Промышленная революция в Англии
6.2.1. Демография и экономика
Промышленная революция удивила и испугала современников. Люди, жившие в Англии примерно в 1820 году, видели, как изменилась их сельская Англия: там, где когда-то паслись овцы, теперь возвышались фабрики с грохочущими машинами, изры-гающими пар, дым и копоть. Шипящих и грохочущих машин боялись, их ненавидели, но вместе с тем люди гордились тем, что человек сумел обуздать силы природы и использовать их к своей выгоде. Несколько остроумных изобретений, применённые в больших масштабах, дали начало процессу индустриализации в хлопчатобумажной промышленности и металлургии; наступила современная эпоха.
Такой взгляд на процесс индустриализации в Англии одновременно правилен и неправилен. Действительно, в хлопчатобумажной промышленности и металлургии произошли огромные и быстрые перемены. Но нельзя обращать внимание только на эти два современных сектора в экономике, которая в большей части была ещё пред-индустриальной. В восемнадцатом веке положение в Англии ещё ничем особенным не отличалось от общей картины в предшествующие столетия и полностью вписывалось в пред-индустриальную схему. После ряда урожайных лет между 1720 и 1740 годами производство продуктов питания возросло и сразу же последовала естественная реакция — рост наро-
донаселения. Модернизация производства, вначале только в хлопчатобумажной промышленности и металлургии, вызвала непрекращающийся рост производства, но в период 1760-1780 годов он был скромным, а именно всего 0,7 процента в год для экономики в целом. Мальтузианская ловушка начала захлопываться: рост продукции на душу населения до 1760 года составлял 0,3 процента в год, но в период с 1760 по 1780 год этот рост прекратился. В следующем периоде, 1780-1800 годах, производство снова росло несколько быстрее, но этот рост только чуть-чуть превышал прирост населения. До начала девятнадцатого века ситуация оставалась весьма шаткой, внешне ничто не мешало «нормальному» сокращению, которое на протяжении веков определяло волнообразное развитие экономики. Все ещё существовала вероятность ускорения роста населения, который мог бы свести на нет рост производства.
Только после 1800 года разрыв с прошлым стал очевидным. Процесс современного экономического роста стал необратимым. Увеличение объёма производства, составлявшее между 1800 и 1830 годами почти 2 процента в год, теперь с лихвой покрывало рост населения. Между динамикой населения и уровнем жизни уже не существовало ножниц. Рост народонаселения и рост производства стимулировали друг друга. Рост населения означал предложение рабочей силы и спрос на промышленные товары и, таким образом, стимулировал дальнейший рост производства. Быстрое расширение производства вело теперь к непрекращающемуся повышению уровня жизни и, тем самым, вызывало заметное снижение смертности, в результате чего возрастала численность народонаселения. В таблице 6.3 подводится итог такому развитию.
Таким образом, связь между экономическим ростом и демографическим развитием имеет большое значение. Об экономическом росте можно говорить только тогда, когда растёт производ-
Табл. 6.3. Процентный рост производства и народонаселения в Англии, 1700-1831
производство ^Оду3шудшсел. Рост ^селения 1700-1760 0,69 0,31 0,38 1760-1780 0,70 0,01 0,69 1780-1801 1,32 0,35 0,97 1801-18311,97__________0,52__________1,45
Источник: Питер Матиас, «Промышленная революция: концепция и реальность», в: П.Матиас и Д.А.Дэвис, Первые промышленные революции (Оксфорд 1989) 8. Peter Mathias, «The Industrial Revolution: concept and reality», in: P.Mathias, J.A.Davis, The first industrial revolutions).
ство на душу населения. Демографические процессы рассматривались в главе 5. Мы уже констатировали, что рост рождаемости проявился ещё до того, как началась индустриализация. Причины этого роста и падения смертности следует искать в изменениях в сельском хозяйстве.
