Фундаментальные параметры рыночного механизма: спрос, предложение, цена

Фундаментальные параметры рыночного механизма: спрос, предложение, цена

Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка. Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.

На стороне производства выступает предложение, на стороне потребления – спрос. Эти два элемента неразрывно связаны между собой, хотя на рынке противостоят друг другу. Их можно сравнить с двумя силами, действующими в противоположных направлениях. В зависимости от конкретных условий рынка предложение и спрос уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Это выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно иод влиянием цепы и под регулирующим воздействием государства.

Уравновешивающую функцию выполняет цена, стимулируя рост предложения при дефиците и "разгружая" рынок от излишков, сдерживая предложение. Если спрос растет, то устанавливается новый, более высокий уровень равновесной цены и новый, больший объем предложения товаров. И наоборот, снижение спроса ведет к установлению более низкого уровня равновесной цены и меньшего объема предложения.

Уравновешивающая функция цены обнаруживает свое влияние как через спрос при неизменном предложении, так и через предложение при неизменном спросе. При изменяющемся предложении и неизменном спросе также будет устанавливаться иной уровень рыночного равновесия.

Понятие спроса. Потребности и спрос

Спросом в западной экономической литературе называют количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену и определенный промежуток времени. Спрос на рынке выступает со стороны потребителя, вернее, покупателя и отражает потребности людей. Поэтому под спросом следует понимать представленную на рынке потребность в товарах. Но не всякая потребность, а лишь подлежащая удовлетворению и обеспеченная денежным эквивалентом, т.е. платежеспособная, потребность.

Потребность одного человека, обеспеченная деньгами и обязательно «вынесенная на рынок» и ориентированная всегда на покупку определенного товара или услуги, характеризует индивидуальный спрос, или спрос на микроуровне.

Удовлетворение потребностей любого экономического субъекта осуществляется при следующих важных условиях: а) большинство товаров и услуг не бесплатны; б) у любого товара есть заменители (субституты); в) неизбежный выбор между субститутами требует сопоставления дополнительных затрат и дополнительных выгод.

От индивидуального спроса следует отличать совокупный рыночный спрос. Последний представляет собой сумму индивидуальных опросов на рынке для каждой цены товара.

Различают платежеспособный спрос па факторы производства (спрос производства) и па предметы потребления (потребительский спрос). Последний во многом зависит от размеров денежных средств, находящихся на руках у населения, в банках, различных выплат и наследства, размеров рынка, цены, полезности и качества товаров, субъективных вкусов и предпочтений.

Спрос очень подвижен, изменчив, ибо на его величину влияют многочисленные факторы как экономического, так и социального, а также технологического характера. Спрос на товар, например может увеличиваться в результате использования рекламы, изменений моды и вкусов, предпочтений, окружающей среды, доступности товаров, величины доходов, полезности вещи, цены на взаимозаменяемые товары, количества населения.

В связи с этим различают экзогенный и эндогенный спрос. Экзогенный – это такой спрос, изменение которого вызывается вмешательством правительства или внедрением каких-либо сил извне системы свободного рынка. Эндогенный или внутренний спрос образуется внутри общества благодаря факторам, существующим в этом обществе.

Функция спроса

Функция спроса (demand function) – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент. Мы уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Изменение цен означает движение по кривой спроса.

На спрос влияют не только цены, но и иные факторы: 1) увеличение (или сокращение) доходов потребителя, 2) изменение вкусов и предпочтений, 3) ценовые и дефицитные ожидания, 4) колебание расходов на рекламу, 5) изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров, 6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др.

Спрос является функцией всех этих факторов:

QD = f (P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, В),

где QD – спрос;

Р – цена;

I – доход;

Z – вкусы;

W– ожидания (wailing);

Psub – цена на товары-субституты;

Pcom– цена на комплементарные товары;

Итак, мы определили, что на спрос влияют следующие группы факторов:

• Эндогенный фактор - цена Она отвечает за движение вдоль кривой функции спроса

• Эластичность. Она отвечает за наклон и форму кривой функции спроса.

