Использование компонентов JIT в сфере обслуживания.
Система JIT «точно-в-срок» (just-in-time - JIT) единый комплекс мероприятий, осуществляемых для достижения масштабного npоизводства с использованием минимальных материально-товарных запасов деталей и комплектующих, по луфабрикатов и готовой продукции.
Система ЛТ применима к серийному производству. Использование этой системы не всегда требует больших объемов производства и не ограничивается технологическими процессами, предназначенными для серийного выпуска продукции. Ее можно применять везде, к любой повторяющейся работе. При такой системе идеальный размер передаточной партии на каждом рабочем месте - одна единица. Рабочий выполняет свою операцию и передает ее следующему рабочему для продолжения производства. Поскольку рабочие центры могут быть территориально разбросаны, японцы минимизируют время передачи и поддерживают передаваемое количество небольшим, обычно размер партии составляет одну десятую часть дневной производственной нормы. Для поддержания заделов небольшими, а материальных запасов низкими поставщики даже отгружают потребителям комплектующие несколько раз в день. Если все ожидания в очереди сведены до нуля, капиталовложения в материальные запасы и время выполнения заказов минимальны, то фирмы могут быстрее реагировать на изменение спроса и решать проблемы качества.
39)Планирование трудового процесса.
Планирование трудового процесса можно определить как функцию, конкретизирующую трудовую деятельность отдельного работника или группы в определенных производственных условиях. Целью планирования труда является такое совершенствование производственных структур, которое удовлетворяет как требованиям организации и технологического процесса, гак и требованиям персонала и отдельных лиц.
При выборе процесса с учётом требований потребителя и объёмом выпускаемой продукции различают процессно-ориентированную, продукто-ориентированную и смешанную системы.
При планировании процессов применяются следующие инструменты:
* операционные маршрутные карты – карты, указывают маршруты движения заготовок по операциям технологического процесса. Операционная карта может состоять из действия, хранения, перемещения и ожидания;
* схема технологического процесса – наглядно отображает всё, что происходит с продукцией по мере последовательного изготовления на соответствующем производственном оборудовании;
* сборочные схемы и чертежи – использует информацию, представленную в сборочном чертеже; указывает каким способом и в каком порядке отдельные компоненты продукции должны соединяться в процессе сборки.
В зависимости от выбранной технологии и соответствующего оборудования при планировании процесса необходимо учитывать то, что процесс состоит из:
* набора заданий,
* потоков материалов и информации, объединяющих эти задания;
* хранения материалов и процессов.
После того как процесс спроектирован и разработан план его реализации проводится анализ процесса, который заключается в регулировании и балансировании мощностей различных составных частей процесса с целью обеспечения максимального объёма производства или сведения к минимуму издержек по всем используемым ресурсам.
40. Решения, принимаемые при планировании трудового процесса.
На принятие решений при планировании труда оказывают влияние следующие факторы.
1, Контроль качества как часть обязанностей рабочего. Контроль качества, который теперь часто называют "качество у истока",связан с концепцией делегирования полномочий. Делегирование полномочий, в свою очередь, дает рабочему возможность останавливать производственную линию при возникновении проблем с качеством или, в случае неудовлетворительного обслуживания, дает право возмещать клиенту нанесенный ему ущерб непосредственно на рабочем месте.2, Многопрофильное обучение рабочих для выполнения работ, требующих высокой квалификации. Необходимость его возникла в связи со стремлением компаний сократить число работающих при условии, что оставшиеся работники смогут выполнять различные задания и в большем количестве,
3, Бригадная организация и привлечение работающих к планированию и организации работы. Этот подход является характерной чертой всеобщего управления качеством (TQM) и непрерывного улучшения производственного процесса. 4,Информирование"рабочих через телекоммуникационные сети и компьютеры с целью расширения функций рабочих и обеспечения возможности их выполнения, В этом контексте информирование означает не просто автоматизацию работы, а пересмотр всей основы трудового процесса. 5, Широкое использование временных рабочих. Manpower, компания, специализирующаяся на поставке временных рабочих, соперничает с компанией McDonald's как самый большой частный работодатель в США с более чем 500 тысячами списочных рабочих.6.Автоматизация тяжелого ручного труда. 7. Для всех работодателей наиболее существенное влияние на принятие решения по планированию трудового процесса оказывают организационные меры, гарантирующие значимые стимулы и ощутимое вознаграждение за результаты работы.
41. Поведенческие аспекты в планировании трудового процесса
Степень специализации труда
специализация способствует достижению высокой производительности и снижению издержек производства. А с другой - чрезмерная специализация (особенно в массовом производстве продукции) часто оказывает серьезное отрицательное воздействие на рабочих, что, в свою очередь, так или иначе сказывается на результатах функционирования производственных систем.