6.2.2. Сельское хозяйство
В главе 3 отмечалось, что в английском сельском хозяйстве уже в семнадцатом веке существовали капиталистические отношения. Существовало небольшое число крупных землевладельцев, которые сдавали свою землю в аренду крупными участками. Арендаторы обрабатывали землю с помощью батраков, которые сами не имели земли или владели небольшими клочками земли. Бедняков, работавших только для того, чтобы прикормить свои семьи, «крестьян» (peasants), к тому времени уже в значительной степени вытеснили фермеры, которые производили сельскохозяйственную продукцию для рынка. От традиционной системы «открытого поля» (open field) к началу восемнадцатого века уже мало что оставалось. Ещё в 1700 году 70 процентов земли было «огорожено» (enclosed). Под «огораживанием» (enclosure) мы понимаем, с одной стороны, обнесение оградой пустующих общественных выгонов (commons), а с другой — передел «открытых полей», в результате чего возникали большие неразмежо-ванные участки земли. «Огораживание» делало сельскохозяйственное производство более крупномасштабным и, следовательно, более эффективным. Таким образом, Англия уже в семнадцатом веке стала страной, в которой больше не происходили кризисы существования.
Хотя сельское хозяйство Англии уже в начале восемнадцатого века можно было назвать современным, аграрное производство в течение этого века возросло настолько, что можно говорить об аграрной революции. Ее начало приходится на период между 1700
Табл. 6.4. Производство зерна и рост населения в Англии, 1700-1820
индекс индекс
численности производства населения зерна
Источник: П.Дин и В.А.Коуль, Экономический рост Британии 1688-1959: Тенденции и структура (Кембридж 1962-2) 65. P.Deane, W.A. Cole, British economic growth 1688-1959: Trends and structure (Cambridge 1962-2).
и 1750 годами, потому что тогда вырос экспорт зерна. Рост сельскохозяйственного производства продолжался и после середины восемнадцатого века, потому что возросшее население — его рост начался примерно в 1740 году — можно было накормить продукцией собственного сельскохозяйственного производства. Только после 1770 года Англия перестала быть экспортёром зерна и стала зависеть от импорта продовольствия. Таблица 6.4 показывает, что население Англии между 1760 и 1820 годами почти удвоилось. Правда, рост производства зерна внутри страны не совсем поспевал за ростом населения, но из таблицы видно, что в 1820 году Англия производила намного больше зерна, чем за сто лет до этого. Импорт зерна был необходим, но большинство английского населения потребляло английское зерно.
Чем же был вызван этот значительный рост сельскохозяйственного производства? Прежде всего — расширением площади обрабатываемых земель. В течение восемнадцатого века и в первые десятилетия девятнадцатого века ещё четверть английских земель подверглась «огораживанию». Отчасти это было «огораживание» пустующих земель, которое вело к их освоению. До 1770 года рост сельскохозяйственного производства был в основном связан с расширением площади обрабатываемых земель. После этого рост объёма производства обеспечивался в основном за счёт увеличения плодородности почвы. «Огораживание» создавало условия для такого роста производительности. Огороженные участки не только делали возможной обработку земли в расширенных масштабах, но кроме того каждый фермер, производивший для рынка, мог теперь по своему усмотрению увеличивать специализацию и интенсификацию хозяйства. В этом заключается отличие от общинного сельского хозяйства, в котором не было места для личной инициативы, ведущей к улучшению методов производства.
В земледелии теперь в большей степени использовались системы многопольного севооборота вместо традиционной системы трёхпольного земледелия. Зерновые культуры чередовалось с такими кормовыми культурами, как корнеплоды и клевер. Преимуществом этих культур было то, что они восстанавливали плодородие почвы и одновременно могли прокормить большее поголовье скота. Больше скота — больше навоза, так что производство продукции полеводства также росло. Так во многих сельскохозяйственных предприятиях сложилось более благоприятное соотношение между земледелием и животноводством. При системе «открытого поля» скот пасся на общинных выгонах, а после уборки урожая — по жнивью. Огороженные участки, напротив, использовались для хлебопашества и животноводства попеременно. По прошествии нескольких лет пастбища перепахивались и использовались для земледелия. Сочетание «огоражива-
ния», системы многопольного севооборота и использования земли попеременно под пашню и пастбища оказалось очень продуктивным. Другими явлениями, которые в восемнадцатом веке повысили производительность сельского хозяйства, были, например, улучшенные методы разведения скота и семенной селекции, повышенное внимание к борьбе с сорняками и усовершенствованные орудия. Примерно в середине девятнадцатого века появились и другие новшества, как например, усовершенствованные методы осушения земель и использование гуано (птичьего помёта из Южной Америки). Следующий большой скачок вперёд в области сельскохозяйственной технологии произошел только в последней четверти девятнадцатого века в результате применения минеральных удобрений и механизации сельского хозяйства.
