Школа поведенческих наук (бихевиоризм).
Школа человеческих отношений (1930-1950) Бихевиристская школа (1950-настоящее время)
Отличие:
Школа поведенческих наук в отличие от школы человеческих отношений направлена не на налаживание межличностных отношений, а на повышение эффективности отдельного сотрудника, в основе этого повышения – возможности воздействовать на поведение человека. Важным фактором, обусловливающим поведение человека, является степень удовлетворения его потребностей.
- Особенности школы поведенческих наук Представители направления: К.Арджирис, Р.Лайкерт, Д.МакГрегор, Ф.Гердцеберг. Изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти, авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организациях, изменения содержание работы и качества трудовой жизни.
- Основная цель: повышение эффективности организации за счет повышения эффективности её человеческих ресурсов.
- Является продолжением школы человеческих отношений и базируется на достижениях в области психологии и социологии.
По мнению исследователя менеджмента ЛиндэллаУрвика, недостатки этой школы обусловлены тем, что мэйонисты:
• утратили осознание специфики больших социальных и технологических систем;
• приняли своей предпосылкой положение, будто рабочим можно манипулировать, чтобы вогнать его в существующие промышленные рамки;
• исходили из того, что кооперация и сотрудничество естественны и желательны, обойдя значительно более сложные вопросы социальных конфликтов;
• смешали цели и средства, предположив, что удовольствие и счастье в будущем вели бы работников к гармоническому равновесию и успеху организации.
Теория Ф. Герцберга
- Потребности делятся на факторы здоровья и мотивирующие факторы
- Наличие факторов здоровья всего лишь не дает развиться неудовлетворению работой
- Мотивирующие факторы, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней у А. Маслоу и Д. МакКлелланда, активно воздействуют на поведение человека
- Для того чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.
- А Маслоу рассматривал факторы здоровья как нечто, что вызывает ту или иную линию поведения. Ф. Герцберг, напротив, считает, что работник начинает обращать внимание на факторы здоровья только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой.
- 14. Понятие организации как объекта управления
- Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируют для достижения целей.
- Обязательные требования для организации:
- 1) наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью общей группы организаций;
- 2) наличие по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члены группы;
- 3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
- Организация является основным субъектом хозяйственных отношений в современной экономике, потому государство уделяет большое внимание систематизации организаций и законодательному регулированию их статуса.
- Рассмотрение проблемы организации как объекта управления, оценка психологических и социально-психологических процессов, свойственных организации, требуют системного подхода.
- Применение данного подхода означает, что организация является целостным образованием, ее элементы составляют достаточно сложные взаимосвязанные и взаимообусловленные структурные подсистемы. На их функционирование значительное влияние оказывают психологические и социально-психологические процессы, отличающиеся мобильностью и неоднозначностью протекания.
- Организация, как объект управления, как система имеет внутреннюю ,внешнюю и среду косвенного воздействия.
- Внутренняя – цель, структура, технологии, персонал, руководство, имидж, культура
- Внеш.- конкуренты, потребители, поставщики, покупатели, государство и т.д.
- Среда косв.воздействия – инфляция, кризис, политика, географические и природные факторы
-
- 15. Виды организаций и задачи их классификации
-
- Организации бывают формальные и неформальные.
- Формальная организация официально учреждена.Цели формальной организации закреплены в учредительных документах(устав, учредительный договор). Функционирование такой организации регулируется нормативными актами(законами, указами),права и обязанности участников регламентируются нормативными документами(инструкциями, положениями).
- В РФ формальные организации систематизируются в Гражданском кодексе.
- Согласно ГК РФ формальная организации может быть коммерческой и некоммерческой.
- Коммерческая формальная организация основной целью деятельности имеет извлечение прибыли.
- Некоммерческая формальная организация создается для деятельности, имеющей другие цели, нежели прибыль. Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она идет на уставные цели и не распределяется между участниками организации.
- ГК РФ определяет след. Организационно-правовые формы формальных организаций.
- Коммерческие организации
- • Хозяйственные товарищества и общества
- -товарищества: полное товарищество и товарищество на вере(коммандитное)
- -общества: с ограниченной и дополнительной ответственностью –ООО и ОДО;ЗАО и ОАО; дочерние хозяйственные; зависимые хозяйственные общества.
- • Производственные кооперативы
- • Государственные и муниципальные унитарные предприятия: на правах хозяйственного ведения; на правах оперативного управления.
- Некоммерческие организации
- • Потребительские кооперативы
- • Общественные и религиозные организации
- • Фонды
- • Учреждения
- • Объединения юридических лиц(ассоциации и союзы)
-
- К неформальным организациям относятся самопроизвольно возникающие группы людей, подпадающие под определение организации. Она может быть легальной (кружки качества, группа изобретателей) и нелегальной(преступные сообщества, экстремистские организации) Неформальные организации могут быть коммерческими и некоммерческими. Коммерческая деятельность неформальных организаций осуществляется на нелегальной основе.