Организация производства с учетом жизненного цикла изделия.
При организации производства необходимо учитывать жизненный цикл товара, который состоит из пяти этапов:
(1)Разработка товара. На этом этапе компания находит и воплощает в жизнь новую идею товара + исслед. работы возможностей реализации этой идеи + проектные работы + изготовление опытного образца. В это время объем продаж равен нулю, а затраты растут по мере приближения к заключительным стадиям проекта.
(2)Выведение на рынок (внедрение и освоение рынка – ранний рост). Этот этап сопровождается медленным ростом объема продаж. Прибыль отсутствует из-за высоких расходов на маркетинговые мероприятия.
(3)Рост (Завоевание рынка). Период быстрого завоевания рынка и увеличения прибыли – зрелый рост.
(4)Зрелость (Расширение рынка). На этом этапе рост объема продаж замедляется, так как основная масса потенциальных покупателей уже привлечена. Уровень прибыли остается неизменным или снижается из-за увеличения расходов на маркетинговые мероприятия по защите товара от конкуренции. Продление жизн. цикла товара и /или выпуск разн. моделей.
(5)Упадок (уход с рынка). Происходит спад объема продаж и сокращение прибылей. Обеспечить прибыльность продукта становится практически невозможно. Среди покупателей преобладают "отстающие". Затраты на рекламу постепенно сокращаются. В то же время цены часто повышают из-за низкой ценовой эластичности спроса, а также для сокращения убытков.
Производственный менеджмент в системе стратегического управления предприятием.
Ключ. понятия: стратегич. МТ, миссия, стратегия орг-ции, стратегич. маркетинг, стратегич. управление
Миссия– опр-е сегмента удовлетворения обществ. потребностей.
Принципы стратегич. упр-я:
1. системный контроль за деят-ю фирмы и исполнителей, контроль за соблюдением стратегич. целей. Системный контроль - контроль за соблюд. стратегич. целей данного предпр., контроль на входе и на выходе, причем на входе должен наблюд-ся системный эффект.
2. прогнозирование тенденции движения фирмы (развитие фирмы, усложнение)
3. предвидение будущих событий при ситуационных изменениях в фирме.
4. системный анализ деят-ти фирмы с помощью соврем. программных продуктов.
Этапы формирования миссии и цели:
- изучение потребностей соц-эк. среды
-оценка и прогноз рынка потребления
-оценка возможностей пр-я
-формирование конкрет. стратегич. целей
-разработка стратегич. альтернатив (возможных вариантов)
-выбор альтернативы развития фирмы
-выбор тактики реализации альтернативы (орг-ция, ф-ция)
-реализация альтернативы
-контроль и анализ реализации(оценка эф-ти реализации)
-коррекция выбранной альтернативы.
Возможные типы стратегич. альтернатив:1.)рост пр-ва прод. или услуг 2.)огранич. рост пр-ва или услуг 3.) сокращение пр-ва прод. или услуг; 4.)сочетание всех 3-ех типов стратегич. альтернатив (на многопродуктовом предпр.)
Стратегич. альтернативы параметров произ. подразделения:
а) произв. мощности (1. создать новые пр-ва 2. оставить все без изменения 3. реконструировать существующие пр-ва 4. увеличить/уменьшить численность рабочих 5. повысить/понизить коэф. сменность 6. создать централиз. с-му обслуживания произв. оборуд-я)
б) материалы и комплектующие изделия: ( 1. обеспечить доступ к новым внутр. (внеш.) источникам сырья 2. рассмотреть возм. исп-я материалов-заменителей 3. принять реш. о том, будет ли с-ма централизов. или децентрализов. 4. уменьшить запасы сырья, материалов незавершенного пр-ва
в) кач-во: 1. заняться автоматизацией и работизацией пр-ва 2. попыт-ся применить принципы японской с-мы упр-я кач-м.
Схема упр-я процессом стратегич. планиров-я включ.:
-идея на выходе и цели (сценарий видения фирмы в будущем)
-составление миссии фирмы
-стратегич. и тактич. цели фирмы
-произв-ся оценка и анализ внешней среды
-изучение сильных и слабых сторон фирмы
Осн. факторы, влияющие на стратегию упр-я фирмы:
-широта взглядов на проблемы в общ-ве
-учет интересов групп потребителей
-учет интересов взаимосвяз. групп по распределению доходов от деят-ти(топ-менеджеров, собственников)
-уровень исп-я произв. возможностей
-наличие перспективных разработок продуктов
-учет интересов конкурентов
-взаимодействие с окруж. средой
-рациональное. исп-е имеющ. ресурсов орг-ции.