«Огораживание» не было новым явлением для восемнадцатого века и описанные выше сельскохозяйственные приёмы тоже в большинстве своём были известны и ранее. Новшество состояло в применении уже имеющихся знаний по повышению производительности сельского хозяйства в более широких масштабах на огороженных участках, причем некоторые из них были огорожены уже давно. Повышенный спрос стимулировал в восемнадцатом веке использование этих сельскохозяйственных инноваций. Переход на новые технологии проходил медленно, но конечный эффект, если взять весь восемнадцатый век, был большим.
Важное объяснение успехов английского сельского хозяйства кроется в социальных взаимоотношениях в сельской местности. Арендаторы могли гибко реагировать на изменения цен на сельскохозяйственную продукцию, поскольку знали, что увеличение отдачи сельскохозяйственного производства принесёт им самим прямую выгоду. Предприимчивые члены дворянского сословия тоже были пионерами аграрной революции, поскольку в Англии землевладение было не только источником общественного престижа; дворянство уже давно открыло важный источник доходов в правильном использовании земли.
Динамика цен на зерно, главнейший продукт английского сельского хозяйства, выглядела следующим образом. В первой половине восемнадцатого века, особенно между 1720 и 1740 годами, цены на зерно были низкими: при благоприятном климате урожаи были высокими. Хотя для тех, кто должен был покупать зерно на рынке, такое положение было выгодным, весь аграрный сектор терпел убытки при такой ситуации. Где-то в середине восемнадцатого века цены на зерно поднялись из-за возросшего спроса как на внутреннем рынке — вследствие роста населения,, так и на внешнем. В пятидесятые годы восемнадцатого века Англия экспортировала достаточно зерна, чтобы накормить 1 миллион человек, четверть тогдашнего населения Ан-
глии. Растущие цены на зерно стимулировали огораживание общинных земель и введение новых технологий. Сельскохозяйственное производство, не только зерна, но также такого сельскохозяйственного сырья, как шерсть, древесина и кожа, быстро росло, но в последние десятилетия восемнадцатого века рост населения превзошел рост производства. Тогда возникла необходимость импорта зерна — за исключением лет с хорошими урожаями. Для аграрного сектора это было золотое время. Производство росло, но поскольку спрос рос ещё быстрее, обычный эффект повышенного предложения, то есть снижение цен, не наступал. Продавалось больше продукции и по более высоким ценам. В неурожайные годы и тем более в сочетании с военными действиями на континенте, из-за которых импорт зерна сокращался, цены на зерно могли порой подниматься очень высоко. В кризисные годы бедняки оказывались за чертой прожиточного минимума: например, в 1795-1796 и 1799-1801 годах происходили голодные бунты. В последние военные годы цены на хлеб тоже были крайне высокими: между 1810 и 1814 годами хлеб в Лондоне в среднем был в два раза дороже, чем в 1790 году.
После окончания войны в 1815 году цены на все сельскохозяйственные продукты резко снизились. Крестьяне, которые были недостаточно гибки, чтобы приспособиться к новой ситуации, или не имели капитала для модернизации своего производства, столкнулись с серьезными проблемами. Для всего аграрного сектора, но особенно для хлебопашества, наступил период депрессии, который продолжался до сороковых годов. Призывы к защите интересов аграриев и протесты против импорта дешевого иностранного зерна был услышаны уже вскоре после войны и Хлебные Законы были ужесточены. Впредь иностранное зерно ввозить было нельзя, пока цена на отечественное зерно не достигала определенного уровня. Такую защиту английского аграрного сектора было легко осуществить, потому что землевладельцы имели ещё сильное представительство в Парламенте. Промышленники были настроены резко отрицательно в отношении Хлебных Законов, из-за которых цены на зерно были высокими, а вместе с ними и расходы на зарплату. Недовольство Хлебными Законами всё росло. Эти законы стали символом конфликта интересов в британской экономике: аграрный сектор против промышленного, богатые землевладельцы против городской бедноты, протекционизм против свободной торговли. В 1845 году Хлебные Законы были отменены. Интересы промышленности, которой были выгодны низкие цены на зерно, в конечном итоге восторжествовали над интересами земельной элиты.
