Социальная структура: общая характеристика
Традиционное общество было обществом сословий. В этом отношении начало шестнадцатого века ещё не сильно отличалось от средневековья. Люди были юридически неравны между собой, их функции в обществе были неодинаковыми и вследствие этого они обладали неодинаковыми правами. Кроме того система сословий отличалась низкой социальной мобильностью. В общих чертах можно различать три сословия: первое сословие составляли люди, задача которых состояла в том, чтобы молиться, второе сословие образовывали воины и, наконец, третье, самое многочисленное, но вместе с тем и низшее сословие состояло из тех, кто работал. Внутри этих сословий существовали большие различия, но такое средневековое деление общества на сословия всё же являлось важнейшим инструментом социального неравенства.
Мы должны хорошо представлять себе, как глубоко коренилась в обществе идея неравенства различных социальных групп. У каждого сословия были не только свои права и обязанности, но и внешне они сильно разнились между собой. Дворянина сразу же можно было отличить по одежде от людей из других соци-
альных групп, дворянин имел право носить оружие, а горожанин — нет. По важным поводам члены первого и второго сословий, но всё чаще также и видные представители третьего сословия пользовались важными преимуществами: на торжествах им предоставлялись лучшие места, они имели празо выступать первыми, или во всяком случае одними из первых, но особенно важными были их юридические привилегии. За одни и те же проступки дворянину полагалось иное, а главное более мягкое наказание, чем горожанину или крестьянину.
Западноевропейское общество оставалось обществом сословий и после 1500 года, но произошли и перемены. На положении почти всех социальных групп сказывался описанный в предыдущей главе процесс экономических изменений. Эти перемены в свою очередь глубоко сказывались на соотношении социальных сил. О каких важнейших изменениях идет речь?
Начнём с высших слоев дворянства, крупных земельных собственников, происходивших от прямых вассалов монарха. В средние века высшее дворянство представляло собой постоянную угрозу для монархов. В шестнадцатом веке положение явно изменилось: монархам всё больше удавалось расширить свою политическую власть, в следующем разделе мы ещё вернёмся к этому явлению. Само собой разумеется, что высшее дворянство было вынуждено реагировать на такое посягательство на его позиции со стороны центральной власти.
Низшему дворянству, мелким землевладельцам, вассалам высшего дворянства, а не непосредственно монарха, тоже пришлось столкнуться с угрозой ухудшения их положения. Для многих людей, существование которых зависело от постоянного или во всяком случае сохраняющегося в течение длительного времени дохода, рост цен означал постоянное ухудшение их экономического положения. Здесь особенно большую роль играли арендные контракты, которые часто заключались на длительный период.
Как высшее, так и низшее дворянство было вынуждено как-то нейтрализовать угрозу потери своего политического и экономического могущества. Для этого существовали различные пути: прежде всего более эффективное использование земли, т.е. модернизация сельского хозяйства; затем более рациональное использование имеющихся возможностей, т.е. усиление традиционных феодальных повинностей путём расширения обязательной барщины и принуждения к пользованию мельницами и орудиями, принадлежащими сюзерену. И, наконец, третья возможность компенсации состояла в помощи со стороны центральной власти. Потеря прежних властных позиций могла компенсироваться благодаря создаваемым вновь или становящимся все более важными функциям в государстве, хотя это и было сопряжено с зависимостью от того же государства.
Совсем по другому обстоит дело с бюргерами, под которыми мы в первую очередь подразумеваем богатых горожан, торговцев. В средние века западно-европейские города были в состоянии обеспечить себе независимое положение. Некоторые права бюргерства уже в раннее средневековье были зафиксированы и уважались сюзереном. Это позволило именно бюргерству превратиться в наиболее динамичную группу прединдустриальной Европы. Плодами своих стараний в области экономики пользовались в первую очередь сами бюргеры и в шестнадцатом веке для людей, имевших деньги экономические возможности сильно возросли благодаря росту цен, а также благодаря географическим открытиям и расширению масштабов торговли. В ещё большей степени, чем раньше, бюргеры становились носителем процесса изменений в обществе. Их положение на фоне стремления монархов к расширению своего могущества становилось двойственным, ибо, с одной стороны, это стремление угрожало традиционной городской автономии, тогда как, с другой стороны, с усилением центральной власти и исчезновением традиционной политической раздробленности были связаны значительные экономические выгоды. Но какой выбор бюргеры ни сделали бы, их экономическое могущество способствовало росту их самосознания и они становились силой, с которой нельзя было не счи-
Портрет Рейнира Паув и его семейства, картина конца семнадцатого века. В этот период голландские купцы частично вкладывали свои деньги в землевладение.
таться. Однако все это ещё не полностью характеризует положение бюргерства. Ситуация осложняется фактором, который получил название «предательство бюргерства». Этим термином обозначается стремление бюргерства по всей Европе вкладывать деньги в землевладение, а не в торговлю и промышленность, которым она была обязана своим могуществом.