• Экзогенные факторы, факторы - детерминанты; потребительские вкусы, число потребителей, доход потребителей, цены на сопряженные товары, потребительские ожидания и т.д. Данные факторы отвечают за сдвиги кривой функции спроса.

Сущность закона спроса

Спрос – это потребность в определенных товарах, выраженная не столько в желании, сколько в способности приобрести их. Потребности превращаются в спрос, когда за ними – покупательская способность человека.

Своеобразие закона спроса – в обратной зависимости между ценой и количеством покупаемого товара: чем выше цена, тем меньшее количество товаров будет куплено потребителями. И наоборот, если цена снижается – количество покупок данного товара возрастает.

Когда количество данного товара на рынке возрастает, то при прочих равных условиях его продажа возможна лишь при снижающейся цене. Малейший дефицит привычных для покупателей товаров на рынках вызовет тенденцию повышения их цен.

Закон спроса выявляет и другую важную особенность: постепенное убывание спроса покупателей на один и тот же товар. Это означает, что снижение количества покупок данного товара происходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения потребностей. Приращение покупок одного и того же товара, как правило, осуществляется потребителями вследствие снижения его цены. Однако полезный эффект от такого приращения имеет известный предел, по мере наступления которого даже при понижательной тенденции цен закупки товара сокращаются. Эта особенность закона спроса находит выражение в убывающей полезности каждой дополнительной покупки одноименного товара. Для покупателя становится все более очевидным снижение полезного потребительского эффекта от дополнительных затрат на эти закупки, и убывание спроса происходит несмотря на падение цены. Таким образом, закон спроса описывает две важнейшие особенности рынка:

1)обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;

2)постепенное убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар.

Закон спроса не действует в трех случаях:

1) при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;

2) для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, антиквариат и др.), являющихся средством вложения денег;

3) при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, переключение спроса с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него).

Закон спроса имеет силу практически в отношении всех товаров. Конфигурация кривой спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи двух известных в экономической теории эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цеп на товары. Следует отметить, что даже после того, как рост спроса данного потребителя фактически приостановился, при дальнейшем понижении цены сумма покупок на рынке будет увеличиваться в связи с тем, что люди с более низким уровнем дохода начнут удовлетворять свои потребности.

Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объёмом производства потребителя. Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них.

Цена спроса и ее границы

Цена спроса – это цена, по которой каждая отдельная порция товара способна привлечь покупателя в течение определенного периода времени. Обусловлена она степенью полезности товара. Одновременно это и максимальная цена, за которую покупатели согласны купить товар или услугу. Выше ее рыночная цена подняться не может, так как у потребителей нет денег на покупку.

Равновесная цена

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена.

Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса D (англ. demand) и предложения S (англ. supply). Эта точка называется точкой равновесия, а цепа – равновесной. Только в этой единственной точке цена устраивает одновременно и покупателя, и продавца. При этом действуют следующие законы рыночного ценообразования:

1. Цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.

2. Если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе предложение увеличится – цена понизится.

Эти закономерности отражены на графике спроса и предложения (см. рис.).

Фундаментальные параметры рыночного механизма: спрос, предложение, цена - student2.ru

Рис. Установление точки равновесия спроса и предложения: Р – цена, Q – величина спроса или предложения; D, D1 – спрос до и после изменения; S, S1 – предложение до и после изменения; а – увеличение спроса ведет к росту цены и расширению предложения; б – уменьшение предложения ведет к повышению цены и сокращению спроса; в – уменьшение спроса ведет к падению цены и сокращению предложения; г – увеличение предложения ведет к падению цены и расширению спроса

Равновесие по Вальрасу

Принципиальная возможность достижения общего равновесия в УСЛОВИЯХ совершенной конкуренции в математической форме впервые была высказана Л. Вальрасом (1834–1910). Выражая модель общего экономического равновесия системой уравнений, он доказал, что если все рынки, за исключением одного, находятся в равновесии, то в таком же равновесном состоянии будет находиться и последний рынок.

