при заключении контрактов.
Цена и качество товара
Потребительские стоимости и качество продукции тесно взаимосвязаны, но их экономическая сущность проявляется в условиях использования товара с различным уровнем качеством. Повышение качества товара связано с внедрением достижений НТП и осуществляется в соответствии с интересами производителя, т.к. повышение качества товара способствует повышению конкурентоспособности при соблюдении условия – реальной выгоды для покупателя.
Формирование оптовой цены на продукцию повышенного качества предусматривает расчет верхнего предела цены и нижнего предела цены. Они являются ориентиром для товаропроизводителя, и он может в соответствии с этими расчетами планировать объем производства и реализации продукции.
Методология формирования цены на продукцию повышенного качества предусматривает четыре этапа:
I. Определение базовой модели для сопоставления по технико-экономическим параметрам.
II. Расчет верхнего предела цены, то есть условно-максимальной цены, при которой производство и потребление выгодны как товаропроизводителям, так и потребителю:
Qн Нб + Ен Иб - Ин
Цв = Цб х –––– х –––––––– + –––––––– + DК,
Qб Нн + Ен Нн + Ен
где Цв – верхний предел цены;
Цб – цена базисного изделия;
Qн и Qб – годовые объемы продукции, производимые на новой и базисной технике;
Нн и Нб – нормы амортизационных отчислений новой и базовой модели (в долях единицы);
Ен – нормативный коэффициент эффективности (в долях единицы);
Иб и Ин – текущие издержки на производство годового объема продукции при использовании единицы базового и нового оборудования;
DК – изменение единовременных капитальных затрат при использовании нового оборудования вместо базового.
III. Расчет нижнего предела цены, при котором товаропроизводителю возмещаются текущие издержки и прибыль, рассчитываемая из норматива рентабельности:
Цн = Сн х (1 + Rн),
где Цн – нижний предел цены;
Сн – себестоимость единицы новой продукции;
Rн – норматив рентабельности по себестоимости.
IV. Определение экономической эффективности новой модели при сопоставлении нижнего предела цены и верхнего предела цены.
Э = Цв – (Цн + Зп),
где Э – экономическая эффективность;
Зп – плановые текущие издержки производства, связанные с подготовкой и освоением производства новой модели.
Тема 4. Ценообразование в условиях инфляции
1. Инфляция: причины, стадии, виды.
2. Ценовая тактика хозяйствующих субъектов в условиях инфляции.
Инфляции
Для разработки ценовой стратегии в условиях инфляции предприятию необходимо:
– обоснованно оценить уровень инфляции;
– составить обстоятельный прогноз изменения цен на продукцию и цен на приобретаемые ресурсы с учетом общего инфляционного фактора роста цен в экономике на прогнозируемый или планируемый период времени.
Оценка инфляционного ожидания при обосновании ценовой стратегии предприятия необходима для:
– учета изменения цен на рынке при разработке общей стратегии развития и профиля предприятия, внедрения его продукции на рынке или сохранения позиции предприятия на имеющихся рынках реализации его продукции;
– учета изменения цен при разработке бизнес-планов как в планировании деятельности предприятия в целом, так и при обосновании конкретных показателей бизнес-планов отдельных организационно-технических мероприятий, решений в проектах научно-технических и технологических работ;
– обоснования цен на продукцию предприятия и оценки возможного .изменения цен на ресурсы, потребляемые предприятием;
– неизбежности учета влияния изменения цен на доход, выручку предприятия от реализации его продукции;
– оценки изменения цен на издержки производства и реализацию продукции предприятия, включая как цены на средства производства, так и цены труда –оплату труда;
– оценки финансовых результатов деятельности предприятия – прибыли или возможных убытков, ликвидности, платежеспособности ;
– расчета относительных цен и выбора оптимальной структуры производства;
– других экономических расчетов.
Если в условиях стабильной экономической ситуации предприниматель избегает прямого повышения цен, то инфляция, наоборот, заставляет его постоянно планировать прямое повышение цен.
Инфляционный рост издержек ставит под угрозу уровень прибыли и даже само существование фирмы. Поэтому ценообразование в условиях инфляции приобретает особенно важное значение для маркетинговых и финансовых служб фирмы.
И первое, что должно сделать руководство фирмы в период инфляции, - это наладить постоянный и точный учет роста издержек и прогнозирование их изменений. Для прогноза роста затрат фирма должна использовать публикуемые индексы роста затрат, прогнозы и др. материалы.