Аграрная революция тесно переплетается с Промышленной революцией. Важное значение аграрной революции состоит в росте производительности труда в сельском хозяйстве и тем самым в
росте сельскохозяйственных излишков. С помощью этих растущих излишков можно было накормить большую часть увеличивавшегося населения. В результате роста производительности труда в сельском хозяйстве для производства продуктов питания требовалось сравнительно меньше людей, так что дополнительная рабочая сила, возникавшая в результате роста населения, могла найти применение в городской промышленности. В абсолютном выражении сельское население продолжало увеличиваться до 1850 года, но относительная доля сельского хозяйства как источника средств существования сократилась, как явствует из таблицы 6.5. Другой важный момент состоит в том, что расширение производства предотвратило необходимость широкого ввоза продовольствия. При широкомасштабном импорте продовольствия большая часть покупательной способности как раз на первых стадиях индустриализации досталась бы иностранным производителям. Но сейчас деньги, которые жители городов тратили на питание, по большей части оставались в стране. В период 1750-1815 годов аграрный сектор обратил себе на пользу высокие цены и растущие возможности сбыта. Этот сектор в свою очередь смог обеспечить платёжеспособный спрос на промышленную продукцию и образовал резервуар для капитала. Сельское хозяйство явилось одним из важных источников финансирования таких больших инфраструктурных проектов, как прокладка каналов во второй половине восемнадцатого века.
6.2.3. Транспорт
Одной из существенных проблем пред-индустриальной экономики было отсутствие региональной интеграции. Перевозка на большие расстояния любым транспортом, за исключением вод-
ного, была настолько дорогой, что по суше перевозились только предметы роскоши. Предпринимателям приходилось накапливать большие запасы сырья, потому что подвоз сырья был крайне ненадёжным из-за недостатка транспортных средств. Поставка готовых изделий, также осуществлялась с трудом, поэтому по большей части производство было ориентировано на местный или в крайнем случае на региональный рынок. Однако современный экономический рост был бы невозможен без хорошей сети путей сообщения, прежде всего потому, что улучшение перевозок снижало транспортные расходы, а вместе с ними и стоимость сырья и готовых изделий. Во-вторых, хорошая транспортная система означала расширение рынка как для сырья, так и для готовых изделий, что позволяло предпринимателям извлекать выгоду из расширения масштабов производства и специализации труда.
В Англии ещё в начале восемнадцатого века была довольно хорошая сеть водных путей, благодаря наличию большого числа судоходных рек. Кроме того было хорошо развито транспортное сообщение между морскими портами. Тем не менее имевшаяся сеть водных путей весьма скоро оказалась недостаточной, поскольку из-за роста городов росла потребность в дешевых и быстрых перевозках насыпных грузов. В больших количествах, чем прежде приходилось перевозить на большие расстояния сельскохозяйственную продукцию и каменный уголь для отопления домов. Решение проблемы заключалось в прокладке каналов, которые должны были соединить между собой судоходные реки. До 1780 года урбанизация в большей степени, чем индустриализация стимулировала прокладку каналов, а впоследствии улучшенными транспортными возможностями в основном пользовалась расширявшаяся металлургия.
