Лекция 12. продолжение темы «стиль управления».
Трехмерная классификация стилей управления:
Основывается на 3-х факторах:
· ориентация на задачи
· ориентация на отношения
· ориентация на эффективность собственной деятельности менеджера
Сочетание различных уровней названных факторов дает 8 стилей руководства:
1. Администратор. Ориентирован на решение задач, имеет высокий уровень взаимоотношений и обеспечивает принятие эффективных решений
2. Соглашатель. Ориентирован и на задачи, и на отношения, обладает небольшой собственной эффективностью и позволяет воздействовать на себя.
3. Доброжелательный автократ. Высоко ориентирован на задачи и не ориентирован на отношения. Знает, чего хочет и как это получить.
4. Автократ. Высоко ориентирован на задачи и мало ориентирован на отношения, особенно в ситуациях, которые нуждаются в таких отношениях. Невежлив и не уверен в других.
5. Прогрессист. Ориентирован на отношения, но упускает решение задач, полностью доверяет персоналу, озабочен развитием каждой личности.
6. Миссионер. Высоко ориентирован на отношения и совсем мало на задачи. Малоэффективен и более всего заинтересован в гармонии.
7. Бюрократ. Заинтересован в правилах, процедурах, слабо ориентирован и на задачи, и на отношения, желает контролировать ситуацию с учетом собственной выгоды, эффективен в работе.
8. Дезертир. Слабо ориентирован на задачи и отношения. Пассивен, малоэффективен.
При выборе стиля управления можно использовать следующие типовые приемы:
· обезличивание решений – это ситуация, когда менеджер при принятии непопулярных решений дает распоряжение не от собственного имени, а от имени организации
· участие подчиненных – вовлечение подчиненных в процесс обсуждения вариантов решений, убеждение подчиненных через других членов коллектива
· использование дисциплинарных мер. Эффективность применения обусловлена тем, насколько подчиненные ценят связь с организацией.
· информирование подчиненных о том, что происходит на фирме
· постоянство в действиях – это последовательное принуждение к выполнению правил и процедур в организации
Персонализация и персонификация в управлении.
2 подхода,связанные с человеческим фактором: Персонализация и персонификация.
Персонализация –это максимально возможный учет индивидуальных способностей, характеристик, интересов, профессиональных возможностей персонала. То есть это опора на каждого подчиненного в отдельности. Менеджер в каждом подчиненном видит индивидуальность и учитывает это в принятии решений, опирается на сильные стороны персонала и старается исключить проявление слабых сторон. Персонализация во многом определяется квалификацией самого менеджера, а также существующей системой работы с персоналом. Оценка персонала, оценка кадров, аттестация. Большую роль играют организационно-технические возможности:
· возможность проведения тренингов с персоналом
· возможность изучения потребностей, системы ценностей, интересов, мотивов поведения
Персонализация возможна до определенного предела, которым является манипулирование персоналом.Оно может проявляться в:
· подмене целей
· неоправданном использовании энтузиазма, патриотизма, самопожертвования работников
Персонификация –это отождествление стратегии, стиля, ответственности с персоной менеджера. Это постоянное подчеркивание позитивной роли менеджера, его позиции. Это превращение индивидуального стиля менеджера в общий стиль организации. В таких условиях менеджер всегда на виду, он заслоняет коллективную деятельность, он рассматривается как главный решающий фактор. Это главная движущая сила, «генератор».
В реальном управлении персонализация и персонификация существуют в сочетаниях, которые определяются масштабами управления и ситуационными факторами в организации.
ВЛАСТЬ И ПАРТНЕРСТВО.
Концепции и формы власти.
Понятие власти возникло в древнегреческих городах. Власть как понятие зародилась в связи с необходимостью граждан для достижения общих интересов. Власть появляется как насильственное воздействие на поведение людей. До сих пор власть понимается как возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение и деятельность людей.
1.Одна из первых концепций власти появилась в Китае, и создал ее Конфуций (551-478 гг до н.э.)Им сформулирован «Закон идеальных отношений», в котором он выразил принцип «Чего не пожелаешь себе, не делай другим». Конфуций считал, что надо заботиться о благе людей. Идея в том, что нужно достигать любви народной и посредством этого обрести власть. Это идеальный вариант власти.
Государство по мнению Конфуция опирается на мудрость и добродетель правителя. У такого правителя должны быть достойные помощники.
2. Платон (427-347 гг до н.э.) Создал теорию идеального государства. В этом государстве нет частной собственности, женщины уравнены в правах с мужчинами, детей воспитывает государство, а управляют и властвуют лучшие и благородные. Высшей властью является закон.
3. Аристотель (384-322 гг до н.э.). В своем труде «Политика» пишет, что политическое устройство предполагает власть закона, и Аристотель предлагает классификацию форм властии выделяет правильные и неправильные формы власти. Правильные:
· монархия – это власть одного человека, который превосходит всех других. Этот человек – бог между людьми.
· аристократия – это власть немногих, обладающих личными достоинствами. которые ценятся народом
· республика – это власть большинства, притом каждый член большинства хуже каждого из аристократического меньшинства
Неправильные:
· тирания – власть одного человека
· олигархия – власть богатого меньшинства
· демократия – власть толпы
4. Николо Макиавелли. Труд «Государь». Поведением людей руководят 2 основных мотива: страх и любовь. Макиавелли считал, что страх прочнее, а любовь тонка и держится на человеческой благодарности. Макиавелли рекомендует власти быть безжалостной и вероломной и действовать на подчиненных страхом. Государь должен быть отважней льва и хитрей лисицы. Частная собственность при этом является неприкасаемой.
Современные концепции власти:
1. Релятивистские концепции. Рассматривают власть как отношения между партнерами, агентами, при которых один из них оказывает определяющее воздействие на другого. Эти концепции строятся на теории сопротивления, распределении зон влияния, обмена ресурсами.
2. Бихевиористские концепции. Трактуют власть как отношения между людьми, при которых одни подчиняются и выполняют решения других. Внимание сосредоточено на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Люди во власти видя средство улучшения своей жизни, а также престиж, безопасность, свободу, богатство.
3. Системные концепции власти. Они трактуют власть как системообразующее начало в политических системах. В рамках этих концепций выделяют 3 подхода:
· власть как свойство макросоциальной системы
· власть на уровне конкретных систем, организаций, семей
· власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках социальной системы
Назначение власти с точки зрения этих концепций – разрешение постоянных противоречий между необходимостью порядка в обществе и многообразными интересами членов общества, которые могут быть противоречивыми и даже конфликтными.
Власть и управление взаимодополняют друг друга, но не являются тождественными. С одной стороны, власть является необходимым условием управления, а с другой стороны, власть является реализуется через управление.
Власть может принимать разные формы:
· власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий может наказать его путем лишения удовлетворения насущных потребностей и может делать всякие другие неприятности
· власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворять его потребности и доставлять удовольствие
· экспертная власть: исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволяют удовлетворить его потребности
· эталонная власть – власть примера. Характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же
· законная власть: исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и его долг – подчиняться ему.
В случае законной власти огромное значение имеют традиции, поэтому ее называют традиционной. Руководителя пользуются этой властью, так как им делегированы полномочия управлять другими людьми. Эта форма власти является инструментом, с помощью которого руководители заставляют подчиненных работать по достижению целей организации.