Налоги и налогово-бюджетная политика государства
1. Инструментом бюджетно-налоговой политики не является(-ются) …
изменение нормы обязательных резервов
изменение налоговых ставок на доходы физических лиц
предоставление налоговых льгот малому бизнесу
государственные закупки товаров и услуг
2. Акцизный налог не устанавливают на …
землю
бензин
сигареты
алкоголь
Решение:
Акциз является косвенным налогом и перекладывается на потребителей через повышение цены. Косвенные налоги включаются в цену товара или услуги. Поимущественный налог (налог на наследство, налог на автомобиль) не на кого переложить.
3. Кривая Лаффера описывает связь между …
ставками налогов и суммой налоговых поступлений в государственный бюджет
суммой налоговых поступлений и размером государственного долга
таможенными пошлинами и величиной импорта
доходами и расходами государственного бюджета
4. Налоговая система считается прогрессивной, если после уплаты налогов …
неравенство в экономическом положении граждан сокращается
неравенство в экономическом положении граждан увеличивается
экономическое положение разных социальных групп населения не изменяется
преодолевается дефицит государственного бюджета
Решение:
Налоговая система считается прогрессивной, если после уплаты налога неравенство в экономическом положении граждан сокращается. Происходит перераспределение доходов в соответствии с принципом вертикальной справедливости, когда «богатый платит за бедного».
5. К функциям налогов не относится _________функция.
ценообразующая
регулирующая
социальная
фискальная
Решение:
Налоги выполняют важные функции: фискальную, регулирующую, социальную.
6. В кейнсианской теории в качестве одной из мер для преодоления разрыва безработицы (дефляционного разрыва) предлагается …
снижение налоговых ставок
увеличение налогового бремени
отмена налоговых льгот для пополнения бюджета
установление регрессивных налогов
7. Налоги не выполняют ____________ функцию.
информационную
регулирующую
социальную
фискальную
8. Кривая Лаффера описывает связь между …
ставками налогов и суммой налоговых поступлений в государственный бюджет
суммой налоговых поступлений и размером государственного долга
таможенными пошлинами и величиной импорта
доходами и расходами государственного бюджета
Несовершенная конкуренция
1. К чистой олигополии относят …
рынок сырой нефти
рынок стали
автомобильный рынок
рынок бытовой техники
2. На рынке олигополии …
производится как дифференцированный, так и стандартизированный продукт
существует взаимозависимость фирм
фирмы производят уникальный продукт
отсутствует стратегическое взаимодействие фирм
3. На рынке монополистической конкуренции …
фирмы производят дифференцированный продукт
отсутствует стратегическое взаимодействие фирм
фирмы производят стандартизированный продукт
присутствует стратегическое взаимодействие фирм
4. К дифференцированной олигополии относят …
автомобильный рынок
рынок бытовой техники
рынок сырой нефти
рынок металла
Решение:
Олигополия – тип рынка, где осознающие свою взаимозависимость фирмы тесно взаимодействуют друг с другом, принимая решения с учетом реакции конкурентов. Олигополистический рынок может быть представлен как стандартизированным – чистая олигополия (рынок металла, сырой нефти), так и дифференцированным продуктом – дифференцированная олигополия (рынок автотранспортной и бытовой техники).
5. Продуктовая дифференциация характерна для …
монополистической конкуренции
олигополии
монополии
совершенной конкуренции
Решение:
Продуктовая дифференциация – элемент рыночного поведения продавцов, отражающий способы выделения продукта в глазах потребителя с целью укрепления их рыночной власти. Продуктовая дифференциация характерна для таких рыночных структур, как монополистическая конкуренция и олигополия. В условиях монополистической конкуренции различия в свойствах продуктов разных производителей не препятствуют высокой эластичности замещения между продуктами. Продукт отдельного продавца не является уникальным, но и спрос на него не является абсолютно эластичным. При этом производство продукции не является столь затратным, как при олигополии.
В условиях олигополии существует взаимозависимость фирм, тесно взаимодействующих друг с другом и принимающих решения в зависимости от реакции конкурентов. Олигополистический рынок может быть представлен как стандартизированным (чистая олигополия – рынок металлов, сырой нефти), так и дифференцированным продуктом – дифференцированная олигополия (рынок автотранспортной и бытовой техники).
Поведение потребителя
1. Снижение стоимости одной минуты разговора при прочих равных условиях привело к уменьшению общего объема высылаемых sms-сообщений. Это пример проявления эффекта …
замещения
дохода
спроса
полезности
2. Студент Н. в отличие от других студентов его группы предпочитает перьевые ручки всем остальным (шариковым, гелевым). Это является примером эффекта потребительского поведения под названием «эффект _________ ».
сноба
присоединения к большинству
Веблена
демонстративного потребления
3. На рисунке показана ситуация равновесия потребителя при заданных ценах на товары X и Y и номинальной величине дохода потребителя:
Увеличение номинального дохода потребителя при прочих равных условиях станет причиной появления нового равновесного набора товаров X и Y, в котором будет …
больше и товара X, и товара Y
меньше и товара X, и товара Y
больше товара X и столько же товара Y
больше товара Y и столько же товара X
Решение:
Увеличение номинального дохода потребителя при прочих равных условиях делает его реально богаче, то есть он может купить больше и товара X, и товара Y. На графике это отразится параллельным сдвигом линии бюджетного ограничения вправо:
На рисунке красным цветом показана новая линия бюджетного ограничения и отражено направление изменения объемов потребления товаров.