Транспортная революция началась примерно в 1760 году с первым «канальным бумом», в течение которого за короткий срок была значительно расширена сеть каналов. Тон здесь задавал герцог Бриджуотерский, который в 1760 году построил канал от своих шахт в Уэрзли до Манчестера. Канал был длиной всего в несколько километров и строительство его обошлось почти в четверть миллиона фунтов, но благодаря ему цена на уголь в Манчестере снизилась наполовину. Шахты герцога, которые до этого почти не разрабатывались из-за отсутствия возможностей для транспортировки угля, только теперь стали экономически рентабельными. К 1800 году общая протяженности сети каналов составляла уже 1.100 километров и в их строительство было вложено 20 миллионов фунтов. До 1830 года строительство продолжалось лихорадочными темпами и всего к этому времени было проложено почти 8.000 километров каналов. Появление желез-
Источник: С.Лилли, «Технический прогресс и промышленная революция 700-1914»в: К.М. Чипома (ред.), Экономическая история Европы: Промышленная революция (Лондон 1973) 208-209. S.Lilley, «Technological progress and the Industrial Revolution 1700-1914» in: C.M.Cipolla ed., The Fontana economic history of Europe. The Industrial revolution (London 1973).
ных дорог, ещё более эффективного транспорта, положило конец этой деятельности, хотя сами каналы все ещё интенсивно использовались.
Помимо строительства каналов много энергии было вложено в улучшение дорог, хотя сухопутный транспорт играл второстепенное значение из-за всё ещё высоких расходов. Частные лица вкладывали средства в улучшение дорог, которые должны были использоваться прежде всего в зимнее время. Они могли взимать плату на этих «дорогах с пошлинными заставами» (turnpike roads), чтобы окупить свои вложения.
Для финансирования этих улучшений инфраструктуры было недостаточно средств только нескольких предпринимателей, поскольку стоимость отдельных проектов была слишком велика. Инициаторы строительства каналов, крупные землевладельцы, владельцы шахт или промышленники, искали решения, главным образом, в создании компаний, выпускавших акции, по которым выплачивались дивиденды. Высокие дивиденды привлекали владельцев капиталов, в том числе и людей, которые сами
не имели прямой выгоды от улучшения транспорта. Это оказывало положительное воздействие на всю экономику: тем самым эффективно использовались накопления мелких вкладчиков. Такая форма финансирования не была чем-то новым, но компании по строительству каналов придавали ей больше известности. Эта перемена в финансово-институциональной области означала повышенную гибкость рынка капитала, который, таким образом, в большей мере мог соответствовать возросшей потребности индустриального общества в капиталовложениях.
Следующее значительное улучшение инфраструктуры в Англии состояло в прокладке железных дорог. После первой железной дороги, введённой в эксплуатацию в 1825 году, железнодорожная сеть расширялась с поразительной быстротой. Двадцать лет спустя уже существовала сеть общей протяженностью в 3.900 километров, а еще через пять лет при настоящем «железнодорожном буме» сюда добавилось ещё почти 6.000 километров!
Такое быстрое развитие железнодорожного транспорта понятно, ведь по сравнению с каналами перевозка товаров и людей с помощью паровозов обходилась ещё дешевле и была быстрее и надёжней,.особенно в зимнее время, когда судоходству по каналам мешал лёд. Принцип железной дороги, впрочем, был известен ещё в семнадцатом веке. В шахтах и рудниках лошади тащили вагонетки по рельсам, благодаря чему можно было перемещать гораздо более тяжелые грузы. Важный технический прорыв заключался в том, что стали использоваться паровые машины, которые приводили в действие локомотивы. Но строительство железных дорог и их удивительно быстрое распространение нельзя сводить только к сфере технического прогресса. С одной стороны, должны быть деньги на их строительство, но, с другой стороны, должна существовать и потребность в транспортных услугах, которые могли предоставить железные дороги. Дело в том, что строительство сети железных дорог поглощало огромные суммы, в 1850 году расходы составляли примерно 25.000 фунтов стерлингов на километр. В то же самое время в железные дороги уже было вложено 250 миллионов фунтов и на инвестиции в железные дороги ежегодно уходило 5-7 процентов национального дохода. В остальном финансирование железнодорожного строительство происходило так же, как и финансирование прокладки каналов, то есть путём концентрации частного капитала в акционерных обществах.