В микроэкономической интерпретации модель общего экономического равновесия Л. Вальраса предполагает, что спрос и предложение уравниваются по каждому виду товаров, услуг и производственных ресурсов; в макроэкономической – уравнивание совокупного спроса и предложения. Иными словами, согласно закону Вальраса, если на каких-то рынках существует избыточный спрос, то на других должно существовать избыточное предложение в таких же размерах. В итоге общая сумма избыточного спроса и предложения всегда равна нулю.

Достижение равновесия, по Вальрасу, предполагает не только наличие условий совершенной конкуренции, но и неизменность всех факторов спроса и предложения, кроме цен. Естественно, что такие предпосылки в реальной экономике не соблюдаются. Поэтому общее равновесие является не типичным, а мимолетным моментом, характеризующим идеальное состояние конкурентной экономики.

Но изучение этой модели «мира без трений» позволяет понять, к какому идеалу стремится конкурентная экономика, и выяснить причины, мешающие достичь его в конкретных экономических условиях. Модель общего равновесия Вальраса универсальна настолько, что в известных пределах подходящей для описания любой экономической системы. Неудивительно поэтому, что немарксистская социалистическая теория (О. Ланге, А. Лернер и др.) использовала ее для создания модели рыночного социализма.

Экономика

Принцип новых потребностей.

Всю историю экономики мы можем в определенном смысле рассматривать как историю формирования потребностей. Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает несколько уровней потребностей:

· физиологические нужды (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода);

· потребности в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);

· потребности в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви);

· потребности в уважении (уважении со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);

· потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и способностей человека).

Перечисленные формы человеческих нужд можно наглядно изобразить в виде пирамиды.

Фундаментальные параметры рыночного механизма: спрос, предложение, цена - student2.ru

Пирамида потребностей современного человека

Социально-экономический прогресс общества ярко проявляется в действии закона возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную (независимую от воли и желания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих нужд с развитием производства и культуры.

Однако возвышение потребностей не состоит в простом пропорциональном росте всех их видов. Быстрее всего насыщаются и имеют определенный предел развития нужды низшего порядка. Напротив, по существу безграничны запросы высшего порядка - социальные и интеллектуальные.

Труд как источник дохода

ТРУД представлен интеллектуальной и физической деятельностью человека, совокупностью способностей личности, обусловленной общим и профессиональным образованием, навыками, накопленным опытом. В экономической теории под трудом как фактором производства подразумеваются любые умственные и физические усилия, прилагаемые людьми в процессе хозяйственной деятельности с целью произвести полезный результат.

"Всякий труд - отмечает А. Маршалл, - имеет своей целью произвести какой-либо результат". Время, в течение которого человек трудится называется рабочим временем. Его продолжительность - величина изменчивая и имеет физические и духовные границы.

Человек не может трудиться двадцать четыре часа в сутки. Ему нужно время для восстановления способностей к труду и удовлетворения духовных потребностей. Научно-технический прогресс ведет к изменениям в продолжительности рабочего дня, в содержании и характере труда. Труд становится более квалифицированным, увеличивается время на профессиональную подготовку кадров, повышается производительность и интенсивность труда. Под интенсивностью труда понимается его напряженность, возрастание расходования физической и умственной энергии в единицу времени. Производительность труда показывает, какое количество продукции производится в единицу времени. На повышение производительности труда оказывают влияние самые различные факторы.

Земля как источник дохода

ЗЕМЛЯ рассматривается как естественный фактор, как природное богатство и первооснова хозяйственной деятельности. Здесь из материального фактора выделяются в особый фонд природные условия. При этом термин "земля" употребляется в широком смысле слова. Он охватывает все полезности, которые даны природой в определенном объеме и над предложением которых человек не властен, будь то сама земля, водные ресурсы или полезные ископаемые. В отличие от других факторов производства ЗЕМЛЯ обладает одним важным свойством - ограниченностью. Человек не в состоянии изменить ее размеры по своему желанию. Применительно к этому фактору можно говорить о законе убывающей отдачи. При этом имеется в виду отдача в количественном выражении или убывающей доходности. Человек может воздействовать на плодородие земли, но это воздействие не безгранично. При прочих равных условиях, непрерывное приложение труда и капитала к земле, к добыче полезных ископаемых не будет сопровождаться пропорциональным ростом отдачи.

