Ограничения и условия функционирования организации.

Ограничения накладываются внешней средой организации. Внешняя среда характеризуется сложностью неопределенностью и изменчивостью.

Различается:

· среда прямого воздействия, т.е. все, что оказывает непосредственное влияние на организацию: потребители, конкуренты, поставщики, собственники, инвесторы, государственные органы, нормативные акты

· среда косвенного воздействия, т.е. все, что оказывает на организацию опосредованное воздействие: состояние экономики (конъюнктура), Социально-культурные и географические факторы, политические факторы.

Условияпредставлены внутренней средой организации (внутренние переменные). К внутренним переменным относятся ситуационные факторы внутри организации, которые менеджер может контролировать и регулировать. К внутренним переменным относятся:

· цели организации

· культура организации

· организационная структура

· ресурсы: материальные, трудовые, интеллектуальные

· технология и инновации

Условием можно считать также жизненный цикл организации.

Организация последовательно проходит определенные стадии развития и становления:

· Создание: готовность рисковать, работоспособность, новизна продукции, малые масштабы

· Раннее развитие: стабилизация ассортимента и экономических характеристик, рост масштабов, стабилизация структуры управления

· Позднее развитие: диверсификация, стабилизация имиджа, формирование стабильной уверенности в собственных силах

· Остановка в развитии: нарастание бюрократии, невосприимчивость к инновациям, приростное поведение

· Гибель или возрождение: банкротство и ликвидация организации или обновление управленческой команды и повторение жизненного цикла.

22.Понятие эффективности менеджмента и способы ее измерения.

Эффективность – это универсальная характеристика результативности любой деятельности; она измеряется соотношением полученного в итоге этой деятельности результата к затратам на получение этого результата.

Эффективность не следует путать с эффектом. Эффект и эффективность соотносятся так же, как абсолютный и относительный показатели. Эффект может выражен такими показателями, как выручка, объем продаж, прибыль, экономия издержек, доля рынка, капитализация бизнеса, курс акций на бирже и т.п. Если эффект отнести к затратам на его достижение, можно получить показатели, характеризующие эффективность.

В отечественной и зарубежной практике используется следующие показатели эффективности деятельности:

1. Производительность труда – отношение количества произведенной продукции или выполненных трудовых операций к затраченному на его производство рабочему времени или численности рабочих.

2. Рентабельность продукции – отношение прибыли от продаж продукции к издержкам на ее изготовление.

3. Рентабельность производства – отношение прибыли к стоимости основных фондов и оборотных средств.

4. Фондоотдача основных производственных фондов – отношение объема производственной продукции или услуг к стоимости основных производственных фондов.

5. Эффективность производства (operationsperformance) – объем продукции, деленный на суммарные затраты ресурсов организации.

6. Эффективность организации (effectiveness) – степень приближения организации к поставленной цели.

Любой показатель эффективности имеет аналитический смысл только в сравнении с некоторой базой. Такой базой может быть значение показателя эффективности за прошлый период или значение показателя у других организаций.

Состав критериев эффективности деятельности менеджмента не является нормативным и может определяться руководством организации самостоятельно.

Ниже приводится пример такого перечня критериев:

1. Наличие стратегических конкурентных преимуществ (имеются - отсутствуют).

2. Динамика доли организации на рынке (позитивная или негативная).

3. Уровень технологии основного производства (по отношению к мировому уровню).

4. Экономичность организации (динамика рентабельности продукции и услуг, рентабельность производства, производительности труда).

5. Динамика (позитивная или негативная) инновационности организации.

6. Динамика капитализации.

7. Уровень качества продукции и услуг (динамика количества рекламаций, уровень лояльности потребителей)

8. Уровень удовлетворенности трудом (уровень динамики условий труда, динамка текучести кадров, возможности для получения образования, динамика конфликтности).

Можно оценивать эффективность менеджмента с помощью показателей статистической отчетности:

1. Рентабельность менеджмента: Рм=Пр/Зу * 100 где Рм – рентабельность менеджмента, Пр – прибыль организации, Зу – затраты на содержание системы управления организации. Этот показатель демонстрирует, какой процент от затрат на содержание системы управления организации составляет прибыль организации. Рост эффективности менеджмента характеризуется положительной динамикой этого показателя. Если рост прибыли организации опережает рост затрат на управление, то можно считать, что это положительный результат деятельности команды менеджеров.

2. Отдача затрат на управление: Озупу/3у где Озу– отдача затрат на содержание системы управления, Опу– объем произведенной продукции или услуг, Зу – затраты на содержание системы управления организации. Рост эффективности менеджмента характеризуется положительной динамикой этого показателя. Если рост объема произведенной продукции или услуг организации опережает рост затрат на управление, то можно считать, что это положительный результат деятельности команды менеджеров.

Для повышения эффективности менеджмента менеджеры должны систематически выполнять следующие действия:

1. Совершенствовать организационную структуру.

2. Следить за изменениями во внешней и внутренней среде организации.

3. Обеспечивать условия для роста квалификации сотрудников.