Такие большие капиталовложения могли быть сделаны только в экономику, которая уже была в состоянии обеспечить достаточные резервы денежных средств. Требовалась определённая степень экономической экспансии, прежде чем можно было финансировать подобные крупномасштабные проекты, не опасаясь при этом заметного снижения уровня потребления. Ведь
речь шла не только о прокладке путей сообщения, но и о строительстве локомотивов и вагонов, железнодорожных мостов, станций, складских помещений и железнодорожных переездов. С другой стороны, для того чтобы рентабельно эксплуатировать железные дороги должна была существовать достаточная потребность в таком объёме транспортных мощностей. Только при большом масштабе грузовых перевозок железнодорожные тарифы могли выдержать конкуренцию с другими видами транспорта. Другими словами, экономический рост должен был генерировать такие большие грузопотоки, что железные дороги могли бы стать успешным решением проблем, возникавших в функционировании системы транспорта и распределения. В 1830 году дело обстояло именно так. Растущие грузопотоки были, в свою очередь, связаны с дальнейшим ростом населения и урбанизацией, но особенно важное значение играл рост металлургической промышленности. К домнам надо было транспортировать всё больше угля. Так металлургия сначала стимулировала прокладку каналов, а позднее — развитие железнодорожной сети. В свою очередь, железные дороги и сами были движущей силой экономического роста, создавая рабочие места и вызывая спрос на железо и другие строительные материалы. Но железные дороги стимулировали экономический рост и косвенным образом, а именно, способствуя росту технических знаний о железных, а позднее и стальных конструкциях и, что ещё важнее, снижая транспортные расходы и улучшая сообщение для ряда отраслей экономики.
6.2.4. Индустриальное развитие: хлопок и железо
Современный экономический рост проявлялся не только в сельском хозяйстве и транспорте, но в первую очередь в промышленности. Превращение промышленности из ремесленного в индустриальный сектор могло, однако, произойти только при одновременной модернизации сельского хозяйства и транспорта. Мы рассмотрим здесь две отрасли экономики, перестройка который была весьма успешным и в которых были достигнуты очень высокие показатели роста: это — хлопчатобумажная промышленность и металлургия. Это не означает, что в других секторах, таких как стекольная и бумажная промышленность, до середины девятнадцатого века не было модернизации. Мы должны также учитывать, что в некоторых отраслях ремесленные и индустриальные производственные процессы долгое время сосуществовали друг с другом, как, например, в пивоварении. Кроме того индустриализация не всегда подразумевала переход от кустарной промышленности к фабричному производству. В некоторых отраслях промышленности, например, в швейной, в период индустри-
ализации как раз наблюдался рост надомного труда. Наконец, важно осознавать, что не все попытки модернизации приводили к успеху. Использование инноваций в производственном процессе часто происходило методом проб и ошибок, когда наряду с выдающимися успехами имели место и плачевные провалы.
Хлопчатобумажная промышленность, в 1750 году ещё скромная отрасль, с 1770 года до середины девятнадцатого века переживало бурный рост. Импорт хлопка-сырца с 1770 по 1790 год вырос с 4 до 20 миллионов фунтов; в 1810 году было ввезено уже 60 миллионов фунтов, а в 1850 году уже был превышен уровень в 500 миллионов фунтов. Переход от кустарной промышленности к фабричному производству начался именно в хлопчатобумажной промышленности. Никакая другая отрасль не знала таких высоких показателей роста и ни в какой другой отрасли производство не росло так быстро. Для сравнения: в период с 1780 по 1800 год производство в хлопчатобумажной промышленности росло на 10 процентов в год; в металлургии же в те же десятилетия наблюдался довольно высокий темп роста в 5 процентов, тогда как рост в традиционном секторе переработки шерсти составлял значительно меньше одного процента.
В середине восемнадцатого века кустарная промышленность производила хлопчатобумажные ткани, также как шерсть и полотно. Зимой работники в крестьянских хозяйствах подрабатывали прядением и ткачеством хлопчатобумажных тканей. Хлопкоткачество давало больше возможностей, чем производство полотна или шерсти: узким местом были прежде всего нити. Веретена давали толстую, неравномерную нить, из которой при переработке получалась грубая ткань. Кроме того постоянно ощущался недостаток пряденой нити: пряхи не могли производить нити в количествах, достаточных для того, чтобы ткацкие станки были постоянно загружены. Проблема стала ещё более острой после 1750 года, когда повсеместно стал использоваться челнок Кэя, изобретённый ещё в 1730 году. Благодаря этому челноку ткачи смогли ткать ещё быстрее, отчего дефицит нити ещё больше усугубился. Это вело к застою производства вследствие технического несовершенства, хотя условия сбыта сами по себе были благоприятными. Дело в том, что купцы-предприниматели, организаторы кустарной промышленности, столкнулись с растущим спросом на может быть не очень хорошую, но зато дешевую хлопчатобумажную материю. Такое расширение рынка сбыта было вызвано сочетанием роста численности населения и роста спроса заграницей, прежде всего в заморских территориях.