Признаки свободного рынка

Рынок в одном важном отношении прямо противоположен натуральному хозяйству. Как мы знаем, в натуральном хозяйстве создаваемые продукты поступали в распределение, которое зачастую не предоставляло потребителю возможность выбирать по его желанию те или иные блага. В отличие от этого жесткого порядка рынок в принципе способен обеспечить его агентам максимальную степень экономических свобод.

Для покупателя данные свободы касаются выбора товара из множества взаимозаменяемых и независимых благ и отыскания продавца из числа тех, кто лучше обслужит и продаст продукт по сходным условиям. Для продавца свобода заключается в выборе наиболее подходящего покупателя и возможности распоряжаться деньгами, вырученными от продажи товаров по своему усмотрению. Для покупателя и продавца свобода состоит в неограниченном выборе условий торговой сделки. По степени развитости этих и иных хозяйственных свобод рынки можно подразделить на три типа: а) свободный, б) нелегальный, в) регулируемый.

Свободный рынок обладает максимумом экономических свобод. Между тем определение "свободный" рынок требует уточнения в двух отношениях: для кого он свободен и от кого? Свободным такой рынок является для его субъектов. Им принадлежит так называемый экономический суверенитет. Так, продавцы сами решают, что продавать, кому сбывать продукты и по какой цене. Подобным суверенитетом обладают и покупатели. В силу этого экономические связи на классическом рынке строятся только по горизонтали.

Между контрагентами (лат. contrahens - договаривающийся) складываются партнерские отношения на основе хозяйственного договора, контракта (соглашения, устанавливающего права и обязанности для обеих сторон на какой-то срок).

Рынок первого типа свободен от вмешательства государства и строгого правового регулирования. Ради истины нужно признать, что такая свобода оборачивается своей неприглядной стороной. В наше время из-за своеволия субъектов рынка и несоблюдения ими "правил игры" этот тип рынка получил нелестные названия - "дикий", "блошиный", "нецивилизованный".

Экономика смешанного типа

Смешанная экономика – тип общества, синтезирующий элементы рыночной и командной экономик, в котором механизм рынка дополняется активной деятельностью государства.

Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей.

Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам.

Государство осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или другой степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

Современный мир характеризуется широким разнообразием смешанных моделей. Например, известна шведская система, в которой сердцевиной является социальная политика. Японская модель экономики характеризуется развитым индикативным (рекомендательным) планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. В американской экономике государство играет важную роль в утверждении правил экономической деятельности, регулировании бизнеса, развитии образования и науки. Но большинство решений принимается исходя из ситуации на рынке и ценообразования на нем.

Шведская система характеризуется энергичным участием государства в обеспечении экономической стабильности и перераспределении доходов. Сердцевиной этой системы является социальная политика государства, подкрепленная высоким уровнем налогообложения.

Здесь относительно невелики различия в доходах населения при общем высоком уровне его социального обеспечения. Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Планы представляют собой государственные программы (рекомендательного характера), ориентирующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. В американской экономике государство играет важную роль в утверждении правил экономической игры, развитии образования, регулировании бизнеса.

Фундаментальные параметры рыночного механизма: спрос, предложение, цена

Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка. Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.

На стороне производства выступает предложение, на стороне потребления – спрос. Эти два элемента неразрывно связаны между собой, хотя на рынке противостоят друг другу. Их можно сравнить с двумя силами, действующими в противоположных направлениях. В зависимости от конкретных условий рынка предложение и спрос уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Это выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно иод влиянием цепы и под регулирующим воздействием государства.

Уравновешивающую функцию выполняет цена, стимулируя рост предложения при дефиците и "разгружая" рынок от излишков, сдерживая предложение. Если спрос растет, то устанавливается новый, более высокий уровень равновесной цены и новый, больший объем предложения товаров. И наоборот, снижение спроса ведет к установлению более низкого уровня равновесной цены и меньшего объема предложения.

Уравновешивающая функция цены обнаруживает свое влияние как через спрос при неизменном предложении, так и через предложение при неизменном спросе. При изменяющемся предложении и неизменном спросе также будет устанавливаться иной уровень рыночного равновесия.

Наши рекомендации