Принятие любого решения – это всегда выбор альтернативы.
Управленческие решения принимает человек, который выполняет в организации какую-либо управленческую функцию. Менеджер принимает управленческие решения и реализует их с помощью других людей, работающих в организации. Управленческое решение принимается менеджером тогда, когда возникает необходимость в этом. Для этого ставится цель и посредством принятия УР она достигается. Результат, как правило, зависит от многих факторов, которые будут рассмотрены далее.
Управленческое решение – это выбор, которой делает менеджер, выполняя свои должностные обязанности (например, генеральный директор подписал приказ об увольнении сотрудника отдела продаж).
Стоит отметить, что наиболее эффективным управленческим решением является выбор, который будет реально реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.
Основными критериями отличающими управленческие решения являются:
Цели.
Последствия.
Разделение труда.
Профессионализм.
Процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений – сложный процесс. Он требует привлечения группы людей. В этот процесс могут быть вовлечены следующие лица:
Генеральный директор;
Менеджеры среднего и низшего звена;
Элементы системы управления.
Внешние специалисты, консультанты, эксперты.
Принятие управленческих решений на предприятии – это наука и искусство. Роль принятого решения огромна. Важнейший вопрос успешного функционирования предприятия заключается в том, как предприятие может выявлять свои проблемы и решать их. Каждое управленческое решение нацелено на какую-то проблему, а правильное решение – это то, которое максимально обеспечивает цели предприятия. Тем не менее, “определение цели, еще не формулировка проблемы, а без этого нет необходимости в решениях и действиях”[29]. Цели, которые часто пытаются достичь, бывают в ряде случаев недостаточно осознанными. Установление неправильных целей означает неправильно сформулированные проблемы, а, следовательно, неправильные решения, а это приводит к нерациональному расходованию ресурсов. В этой связи очень велика роль руководителя. Ведь управленческое решение не только процесс, но и один из видов мыслительной деятельности и проявления воли человека. Его характеризуют такие признаки:
·возможность выбора из множества альтернативных вариантов (если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения);
·наличие цели (бесцельный выбор не рассматривается как решение);
·необходимость волевого акта лица, принимающего решение (ЛПР), так как ЛПР формирует решение через борьбу мотивов и мнений[30].
Итак, роль руководителя состоит в умении вырабатывать правильное суждение, правильно осмысливать реальные проблемы, а не взятые из типового перечня, и постоянно нацеливать себя на управление, опережающее события. Следует отметить, что выявление проблем является одной из наиболее важных задач в процессе управления вообще и в процессе принятия управленческого решения в частности.
В менеджменте понятие «проблема» используется для обозначения разрыва между желаемым состоянием (прежде всего целями) того или иного предприятия и ее фактическим состоянием. А само решение проблемы рассматривается как средство преодоления такого разрыва, выбор одного из многих объективно существующих курсов действий (альтернатив), позволяющих перейти от наблюдаемого состояния к желаемому.
При существующем в настоящее время разнообразии процедур и моделей принятия управленческих решений возможны различные классификации проблем. Приведем критерии классификации, предложенной А.В. Шегдой[31] (таблица 1).
Таблица 1