Поэтому изобретённая в 1764 году Харгрейвсом (Hargreaves) прялка Дженни получила быстрое распространение. Эта простая прялка, на которой мог работать и ребёнок, имела не одну шпульку, как веретено, а восемь, а позднее на усовершенствованных
вариантах их было даже 120. Первые простые прялки стояли прямо в жилищах надомников. То есть это изобретение ещё не означало перехода к фабричному способу производства. Это произошло одновременно с ватермашиной Ричарда Аркрайта (Arkwright), прядильной машиной с водяным приводом, которую относят к концу шестидесятых годов. Поэтому прядильные предприятия находились в основном в Ланкашире, где был большой перепад в уровне рек и куда легко можно было доставлять через Ливерпуль американский хлопок-сырец. В конце восемнадцатого века предприниматели уже перешли на усовершенствованные модели таких прялок, которые приводились в действие уже не рукой или силой воды, а паровыми машинами. Однако энергия пара внедрялась медленно, в 1800 году важнейшим источником энергии на прядильных предприятиях была сила воды.
Прядильные машины явились огромным стимулом для развития хлопкоткачества, потому что не только заметно увеличилось производство нити, но и качество этой нити стало намного лучше, чем прежде, и, таким образом, повысилось и качество хлопчатобумажной материи. Благодаря такому улучшению качества, быстро вырос спрос. Кроме того в результате введения различных новшеств в прядильном производстве, сокративших затраты труда, цены на хлопчатобумажную материю значительно снизились. Спрос оказался весьма растяжимым: каждое снижение цен означало такое увеличение сбыта, что оборот продолжал расти. С каждым новым снижением цен хлопчатобумажные ткани становились всё доступнее для тех групп населения, которые до этого никогда не могли позволить себе роскошь иметь больше одной смены одежды или сколько-нибудь текстиля в доме. Численность именно этих слоев населения быстро росла в конце восемнадцатого века. Хлопок долго пользовался преимуществом перед шерстью, потому что прядильные машины были приспособлены для прядения шерсти только в середине девятнадцатого века. Поэтому на ранней стадии в производстве шерстяных тканей не было возможности воспользоваться новшествами, сокращавшими затраты труда и, таким образом, снижавшими себестоимость производства.
Для ткачей-кустарей последние два десятилетия восемнадцатого века были золотым временем: работы было достаточно. Вначале предприниматели расширяли своё производство прежде всего за счёт более интенсивного использования ткацких мощностей у надомников. В результате ткачи стали всё меньше сочетать работу дома с работой в сельском хозяйстве. И всё же расширению производства за счёт паломничества был предел: производство переставало быть прибыльным, если территория, на которую распространялась кустарная промышленность, находившаяся в руках купца или предпринимателя, становилась слишком обшир-
ной. Слишком много времени тратилось на раздачу нитей и сбор конечной продукции, хлопчатобумажных тканей. Проблема стала менее острой, когда в результате урбанизации всё больше ткачей стали жить в городах.
Но и в городах ткачество долгое время оставалось надомным производством. Хотя ещё в 1785 году был изобретён паровой ткацкий станок, power loom, его внедрение в производство шло не очень гладко, поскольку вначале эти машины были дороги, медленны и ненадёжны. Однако в тридцатые годы девятнадцатого века один взрослый мужчина, обслуживавший с помощью одного мальчика четыре таких станка, мог уже производить в двадцать раз больше продукции, чем один взрослый ткач-надомник. Тогда золотое время для надомников закончилось: им приходилось довольствоваться всё более низкими заработками, чтобы быть в состоянии хоть как-то конкурировать с паровыми станками (рисунок 6.2).