Рассмотрим пример учета и прогноза издержек фирмы и варианты определения цены. Для возмещения ожидаемого роста издержек фирма планирует повысить цену. Здесь возможны два варианта:
– первый - сохранение объема прибыли;
– второй - сохранение уровня рентабельности.
Таблица 1.
Прогноз изменения издержек фирмы
Показатель | Прошлый период | Отчетный период | Прирост по сравнению с прошлым периодом | Прогноз прироста на следующий период | Будущий период | ||
в руб. | в % | в руб. | в % | ||||
Прямые издержки, руб.: | + 300 | 17,6 | 17,4 | ||||
- материалы | + 200 | ||||||
- зарплата | + 50 | ||||||
- транспортировка | + 10 | ||||||
- другие расходы | + 40 | ||||||
Косвенные издержки, руб. | - | - | |||||
Итого | + 300 | 11,1 | 18,3 |
Рост издержек в отчетном периоде составил 11,1%. Прогнозируется рост издержек на уровне 18,3%.
Таблица 2.
Прогноз изменения цены в результате инфляции
Показатель | Отчетный период | Будущий период | |
Первый вариант (сохранение объема прибыли) | Второй вариант (сохранение рентабельности) | ||
Издержки, руб. | |||
Прибыль, руб. | |||
Цена, руб. | |||
Рентабельность, % |
Ценообразование, направленное только на покрытие издержек и получение старого объема прибыли, не может быть эффективным длительное время. Надо учитывать реакцию на повышение цен покупателей и конкурентов.
Инфляционное развитие порождает систему тактических ценовых мероприятий. В ней должны комплексно использоваться способы заключения договоров о ценах, а также меры по изменению структуры цены.
Проблема договорного оформления цены имеет значение, прежде всего, для сделок, реализация которых растянута на определенный срок. В следствие разделения во времени момента заключения договора, его исполнения и оплаты возникают финансовые риски, которые по условиям договора должны распределяться между поставщиком и потребителем.
Таблица 3.
Формы договоров и распределение ценовых рисков
Распределение ценовых рисков | Формы договоров |
1. Риск у поставщика | 1. Твердая цена |
2. Возобновление торга при определенных условиях | |
3. Скользящие ценовые условия | |
2. Риск у потребителя | 1. Фактическая цена к моменту поставки товара |
Твердые цены могут устанавливаться в том случае, если фирма может относительно уверенно прогнозировать будущий уровень своих издержек.
Возобновление торга при определенных условиях, как вид договора, характерен тем, что фирма оставляет открытым вопрос о конкретном уровне цены, но впоследствии ей придется нести затраты по ведению переговоров.
Скользящие ценовые условия – это одна из наиболее часто применяемых в мировой практике форм договора о ценах в условиях инфляции. Скользящая цена устанавливается путем внесенной в договор формулы инфляционного скольжения:
а1 б1
С1 = С0 х [ А х (––) + Б х ( ––) + В] ,
а0 б0
где С1 и С0 – это себестоимость в момент исполнения договора и в момент заключения договора соответственно;
А – доля расходов на приобретение материалов, сырья, энергии в себестоимости товара в момент заключения договора;
Б – доля расходов на оплату труда в себестоимости товара в момент заключения договора;
В – доля в себестоимости прочих расходов в момент заключения договора:
А + Б + В = 1
а1 и а0 – средняя цена покупки исходных материалов в момент фактической поставки товара и в момент заключения договора;
б1 и б0 – средняя заработная плата работников предприятия в момент исполнения договора и в момент его заключения.
Фактическая цена к моменту поставки товара определяется исходя из сложившихся на момент поставки расходов на производство, внепроизводственных расходов и фактического размера прибыли.
Состав и структура цены
Цена состоит из определенных элементов: себестоимости, прибыли, налогов, наценок посреднических организаций и торговых надбавок предприятий розничной торговли.
При этом, в зависимости от вида цены этот состав может меняться.
Структура цены представляет собой соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы.
Расчет структуры цены является важным этапом при определении обоснованности цены, т. к. позволяет судить о значимости отдельных элементов цены, их уровне и динамике.
Основным элементом цены является себестоимость.
Себестоимость - это денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию товаров, работ, услуг. В зависимости от состава затрат различают себестоимость:
а) индивидуальную (это сумма затрат на изготовление конкретного вида изделия);
б) цеховую (это сумма затрат на производство продукции, на оплату труда производственного персонала, на содержание и эксплуатацию оборудования);
г) производственную (это сумма затрат всех цехов и подразделений предприятия и общехозяйственных расходов, т.е. расходов на управление и обслуживание предприятия в целом); (зарплата управленческого персонала, ремонт, командировки, канц. расходы, на содержание транспорта, охраны, НИР, подготовка и переподготовка кадров, налоги и т.д.);
д) полную себестоимость (это сумма производственной себестоимости и затрат, связанных со сбытом продукции).
Затраты, включаемые в полную себестоимость товаров, работ, услуг, в соответствии с их экономическим содержанием можно объединить в пять групп:
1) материальные затраты;
2) затраты на оплату труда;
3) отчисления на социальные нужды;
4) амортизация основных фондов;
5) прочие затраты.
Материальные затраты включают:
− стоимость сырья, материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов;
− работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или производствами предприятия, не относящимися к основному виду деятельности;
− стоимость топлива и энергии;
− затраты на приобретение тары и упаковки;
− стоимость природного сырья (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за древесину и воду).
Затраты на оплату трудавключают расходы по оплате труда основного производственного персонала предприятий, выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, затраты на оплату труда работников несписочного состава, а также стоимость продукции, выдаваемой работникам в порядке натуральной оплаты труда.
Отчисления на социальные нуждывключают отчисления в государственные внебюджетные фонды по установленным законодательством тарифам:
− в фонд обязательного медицинского страхования (2,8 % от затрат на оплату труда);
− фонд социального страхования (3,2%);
− пенсионный фонд (20%).
Эти отчисления образуют единый социальный налог. Его ставка 26 %.
Амортизация основных фондов- включает сумму амортизации основных производственных фондов предприятия, рассчитываемую по установленным законодательством нормам.
Прочие затраты – включают:
− налоги, относимые на себестоимость продукции (налоги в дорожные фонды, государственная пошлина, земельный налог);
− платежи по обязательному страхованию имущества предприятия и отдельных категорий работников;
− проценты по кредитам;
− командировочные расходы;
− расходы на подготовку и переподготовку кадров;
− оплату услуг связи, банков, рекламы;
− отчисления в ремонтный фонд;
− затраты связанные со сбытом продукции;
− и т.д.
При этом, затраты связанные со сбытом продукции (т. е. расходы на упаковку изделий, на транспортировку, комиссионные сборы и т. д.) могут выделяться из состава прочих расходов в отдельную группу – группу внепроизводственных (коммерческих) расходов.
Для определения полной себестоимости продукции из общей суммы вышеперечисленных затрат исключаются затраты, относимые на непроизводственные счета (стоимость работ по строительству и ремонту, выполняемых для своего предприятия), а также учитываются изменения остатков расходов будущих периодов и себестоимости остатков незавершенного производства (прирост этих остатков уменьшает себестоимость продукции, а сокращение остатков - себестоимость продукции увеличивает).
Таблица 1.
Порядок определения полной себестоимости продукции промышленного предприятия
Элементы затрат | Сумма, тыс. руб. |
1. Материальные затраты | |
2. Затраты на оплату труда | |
3. Отчисления на социальные нужды (26 % от затрат на оплату труда) | |
4. Амортизация основных фондов | |
5. Прочие затраты | |
6. Итого затрат на производство (1 + 2 + 3 + 4 + 5) | |
7. Затраты, списанные на непроизводственные счета | |
8. Уменьшение остатков расходов будущих периодов | |
9. Прирост себестоимости остатка незавершенного производства | |
10. Производственная себестоимость товарной продукции (6 – 7 + 8 – 9) | |
11. Внепроизводственные (коммерческие) расходы | |
12. Полная себестоимость продукции (10 + 11) |
Следующим элементом цены является прибыльпредприятия-производителя.
Исходной основой для определения прибыли является выручка от реализации продукции, работ, услуг. Она складывается под влиянием цены и объема реализации.
Для расчета прибыли используется выручка от реализации за минусом НДС и акцизов. Прибыль определяется как разница между выручкой без указанных налогов и затратами на производство и реализацию продукции.
Относительной величиной прибыли является рентабельность, которая характеризует эффективность производства. Она отражает взаимосвязь полученной прибыли и затрат.
Анализ опыта российских предприятий свидетельствует, что при определении цен на свою продукцию они используют два основных подхода:
1) затратный (при этом цены формируются исходя из полной себестоимости и желаемой прибыли, т.е. не учитывается рыночная ситуация):
Цена = себестоимость + прибыль
2) рыночный подход (в этом сл. идет ориентация на покупательский спрос. Цена определяется рынком, а прибыль предприятия формируется по остаточному принципу:
Прибыль = цена – себестоимость
Следующим элементом цены является наценка посреднической организации.
В процессе движения продукции от производителя к потребителю могут быть задействованы различные посреднические организации: снабженческо-сбытовые, <