4. Вырабатывать стратегию развития, обеспечивающую долгосрочные конкурентные преимущества организации.

5. Следить за расходами организации, постоянно анализировать их динамику и всячески способствовать их снижению.

6. Обеспечивать использование в производстве и управлении достижения науки и технологии, создавать атмосферу позитивного восприятия инноваций.

7. Разрабатывать эффективную технологию выполнения управленческих процедур.

8. Создавать благоприятный социально-психологический климат в коллективе.

9. Следить за настроениями потребителей, изучать их потребности и ожидания.

10. Формировать общие ценности в коллективе.

23. Признаки и пути достижения эффективного менеджмента.

Признаки эффективного менеджмента, которые выделили Т. Питерc и Р. Уотермен :

1) Максимальное внимание потребителям. Перевернутая основанием вверх пирамида подчеркивает подход образцовых компаний; нужды потребителей определяют всю деятельность предприятия, а персонал, непосредственно контактирующий с потребителями, важнейшая категория работников.

2) Человек - главный ресурс организации. Образцовые компании рассматривают каждого работника как источник идей, а не просто как пару рабочих рук. Управление персоналом строится с учетом психологических особенностей, присущих большинству людей.

3) Ориентация на действие. Не отрицая важность стратегического планирования, маркетинговых исследований и других научных методов, образцовые компании непрерывно экспериментируют, внедряют новые продукты, новые технологии, новые процедуры и т.д. Экспериментирование действует как форма эффективного приобретения новых знаний, которое оказывается менее дорогостоящим и более полезным, чем многие другие методы.

4) Развитие самостоятельности и предприимчивости. Образцовые компании отличают децентрализация управления, развитие самостоятельности, предприимчивости. Предприимчивость, атмосфера поиска создается поддержкой энтузиастов, развитием всех форм деловых контактов между сотрудниками, коллегиальностью управления.

5) Ориентация на общефирменные ценности. Во многих образцовых компаниях повсеместно употребляются истории, лозунги и легенды, связанные с этапами развития организации, а также деятельностью ее видных руководителей и специалистов, которые оказываются очень важными, выражая общие укоренившиеся ценности организации, т.е. ее культуру. Чем сильнее культура организации и чем в большей степени она ориентирована на рынок, тем меньше нужны директивные наставления, организационные схемы, подробные процедуры и правила.

6) Верность своему делу. Некоторая степень диверсификации становится основой устойчивости организации. Но неразборчивая диверсификация - наименее успешная стратегия.

7) Простота и скромность. Руководство образцовых компаний, нацеленное на постоянное совершенствование, не допускают никаких излишеств, стремится к максимальной рациональности.

8) Сильные лидеры. Ценности и методы менеджмента, превращающие организации в образцовые, устанавливаются и развиваются под влиянием сильных, харизматических лидеров.

Повышение эффективности менеджмента в организации должно осуществляться на основе системного подхода. Одним из возможных вариантов такого рассмотрения является «схема 7-С» компании Маккинси, в которой выделены семь взаимосвязанных направлений анализа, оценки и совершенствования системы управления организации

Ограничения и условия функционирования организации. - student2.ru

«Схема 7-С» компании Маккинси.
На основе анализа результатов деятельности организации и исследования ее системы управления разрабатываются и осуществляются следующие меры по повышению эффективности менеджмента, затрагивающие все ее основные элементы:
1. Совершенствование структуры управления организацией, максимальное ее упрощение, децентрализация большинства функций, определение полномочий руководителей с учетом квалификации и личных качеств.
2. Выработка стратегии развития организации на основе анализа ее сильных и слабых сторон, разработка философии и политики организации, охватывающей все ее функциональные области.
3. Разработка информационной системы организации, обеспечивающей эффективную коммуникационную связь между сотрудниками и подразделениями. Разработка системы принятия решений, правил и процедур управления, системы стимулирования.
4. Необходимая для эффективной профессиональной деятельности работника сумма навыков накапливается с помощью системы постоянного повышения квалификации работников на основе обучения, переподготовки, развития инициативы, творчества.
5. Разработка системы подбора, обучения, оценки и перемещения руководящих кадров, планирование карьеры руководителей, применение стиля руководства, адекватного внутренним и внешним факторам, воздействующим на организацию.
6. Применение наиболее эффективных методов подбора персонала, его оценки, формирование работоспособного, совместимого состава работников, создание максимально благоприятного социально-психологического климата.
7. Упорная работа по созданию культуры организации, выработке совместных ценностей, признаваемых и одобряемых сотрудниками.
Работа над повышением эффективности менеджмента может начинаться с любого элемента, того, совершенствование которого является для организации наиболее актуальным. Важно лишь иметь при этом в виду взаимосвязь элементов друг с другом.
В процессе повышения эффективности менеджмента в систему управления организацией вносятся самые разнообразные изменения, в том числе весьма радикального характера. Управление процессом изменений считается одной из самых трудных, но и престижных задач для руководителей, обеспечивающих организационное развитие.

Наши рекомендации