Те самым бюргеры изменяли своему сословию. Статус и интересы землевладения сохраняли в прединдустриальной Европе своё решающее значение. Впрочем это не означает, что бюргеры отказывались от торговой деятельности. Землевладение было хорошим видом капиталовложений и приносило большую прибыль. Анализ положение бюргерства и их взаимоотношений с другими социальными группами займет в этой главе центральное место; таким образом, речь о бюргерстве будет идти в различных параграфах, что может привести к некоторым повторам, которые, однако, как мы надеемся, будут способствовать большей наглядности изложения.
Наряду с торговцами важную роль в городах играли ремесленники. Они представляли собой значительную силу особенно в тех городах, где они были объединены в гильдии. Однако и им угрожала опасность. Появление новых предпринимателей и возрастающая роль домашней промышленности в сельской местности означали подрыв экономического положения ремесленников. Опасность заключалась и в усилении власти государства, по-крайнем мере в том случае, если государство пыталось прибрать к рукам экономическую деятельность и, не упраздняя гильдии, фактически порывалось поставить их под свой контроль — это было характерно, например, для меркантилистской политики многих государей.
Менялась и жизнь крестьянства — в предыдущей главе об этом уже подробно говорилось. Так, мы знаем, что характер этих изменений мог быть самым разнообразным и сильно зависел от той роли, которую играли крупные землевладельцы. Но было ли это модернизацией и укрупнением сельскохозяйственного производства в ущерб мелким крестьянам или же речь шла о том, что мы могли бы назвать «повторной феодализацией» — в каждом из двух случаев традиционный образ жизни крестьянства был под угрозой. При этом крестьяне не были безвольными жертвами обстоятельств. Много раз поднимались крестьянские бунты, но только тогда, когда имели место союзы крестьян с другими социальными группами, эти бунты могли вырасти до размеров, угрожавших обществу.
В этом обзоре следует указать и на «бедноту», которая в пред-индустриальной Европе всегда составляла многочисленную группу и, вероятно, не преследуя никаких политических или социальных целей, как «масса» всё же представляла из себя источник потенциальной опасности для стабильности в обществе.
Наконец, существовало и духовенство, группа интересная и важная во многих отношениях. Об этой группе в ещё меньшей степени, чем о других группах мы можем делать высказывания общего характера. Укажем на большие различия между регионами, остававшимися католическими, и регионами, где господствовало протестантство. В этих последних регионах передел церковных земель явился важным стимулом к социальной мобильности, поскольку группам, находившимся вне церкви, предоставлялась возможность приобрести землю, а вместе с ней и улучшить свой социальный статус. В католических областях высшее духовенство в политическом и экономическом отношениях оставалось тесно связанным с аристократией. Для католических и протестантских областей справедливо утверждение, что, начиная со второй половины шестнадцатого века, духовенство предпринимало там попытки установить более полный контроль над повседневной жизнью верующих.
4.1.1. Образование государства
Выше уже неоднократно говорилось о процессах централизации как важного фактора в процессе социальных перемен; правильнее было бы сказать, что возникновение новых форм государственности было как причиной, так и следствием перемен в обществе. В настоящем параграфе будет предпринята попытка дать краткий очерк изменения роли государства и в качестве главнейшего представителя государства — монарха.
Для этого мы, пусть совсем ненадолго, должны будем вернуться в раннее средневековье, в период приблизительно после 800 года. В этот период в Западной Европе возникла почти неподвижная социальная система. Торговля играла незначительную роль, социальное положение членов общества определялось системой землевладения. Землевладельцы по большей части сами удовлетворяли свои потребности (автаркия) и социальный рост или регресс были практически невозможны. Происхождение определяло социальное положение.
Внутри такого общества правители не обладали большой властью. Они были не в состоянии выполнить свой важнейший долг — обеспечить защиту против нападений извне. Вассалы, которые были в состоянии выполнить функции защиты, становились всё сильнее. То обстоятельство, что правитель в качестве вознаграждения за оказанные услуги был вынужден отдавать земли в ленное владение, ещё больше ослабляло его позиции. Для этой системы характерным было сочетание военной власти с крупным землевладением. Важнейшим военным инструментом была кавалерия. Только крупные землевладельцы могли позволить себе иметь лошадь, необходимую рыцарю; и именно они после успешной
войны получали в награду земли. Эта система с её возрастающим разделением реальной власти была обречена на распад по двум причинам. Рост народонаселения вёл к занятию всё новых земель и из-за этого сюзерены постепенно лишались возможности выделять своим вассалам земли в награду за оказанные услуги и сами они всё меньше могли доверять своим вассалам.
