Тема 1.5. Эффективность менеджмента

Лекция

Череповец, 2004

Тема 1.5. Эффективность менеджмента

Содержание лекции

Понятие «эффективность менеджмента». Основные принципы эффективного менеджмента. Оценка эффективности менеджмента по факту достижения поставленных целей. Способ оценки эффективности менеджмента по показателям результативности основной деятельности организации.

Экономические показатели эффективности менеджмента. Признаки, которыми характеризуются организации с эффективным менеджментом. Условия осуществления и ограничения эффективного менеджмента в организации. Пути и способы повышения эффективности менеджмента в организации.

Вопросы лекции

1. Сущность эффективности менеджмента

Экономические показатели эффективности менеджмента

* * *

Желание добиться успеха характерно для многих. Но чтобы решить, достигнут ли успех или что необходимо, чтобы добиться успеха, мы сначала должны опреде­лить, что же такое успех. Если спросить, какие организации можно считать успеш­ными, большинство людей начнет перечислять названия хорошо знакомых гигант­ских предприятий. Но если проанализировать эти ответы, то можно увидеть, что размер и прибыльность не всегда могут считаться критериями успеха. Организации суще­ствуют для реализации определенных целей. И если достижение огромного раз­мера не является одной из ее целей, то тогда и малый бизнес может по-своему считаться столь же успешным, как и крупная организация. Организациясчитается добившейся успеха, если она достигла сво­ей цели.

Учебные задачи лекции:

Определение понятия «эффективность менеджмента»

Выявление принципов эффективности менеджмента

Уяснение критериев эффективности управления

Рассмотрение составляющих успеха организации

Анализ методов совершенствования управления

Сущность эффективности менеджмента

Содержание эффективности менеджмента

Возрастание роли управления в условиях рыночной эконо­мики в результате получения организацией экономической сво­боды и полной ответственности за свои результаты ведет к во­влечению в сферу управления дополнительных ресурсов (тру­довых, финансовых, материальных). Для собственника пред­приятия важно не только расходование ресурсов для управле­ния, но и то, насколько управление дает стратегические пре­имущества предприятию на рынке, усиливает его конкуренто­способность, поддерживает общественную значимость пред­приятия. В условиях конкуренции руководители должны забо­титься q производительности и эффективности.

Понятие эффективности управления во многом совпадает с понятием эффективности производственной деятельности ор­ганизации. Однако управление производством имеет свои спе­цифические экономические характеристики. В качестве глав­ного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управляемого объекта.Проблема эффективности управления — составная часть экономики управления, которая включает рассмотрение:

• управленческого потенциала, т.е. совокупности всех ре­сурсов, которыми располагает и которые использует система управления. Управленческий потенциал выступает в матери­альной и интеллектуальной формах;

• затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;

• характера управленческого труда;

• эффективности управления, т.е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реали­зации интересов, в достижении определенных целей.

Эффек­тивность – это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управ­ляющей систем, т.е. интегрированный результат взаимодейст­вия компонентов управления. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает за­планированных результатов. Эффективность управления прояв­ляется в эффективности производства, составляет часть эффек­тивности производства. Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами, – это и есть содержание эффективности как управленческой категории.

На эффективность деятельности менеджера влияет ряд фак­торов:

потенциал сотрудника, его способность выполнять опре­деленную работу;

средства производства;

социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом;

культура орга­низации.

Все эти факторы действуют совместно, в интеграци­онном единстве.

Таким образом, эффективность управления – один из ос­новных показателей совершенствования управления, опреде­ляемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управ­ления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая упрощенная оценка не всегда кор­ректна, так как:

1) результат управления не всегда заключается в прибыли;

2) такая оценка приводит к непосредственному и опосредо­ванному результату, который скрывает роль управления в его достижении. Прибыль часто выступает как опосредованный результат;

3) результат управления может быть не только экономиче­ским, но и социальным, социально-экономическим;

4) затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить.

Наши рекомендации