Собственность как одна из определяющих предпосылок возникновения рыночных отношений. Рыночное толкование сущности собственности
Собственность как экономическая категория есть отношение между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности, т.е. средств производства. В этом плане собственность тесно связана с экономической властью, с управлением производством, с повседневными отношениями между людьми. Поскольку конечной целью всякой хозяйственной деятельности является достижение определенного эффекта при производстве и реализации товаров и услуг, распорядителем этого эффекта и его владельцем является собственник материальных факторов производства, т.е. земли и капитала. Поэтому отношения собственности составляют основу социально-экономических отношений между людьми, определяют характер этих отношений, поведение людей.
Экономические отношения собственности не только характеризуют социальную сторону экономической жизни, но и определяют формы ее организации. Мы говорим, что основу рыночной экономики составляет частная собственность. Но рыночная экономика возникает лишь при условии, когда участники экономической жизни общества признают друг в друге обособленных равноправных собственников.
Это равенство реализуется через обмен, где каждый участник и собственник экономического блага взаимодействуют с другими на эквивалентно-возмездной основе и личной независимости.
Понятие и сущность права собственности. Правовой и экономический аспекты
Собственность тесно связана с экономической властью. Строго говоря, управление производством является функцией собственности, одной из ее обязательных сторон. Как правило, управляет производством тот, кто является собственником средств производства.
Собственность – один из ключевых (хотя и не единственный) элементов экономической власти, ее источник.
Согласно экономической теории прав собственности не ресурс (средства производства или рабочая сила) сам по себе является собственностью, а пучок или доля прав по использованию ресурса.
Полный пучок прав состоит из 11 элементов, куда входят:
1) право владения, т.е. право исключительного физического контроля над благами; 2) право использования, т.е. применения полезных свойств благ для себя; 3) право управления, т.е. решения, кто и как будет обеспечивать использование благ; 4) право на доход, т.е. на обладание результатами от использования благ; 5) право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага; 6) право на безопасность, т.е. на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды; 7) право на передачу блага в наследство; 8) право на бессрочность обладания благом; 9) запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде; 10) право па ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга; 11) право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.
Права собственности понимаются как санкционированные обществом (законами государства, традициями, обычаями, распоряжениями администрации и т.д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования. Отношения собственности в этой теории выводятся из ограниченности ресурсов: без какой-либо предпосылки редкости бессмысленно говорить о собственности. Поэтому отношения собственности – это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам.
Признаки свободного рынка
Рынок в одном важном отношении прямо противоположен натуральному хозяйству. Как мы знаем, в натуральном хозяйстве создаваемые продукты поступали в распределение, которое зачастую не предоставляло потребителю возможность выбирать по его желанию те или иные блага. В отличие от этого жесткого порядка рынок в принципе способен обеспечить его агентам максимальную степень экономических свобод.
Для покупателя данные свободы касаются выбора товара из множества взаимозаменяемых и независимых благ и отыскания продавца из числа тех, кто лучше обслужит и продаст продукт по сходным условиям. Для продавца свобода заключается в выборе наиболее подходящего покупателя и возможности распоряжаться деньгами, вырученными от продажи товаров по своему усмотрению. Для покупателя и продавца свобода состоит в неограниченном выборе условий торговой сделки. По степени развитости этих и иных хозяйственных свобод рынки можно подразделить на три типа: а) свободный, б) нелегальный, в) регулируемый.
Свободный рынок обладает максимумом экономических свобод. Между тем определение "свободный" рынок требует уточнения в двух отношениях: для кого он свободен и от кого? Свободным такой рынок является для его субъектов. Им принадлежит так называемый экономический суверенитет. Так, продавцы сами решают, что продавать, кому сбывать продукты и по какой цене. Подобным суверенитетом обладают и покупатели. В силу этого экономические связи на классическом рынке строятся только по горизонтали.
Между контрагентами (лат. contrahens - договаривающийся) складываются партнерские отношения на основе хозяйственного договора, контракта (соглашения, устанавливающего права и обязанности для обеих сторон на какой-то срок).
Рынок первого типа свободен от вмешательства государства и строгого правового регулирования. Ради истины нужно признать, что такая свобода оборачивается своей неприглядной стороной. В наше время из-за своеволия субъектов рынка и несоблюдения ими "правил игры" этот тип рынка получил нелестные названия - "дикий", "блошиный", "нецивилизованный".