4. Рост цен сортов красного винограда привел к росту продаж сортов зеленого винограда при прочих равных условиях – это пример действия эффекта …
замещения
дохода
сноба
масштаба
5. В прошлом году наблюдалось появление большого количества людей в одежде бирюзового цвета. Это является примером эффекта потребительского поведения под названием «эффект _________ ».
присоединения к большинству
сноба
демонстративного потребления
Веблена
Решение:
В теории потребительского поведения выделяют три социальных эффекта потребительского поведения: 1) эффект присоединения к большинству – потребитель, не желая отставать от других, приобретает «модный» товар, то есть он своим спросом поддерживает мнение остальных; 2) эффект сноба (противопоставляющего поведения) – потребитель, не желая быть, как все, приобретает не то, что другие, то есть он не поддерживает индивидуальным спросом мнение остальных; 3) эффект Веблена (демонстративного поведения) – потребитель приобретает товар по более высокой цене для демонстрации своего статуса.
В данном случае описан эффект присоединения к большинству.
6. На рисунке показана ситуация равновесия потребителя при заданных ценах на товары X и Y и номинальной величине дохода потребителя:
Уменьшение номинального дохода потребителя при прочих равных условиях станет причиной появления нового равновесного набора товаров X и Y, в котором будет …
меньше и товара X, и товара Y
больше и товара X, и товара Y
больше товара X и столько же товара Y
больше товара Y и столько же товара X
Решение:
Уменьшение номинального дохода потребителя при прочих равных условиях делает его реально богаче, то есть он может купить меньше и товара X, и товара Y. На графике это отразится параллельным сдвигом линии бюджетного ограничения влево:
На рисунке красным цветом показана новая линия бюджетного ограничения и отражено направление изменения объемов потребления товаров.
Потребление и сбережение
1. Объем сбережений в прошлом году составил 460 ден. ед. По итогам текущего года (за аналогичный период) сбережения выросли на 49 ден. ед. Если средняя склонность к сбережениям равна 40%, то располагаемый доход текущего периода равен _______ ден. ед.
1272,5
1027,5
203,6
848,3
2. Доходы, расходы и сбережения потребителя за два года представлены в таблице.
Исходя из представленных данных, можно сказать, что предельная склонность к сбережению составит …
0,1(6)
0,8(3)
0,91(6)
0,9(3)
Решение:
Предельная склонность к сбережению показывает, какую часть прироста дохода потребитель направит на увеличение сбережения.
Предельную склонность к сбережению можно рассчитать по формуле , где
MPS – предельная склонность к сбережению,
ΔS – прирост потребления,
ΔY – прирост располагаемого дохода.
Сбережения в 2009 году составили ден. ед.
Итак,
3. Доходы, расходы и сбережения потребителя за два года представлены в таблице.
Исходя из представленных данных, можно сказать, что средняя склонность к потреблению в 2009 году составила …
0,8(3)
0,1(6)
0,91(6)
0,08(3)
Решение:
Средняя склонность к потреблению показывает, какую часть дохода потребитель тратит на приобретение товаров и услуг. Рассчитать среднюю склонность к потреблению (APC) можно по формуле
где
С – объем потребления,
Y – располагаемый доход.
Отсюда APC в 2009 году составила
4. Доходы, расходы и сбережения потребителя за два года представлены в таблице.
Исходя из представленных данных, можно сказать, что величина мультипликатора автономных расходов составит …
1,2
1,09
1,07
5. Доходы, расходы и сбережения потребителя за два года представлены в таблице.
Исходя из представленных данных, можно сказать, что средняя склонность к сбережению в 2009 году составила …
0,1(6)
0,8(3)
0,91(6)
0,08(3)
Решение:
Средняя склонность к сбережению показывает, какую часть дохода потребитель откладывает, а не тратит на приобретение товаров и услуг.
Рассчитать среднюю склонность к сбережению (APS) можно по формуле
где
S – объем потребления,
Y – располагаемый доход.
Величина сбережений в 2009 году составила .
Отсюда APS в 2009 году составила
6. Предельная склонность к сбережению составляет 0,2. Величина мультипликатора автономных расходов составит …
1,25
Решение:
Мультипликатор автономных расходов рассчитывается по следующей формуле:
, где
Мr – мультипликатор автономных расходов,
MPC – предельная склонность к потреблению.
Известно, что . Откуда Следовательно, мультипликатор автономных расходов в данном случае равен .
7. Доход потребителя вырос по сравнению с прошлым периодом на 5000 ден. ед. Если предельная склонность к потреблению равна 0,7, то потребление потребителя вырастет на ____ ден. ед.
Решение:
Предельная склонность к потреблению рассчитывается по формуле
, где
MPС – предельная склонность к потреблению,
DС – прирост потребления,
DY – прирост дохода.
Итак, из формулы получим ден. ед.
8. Доход потребителя за последний месяц составил 15000 ден. ед. Из них он потратил 12000 ден. ед. Средняя склонность к потреблению составляет …
0,8
0,2
0,44
0,55