Монетарная концепция государственного

Регулирования экономики

Альтернативной кейнсианству в США стала «чикагская школа» неолиберализма, монетарные идеи которой зародились еще в 20-е г.г. ХХ в. в рамках Чикагского университета. Самостоятельное значение американский монетаризм приобретает на рубеже 50-60-х г.г. с выходом важнейших работ лидера этой школы Милтона Фридмена (1912 г.), который в 1976 г. стал Нобелевским лауреатом по экономике за публикации в области денежного обращения.

В основе концепции монетаризма лежит идея о том, что рыночная система в состоянии автоматически достигать макроэкономического равновесия. В целом она представляет собой устойчивую саморегулирующуюся систему, которой присуще состояние динамического равновесия при оптимальной занятости ресурсов. Нарушение равновесия - кризисы - не являются неизбежным следствием внутренних законов рыночной экономики, это следствие вмешательства государства в нормальный ход экономической жизни общества. Основной причиной нарушения естественного хозяйственного развития являются сдвиги в денежной сфере, т.к. в долговременном плане существенная нестабильность денег всегда сопровождается нестабильностью экономического роста.

Как утверждает Фридмен, спрос на деньги в обществе всегда стабилен, а предложение нестабильно и зависит от субъективных решений кредитных институтов. Если эти учреждения выпускают денег больше, чем требует хозяйство, следствием будет инфляция, если меньше, чем это нужно для обеспечения реальных нужд общества, следствием будет кризис. В конечном итоге, весь ход экономического процесса определяет монетарный фактор.

Таким образом, суть монетарной политики - в регулировании объема предложения денег для стабилизации национального рынка. Монетаризм считает государственное регулирование вредным для развития предприни-мательской деятельности, и изначально бюрократическим. Он призывает к минимизации вмешательства государства в экономику, допуская лишь про-ведение фискальной политики.

В широко известной книге «Капитализм и свобода» Фридмен утверждает, что современный капитализм - это устойчивая, саморегулирующаяся система, которая обеспечивает политическую свободу и экономическую эффективность и удовлетворительной альтернативы этой системе нет. Но безраздельное господство рыночной системы тоже недопустимо, т.к. для общества в целом важно, в какой мере, каждый его член имеет доступ к абсолютно необходимым на данном уровне цивилизации благам: медицинское обслуживание, образование. В этом случае, вмешательство государства необходимо, но оно должно происходить под контролем общества, а распределение средств на социальные цели следует осуществлять не через цены, а через налоги и субсидии. Главная задача государства - не корректировать рыночный механизм при помощи кейнсианских методов регулирования «эффективного спроса», а создавать условия для максимально свободного функционирования рыночного механизма, в первую очередь - путем проведения рациональной денежной политики.

В своей работе «Монетарная история США 1860-1960 г.г.», написанной совместно со Шварцем, Фридмен прослеживает существование устойчивой функциональной связи между динамикой денежной массы и динамикой конечного результата общественного производства (национального дохода). Особое внимание он обращает на борьбу с безработицей с помощью увеличения денежной массы. В реакции рынка на эти действия он выделяет краткосрочный и долгосрочный периоды.

В краткосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к понижению процентных ставок, расширению спроса и сокращению безработицы. Но если это повторяется определенное число раз, инвестиционный процесс интенсифицируется, растет производство, увеличиваются объем продаж, доходов и спрос на деньги, а это повышает процентную ставку. Долгосрочный эффект такой политики - разрыв связи между движением нормы процента, изменением спроса на деньги и их предложением. Условием долгосрочного равновесия денежного рынка по Фридмену является соблюдение основного денежного закона, который устанавливает связь между долгосрочным темпом роста предложения денег и долгосрочным темпом роста реального продукта (национального дохода):

Х = у + Z

где, Х - долгосрочный темп роста предложения денег;

у - долгосрочный темп роста реального продукта;

Z - темп ожидаемой инфляции.

Цель долгосрочной денежной политики - стабилизация инфляции, превращение текущей инфляции в полностью ожидаемую. Проанализировав темпы роста национального дохода США (3-4 % в год), Фридмен сделал вывод о том, что этими же темпами должна увеличиваться и денежная масса.

Такая денежная политика, ориентированная на долгосрочные тенденции, а не на краткосрочные повороты хозяйственной конъюнктуры, по его мнению, будет наилучшим образом содействовать поддержанию оптимальных темпов экономического роста.

Монетаристская концепция была опробована республиканским прави-тельством США при президенте Р.Никсоне в 1969-70-х г.г., когда Фридмен являлся советником президента. Но наибольшего успеха она достигла в Великобритании при правительстве Маргарет Тэтчер и в США в период так называемой «рейганомики». Милтон Фридмен являлся экономическим кон-сультантом правительств Индонезии, Израиля, Саудовской Аравии, Чили периода режима Пиночета.

В настоящее время новые индустриальные страны Азии - Сянган (Гонконг), Малайзия, Таиланд, Сингапур, Тайвань - наиболее эффективно используют кейнсианские метод государственного регулирования экономики. Среди промышленно-развитых стран активно проводят политику гибкого изменения налоговых ставок и государственных расходов Австрия, Великобритания, США, Япония, Швеция, Швейцария, Новая Зеландия. Россия же, где долгие годы существовала жесткая система централизованного управления и традиционными было широкое вмешательство государства в экономику, по степени эффективности фискальной политики уступает не только большинству промышленно-развитых стран, но и многим развивающимся странам. В середине 90-х г. по этому показателю Россия занимала 43 место в мире. Интересным является то обстоятельство, что из 15 государств, имеющих наиболее высокий рейтинг по степени эффективности фискальной политики, 9 государств (США, Япония, Сингапур, Тайвань, Таиланд, Малайзия, Сянган (Гонконг), Индонезия, Индия) входят в первую десятку государств мира по такому синтетическому показателю как степень экономической свободы.

Идеологи российской экономической реформы официально провозгласили приверженность принципам монетаризма и ряд его постулатов пытались проводить на практике. Были предприняты, в частности, попытки создания механизмов регулирования объема предложения денег для стабилизации рынка. Государственная монетарная политика проводилась через Центробанк России, который осуществлял эмиссию денег, регулировал платежи и резервы коммерческих банков, начал проводить операции на открытом рынке, определять величину учетной ставки, изменять уровень резервной нормы.

Но в странах с монетаристской ориентацией доля налогов в валовом доходе фирм составляет 25-35 %, в кейнсианской - 35-45 %. В России же при проводимых в начале реформы исключительно монетаристских методах воздействия на экономику, удельный вес налогов достигает такого уровня, при которой значительная часть производств становится нерентабельной. Кроме этого, учитывая, что долларовая наличность в России в пересчете по официальному курсу чуть ли не в 2 раза превышает рублевую наличность, невозможно регулирование экономических процессов исключительно монетаристскими методами. На современном этапе страны с развитой рыночной экономикой успешно используют в экономическом регулировании как принципы кейнсианства, так и монетаризма.

Наши рекомендации