Лекция 11. продолжение темы «управленческие решения».
Некоторые организации используют формальные декларации о корпоративных ценностях. Они используются для того, чтобы решения руководства и поведение, действия всех сотрудников отражали систему ценностей фирмы.
· среда принятия решений: решения принимаются в различных обстоятельствах по отношению к риску. Эти обстоятельства традиционно классифицируются как условия определенности, риска и неопределенности. Условия определенности: в таких условиях руководитель может заранее предугадать последствия своих решений. Условия риска: в этом случае результаты решения не являются определенными, но вероятность каждого результата можно просчитать. Вероятность – это степень свершения какого-либо события. Руководство обязано учитывать степень риска при принятии решений, а для этого надо обладать информацией. Условия неопределенности: решения принимаются в ситуации, когда даже потенциальную вероятность события нельзя просчитать. Эта ситуация характерна для чрезвычайных обстоятельств (пожаров, наводнений…). Случаи полной неопределенности в менеджменте редки. Высшими по неопределенности являются наукоемкая среда, политика, социокультурная среда. Сталкиваясь с условиями неопределенности, руководитель может: 1) получить дополнительную информацию, проанализировать ее и принять рациональное решение. 2) если получить информацию не удается, то можно действовать в точном соответствии с опытом. То есть принимается решение, основанное на суждении/опыте. 3) принять интуитивное решение.
· время и изменяющаяся среда: именно время обусловливает изменение ситуации, поэтому решения нужно принимать, пока информация точна. Именно отсутствие времени заставляет руководителей полагаться на опыт и интуицию. Время = невосполнимый ресурс.
· информационные ограничения: получение точной информации – это очень сложно. Информация сегодня – очень дорогой товар, который может многократно возвращаться на рынки. При покупке информации нужно использовать ту, выгоды от приобретения которой будут больше либо равны затратам, но никак не меньше затрат.
· негативные последствия: так как невозможно принять решение без отрицательных последствий (всякое решение = компромисс), то нужно помнить об альтернативной стоимости.
· взаимосвязь решений: одно важное решение провоцирует массу других решений, менее значимых, но влияющих на организацию.
Для эффективного принятия решений необходимо учитывать влияние в идеале всех факторов и выбирать решения с наиболее благоприятными последствиями на долгосрочные перспективы.
Модели и методы принятия управленческих решений.
Моделирование в управлении.Наука «управление» стремится повысить эффективность принимаемых решений с помощью применения количественных методов и моделей. Связано это со школой науки управления. Модель –это форма представления объекта, системы, идеи в виде, отличном от реальности. Главная характеристика модели –упрощение реальности. Моделирование –это способ увидеть варианты будущего и определить потенциальные последствия решений и сравнить их. Моделирование позволяет экспериментировать. Центральная идея науки управления – обеспечить руководителей организации начальной базой для решений проблем взаимодействия элементов организации, т.е. ее подразделений, служб в интересах фирмы как целого, т.е. реализовать системный подход. Специалисты по моделированию оценивают компромиссы, связанные с различием целей подразделений, обеспечивают баланс противоречивых целей и выявляют альтернативные решения.
Отличительные особенности школы науки управления:
· использование научного метода
· системная ориентация
· использование моделей
Научный метод.
Включает в себя 3 момента:
· наблюдение: предполагает объективный сбор и анализ информации по проблеме или ситуации. проводится специалистами штабных подразделений
· формулирование гипотезы: предполагает выявление имеющихся альтернатив и последствий их для ситуации, а также осуществляется прогноз, основанный на этих наблюдениях. Цель такого прогноза – установить взаимосвязи между компонентами проблемы.
· верификация: подтверждение достоверности гипотезы, т.е. наблюдение результатов принятых решений. Если гипотеза признается недостоверной, то следует вернуться к первому этапу, собрать дополнительную информацию и сформулировать новую гипотезу.
Если гипотеза верна, она реализуется.
Системная ориентация.
Нужно помнить, что организация – это открытая система, которая состоит из взаимозависимых взаимосвязанных частей.
Использование модели.
Моделирование используется в силу сложности управления и трудностей проведения экспериментов в реальной жизни. Многие модели очень сложны, и не всякий руководитель может самостоятельно ими пользоваться.
Базовые типы моделей:
· физические (портретные) модели – это увеличение или уменьшение объекта или системы (модели зданий, машин, чертежи…)
· аналоговые модели: заменяют реальный объект налогом, который ведет себя как реальный объект, но не является таковым. Организационные схемы дают представление о цепи прохождения команд, показывают формальные зависимости подразделений и служб.
· математические (символические) модели: для них характерно использование символов для описания свойств и характеристик объектов (формулы).
Этапы построения моделей: 1)постановка задачи; 2) построение модели; 3) проверка на достоверность; 4) применение и обновление модели.
1. Постановка задачи. Это самый важный этап. Проблема должна быть точно диагностирована, менеджер должен отличать симптомы от причин.
2. Построение модели. Осуществляется после правильной постановки задач. Здесь важно определить:
· цель модели
· информацию, которую необходимо получить
· какая информация необходима для построения модели
· экономичность модели
· сложность модели (конечные пользователи не любят сложных моделей)
3. Проверка модели на достоверность. Существуют 2 аспекта: 1) необходимо определить степень соответствия модели реальности, т.е. все ли существенные элементы реальной ситуации включены в модель. Чем лучше модель отражает реальность, тем выше ее потенциал. 2)Возможность использования полученной информации для решения проблемы. Один из способов проверки модели – апробирование ее на ситуации из прошлого.
4. Применение модели. Это один из самых проблемных моментов моделирования. Исследования показывают, что только 60% используется на практике. Основная причина недоиспользования – непонимание руководителями этих моделей или опасения. Поэтому руководителей обязательно нужно учить использованию моделей, показать возможности и ограничения.
5. Обновление модели. Это необходимый этап, т.к.цели организации могут меняться, что будет влиять на критерии принятия решений. Поэтому модели надо модифицировать. Кроме того, происходят изменения внешней среды, новые потребности, поставщики, из-за которых будет нужно изменить исходную информацию для моделирования.
Причины снижения эффективности моделирования:
· недостоверные исходные допущения. Точность моделей зависит от точности предпосылок. Важно правильно определить взаимосвязь элементов внутри модели.
· информационные ограничения: невозможность получить по всем релевантным факторам информацию и встроить ее в модель. Подвижность внешней среды требует частого обновления информации, что может быть нереализуемо. Кроме того, некоторые существенные факторы не поддаются измерению. Построение модели наиболее затруднено в условиях неопределенности. В этих условиях лучше положиться на свой опыт, интуицию