Fabriekswevers — фабричные рабочие; Handwevers — кустари.
Рис. 6.2. Ткачи-кустари и фабричные ткачи в хлопчатобумажной промышленности в Англии, 1810-1840
Источник: К.Харви, Промышленная революция (Уолтон Холл 1976) 47. C.Harvie, The Industrial Revolution (Walton Hall 1976).
То, что надомники держались так долго, зависело не только от технического несовершенства первых паровых станков, но в первую очередь от стремления предпринимателей к большей эффективности производства. В паровые ткацкие станки вкладывались большие средства и к этому надо ещё добавить расходы по содержанию фабричных помещений. Фабрики давали предпринимателю своего рода базовый запас продукции, который он всегда мог сбыть. Если возможности сбыта были больше, то тогда он привлекал кустарей; если на какое-то время возможности сбыта уменьшались, например, из-за застоя в международной торговле, то для кустарей работы уже не находилось. Тогда предпринимателю не приходилось иметь дело с простаивающими станками, которые стоили денег и ничего не производили. Накладные расходы по производству, таким образом, сводились к минимуму. Так предприниматели в текстильной промышленности возмещали расходы, вызванные капризами сбыта, за счёт ткачей-кустарей. Только после 1850 года производительность паровых станков настолько возросла, что с ними уже не мог состязаться ни один кустарь.
Быстрый рост хлопчатобумажной промышленности был в частности обусловлен особенно благоприятным для предпринимательства климатом. Владельцы хлопчатобумажных фабрик имели в своём распоряжении почти неисчерпаемый резервуар дешёвой рабочей силы. Инновации позволяли использовать даже в большем объёме женский и детский труд. Во всяком случае до сороковых годов девятнадцатого века никаких сколько-нибудь значительных правительственных постановлений в области регулирования заработной платы, продолжительности рабочего дня, детского труда и ночной работы не существовало. Почти неограниченные возможности сбыта в стране и за её пределами, возникавшие каждый раз, когда цены на готовую продукцию снижались, стимулировали быстрое введение технических новшеств для ещё большей экономии затрат труда. Высокие прибыли позволяли финансировать обновление средств производства путём реинвестирования и проценты по займам платить не приходилось. Наконец, гибкое сочетание кустарного и фабричного производства позволяло предпринимателям производить максимум продукции при минимальных капиталовложениях.
В самой Англии сбыт всё время увеличивался, благодаря росту населения и — в девятнадцатом веке — его покупательной способности. Кроме того, как у пионера промышленной революции, у Англии не было конкуренции заграницей. Хлопчатобумажные ткани распространились по всему миру, особенно в тёплых странах британской колониальной империи. Хлопчатобумажные ткани стали важнейшим предметом британского экспорта и потеснили традиционный экспорт шерсти. Англию можно было
с полным правом назвать «мастерской мира». В подразделе 6.2.5 мы подробнее остановимся на важности международной торговли для экономического роста.
В отличие от хлопка железо не является предметом потребления, а относится к средствам производства: без качественного и дешевого черного металла нельзя обойтись при создании паровозов, машин и деталей для них, стальных конструкций для строительства, железнодорожных рельсов, судов и мостов. Количество черных металлов, которые производит страна, в большей мере, чем производство хлопка, является показательным перехода к индустриальной экономике. В ходе индустриализации развитие промышленности средств производства, а именно тяжелой промышленности, имеет первостепенное значение. Благодаря расширению этого сектора происходит накопление средств производства, которые образуют основу для дальнейшего экономического роста.
В начале восемнадцатого века железо в строительном деле и в машиностроении применялось гораздо меньше, чем дерево. Дело в том, что английские литейные мастерские поставляли дорогое железо, которое к тому же было довольно плохого качества. Плохое качество объяснялось плохим снабжением производства сырьем и энергией. Чтобы лучше понять это мы должны коротко остановиться на технических аспектах производства железа. Производство железа и стали представляет собой химический процесс. Железная руда содержит не только железо, но и другие компоненты, в частности углерод и фосфор. Нагревая железную руду и смешивая её с другими веществами, можно выделить чугун. Чугун является о