Ещё более важную роль играло возрождение торговли. Расцветали старые города, возникали новые. Сюзерены или вассалы, которым удавалось захватить монополию на сбор налогов, могли тем самым обеспечить свою независимость от ленников и сюзеренов. Таким образом, ослабление могущества большей части дворянства сопровождалось ростом некоторых местных правителей.
Им удалось заполучить ещё одну важную монополию, а именно военную. Налоговая и военная монополии естественно находятся в тесной взаимосвязи и их нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Деньги, получаемые в виде налогов, давали правителю возможность содержать армию, которая делала его независимым от дворянства в случае войны. Кроме того с помощью армии он мог, если было нужно, заставить горожан платить налоги. Налоги, вначале временные, всё больше приобретали характер постоянных. С помощью этих двух рычагов правитель мог использовать в своих интересах противоречия между дворянством и горожанами.
В эпоху, когда горожане становились сильнее, а дворянство слабело, сам правитель мог ещё больше усилить свои позиции. При такой ситуации, когда важнейшие группы в обществе — дворяне и горожане — одновременно были нужны друг другу и противостояли друг другу и когда между этими общественными группами существовало равновесие, самодержец, выступая в качестве гаранта этого социального равновесия, мог взять власть в свои руки.
Табл. 4.1. Численность армий национальных государств в 1470-1710 гг. (тыс. чел.)
период | Испания | Республика | Франция | Англия |
1470-1479 1550-1559 | 20 150 | - | 40 50 | 25 20 |
1590-1599 | ||||
1630-1639 | . | |||
1650-1659 | - | |||
1670-1679 | - | |||
1700-1709 |
Источник: Т.Паркер, Испания и Нидерланды, 1559-1659 (Лондон, 1979) 96. G.Parker, Spain and the Netherlands, 1559-1659 (London 1979).
Рост могущества монарха имел важные последствия. Впервые в Европе возникло централизованное управление значительными территориями. Правосудие и налогообложение, которые прежде находились в руках многих людей, теперь стали осуществляться централизованно. Усиление единства, надежность валюты, отмена поборов и единая система весов способствовали расцвету торговли. Наряду с этим монарх стал вмешиваться в экономическую жизнь с целью обеспечить и увеличить свои доходы.
В те времена негибкого производства, когда благосостояние было уделом немногих, государство не могло не создать системы, с помощью которой оно могло бы прибирать к рукам значительную часть излишков. Власти начинали проводить активную экономическую политику. В шестнадцатом веке возникла система государственного вмешательства в экономику, которую мы называем меркантилизмом. Меркантилизм как таковой был описан в предыдущей главе. Борьба за пропитание в шестнадцатом веке и вплоть до конца восемнадцатого века поглощала значительную часть энергии и организационных усилий государства. Нехватка продовольствия могла привести к различным формам социального протеста, которые, в свою очередь, создавали угрозу существованию государства. По мере роста армий и городов борьба за пропитание всё больше определяла жизненные интересы государства.
В Англии, где имелись излишки зерна, участие государства в распределении продовольствия обычно носило характер защиты крупных помещиков-предпринимателей. Государству было легче примириться с исчезновением старых, в ряде случаев заводившихся ещё в средние века правил, которые отдельные города устанавливали для собственного обеспечения продуктами питания. Во Франции государство стало вмешиваться в процесс распределения продовольствия в конце семнадцатого века. Здесь господствовало стремление к централизму, которому сопутствовала жестокая борьба центральной власти против местных правителей. Во Франции государство старалось сделать рынок открытым, если понадобится, то и насильственным путём. Только обеспечив себе контроль над распределением продовольствия и, как следствие этого, устранив важную причину потенциального сопротивления — нехватку продовольствия,— государство могло прилагать силы и энергию для выполнения других задач.
Впрочем, на практике организовать распределение продовольствия было довольно трудно. Вмешательство государство часто приводило к «голодным бунтам», которые оно старалось предотвратить. Прежде всего это случалось потому, что распределение редко проходило честно, а, во вторых, поскольку, с точки зрения населения, вину за голод можно было возложить на государство. Контроль над распределением продовольствия и сбор нало-
гов самым прямым образом сталкивали население с процессом образования национального государства в его новом виде.
Приводимый выше обзор проблем, с которыми приходилось иметь дело различным социальным группам, и динамики властных взаимоотношений в обществе может создать представление, будто во всех европейских странах развитие проходило по одному типу: будто бы общественное развитие шло от сильно раздробленной власти в направлении общества, в котором всё большие по размерам территории попадали в руки социальной группы, численность которой всё уменьшалась.
Однако реальная картина была иной. Действительно, во всех западно-европейских странах возникали сходные проблемы, приведшие к значительным изменениям. Однако исход происходивших перемен определялся тем, какие социальные группы могли занять господствующее положение и какие политические союзы эти группы хотели заключить друг с другом. Так что сейчас нам следует подробнее рассмотреть развитие событий в Англии, Франции, Германии и Республике Соединенных провинций.