Тема 1.5. Эффективность менеджмента
Лекция
Череповец, 2004
Тема 1.5. Эффективность менеджмента
Содержание лекции
Понятие «эффективность менеджмента». Основные принципы эффективного менеджмента. Оценка эффективности менеджмента по факту достижения поставленных целей. Способ оценки эффективности менеджмента по показателям результативности основной деятельности организации.
Экономические показатели эффективности менеджмента. Признаки, которыми характеризуются организации с эффективным менеджментом. Условия осуществления и ограничения эффективного менеджмента в организации. Пути и способы повышения эффективности менеджмента в организации.
Вопросы лекции
1. Сущность эффективности менеджмента
Экономические показатели эффективности менеджмента
* * *
Желание добиться успеха характерно для многих. Но чтобы решить, достигнут ли успех или что необходимо, чтобы добиться успеха, мы сначала должны определить, что же такое успех. Если спросить, какие организации можно считать успешными, большинство людей начнет перечислять названия хорошо знакомых гигантских предприятий. Но если проанализировать эти ответы, то можно увидеть, что размер и прибыльность не всегда могут считаться критериями успеха. Организации существуют для реализации определенных целей. И если достижение огромного размера не является одной из ее целей, то тогда и малый бизнес может по-своему считаться столь же успешным, как и крупная организация. Организациясчитается добившейся успеха, если она достигла своей цели.
Учебные задачи лекции:
Определение понятия «эффективность менеджмента»
Выявление принципов эффективности менеджмента
Уяснение критериев эффективности управления
Рассмотрение составляющих успеха организации
Анализ методов совершенствования управления
Сущность эффективности менеджмента
Содержание эффективности менеджмента
Возрастание роли управления в условиях рыночной экономики в результате получения организацией экономической свободы и полной ответственности за свои результаты ведет к вовлечению в сферу управления дополнительных ресурсов (трудовых, финансовых, материальных). Для собственника предприятия важно не только расходование ресурсов для управления, но и то, насколько управление дает стратегические преимущества предприятию на рынке, усиливает его конкурентоспособность, поддерживает общественную значимость предприятия. В условиях конкуренции руководители должны заботиться q производительности и эффективности.
Понятие эффективности управления во многом совпадает с понятием эффективности производственной деятельности организации. Однако управление производством имеет свои специфические экономические характеристики. В качестве главного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управляемого объекта.Проблема эффективности управления — составная часть экономики управления, которая включает рассмотрение:
• управленческого потенциала, т.е. совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления. Управленческий потенциал выступает в материальной и интеллектуальной формах;
• затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;
• характера управленческого труда;
• эффективности управления, т.е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов, в достижении определенных целей.
Эффективность – это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, т.е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов. Эффективность управления проявляется в эффективности производства, составляет часть эффективности производства. Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами, – это и есть содержание эффективности как управленческой категории.
На эффективность деятельности менеджера влияет ряд факторов:
потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу;
средства производства;
социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом;
культура организации.
Все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве.
Таким образом, эффективность управления – один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая упрощенная оценка не всегда корректна, так как:
1) результат управления не всегда заключается в прибыли;
2) такая оценка приводит к непосредственному и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении. Прибыль часто выступает как опосредованный результат;
3) результат управления может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим;
4) затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить.