Лекция 4. продолжение темы «школы управления»

Если А.Файоль исследовал функциональные аспекты менеджмента, то Макс Вебер рассмотрел институциональный аспект. «Теория общества и экономическая организация» - эта работа вышла в 1920 году, в ней он исследует проблему лидерства в бюрократической структуре организации и выделяет 3 основных типа организации в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель.

3 типа власти по Максу Веберу:

1. харизматический: личностные качества руководителя заложены с рождения от Бога. Этот руководитель обладает исключительными личностными качествами

2. традиционный: вырастает из харизматического, когда происходит естественная замена руководителя-лидера, а члены организации по традиции подчиняются новому руководителю, как старому.

3. бюрократический (идеал): основан на разделении власти, означает господство канцелярии, главенствует форма, строгое подчинение правилам, процедурам, которые передаются из поколения в поколение.

Особенности бюрократического типа:

· вся деятельность организации расчленяется на операции, выполнение которых закрепляется за отдельными звеньями

· каждый руководитель наделяется формально закрепленной властью и авторитетом, которые действуют внутри организации по принципу иерархии

· система четких правил, инструкций и стандартов определяет порядок работы и ответственность каждого члена организации

· каждый руководитель должен быть беспристрастным по отношению к клиентам и подчиненным, одинаково справедливым со всеми

· каждый член организации должен занимать должность в соответствии с квалификацией. Система продвижения кадров строится по принципу продолжительной работы и успешной деятельности

Богдановв 1917 году выпустил книжку «Всеобщая организационная наука». Доказывал, что все виды управления как в природе, так и в обществе, технически имеют одинаковые черты. Говорил, что нужно создать особую «организационную науку», определял ее задачи, предмет и категории. Его принципы сегодня используются для моделирования экономических процессов.

Гастев –уделял внимание рациональному труду и организации и был за комплексный подход изучения теории управления.

Принципы Гастева:

· принцип демократического централизма (первенство большинства над меньшинством)

· принцип первенства политики над хозяйственным развитием

· плановое ведение хозяйства (в рамках страны это невозможно!)

Американские исследователи управления предложили систему мер, которую назвали адхократией.

Адхократия( с лат.: предназначенный для этого случая) позволяет повысить эффективность работы организаций:

· отказ от жесткой централизации управления

· организация внутрифирменной конкуренции

· децентрализация производства предоставление автономии филиалам, подразделениям

· применение разнообразных моральных стимулов, максимальное использование человеческого фактора

· проведение разработок, исследований для развития конкуренции

· простота управления, минимум бюрократических преград

· постоянный личный контакт управляющих с персоналом

· формирование чувства коллектива, единой команды

Школа человеческих отношений (1930-1950 гг).

Появилась благодаря успехам в психологии, медицине, антропологии, социологии, а также обусловлена необходимостью перехода от экстенсивных методов производства к интенсивным, что потребовало новых форм управления. Создатели этой школы ставили целью применять приемы управления межличностными отношениями для повышения удовлетворенности и производительности работников. Задача: выяснить, как управлять фирмой через систему социальных факторов.

Мэри Фоллет считала, что первоначально должно быть умение добиваться цели, используя труд других людей.

Элтон Мэйо, экспериментатор, ставил эксперименты на заводе, в группах. После 12 лет опыта пришел к заключению, что часто хорошо разработанные операции и хорошая зарплата не обеспечивают повышения производительности труда. Замечал, что работники сильнее реагируют на реакцию со стороны коллег, чем со стороны руководства. Сделал следующие выводы.

Выводы Мэйо:

· производительность работника определяется скорее групповыми нормами, чем его физическими возможностями. Групповые нормы являются неписанными правилами, регулирующими деятельность организации

· работники чаще действуют и принимают решение как члены группы, а не как индивиды, поведение чаще обусловливается групповыми нормами

· велика роль неформальных лидеров для достижения целей группы, установления и поддержания групповых норм

· если руководство проявляет заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников возрастает, что ведет к увеличению производительности

· задача менеджмента в том, чтобы в дополнение к формальным зависимостям развивать плодотворные неформальные связи

Постепенно школа человеческих отношений трансформировалась в школу поведенческих наук, которая стремится оказать помощь работнику как личности в осознании своих возможностей для того, чтобы востребовать их в деятельности организации. Основной задачейэтой школы является повышение эффективности организации за счет полного использования потенциала человеческой индивидуальности. Школа популярна в 60-е годы

Течение этитьюд – отношение к себе и окружающему миру; основная мысль: никто не имеет права оценивать вас, только вы сами, потому что именно вы в ответе за свою жизнь. Рекомендации: анализировать свое поведение и делать выводы.

30 минут утром, 5-днем и 10-вечером надо обниматься и целоваться, чтобы все исправить. 8 минут – для мироощущения, 12 – для роста. 4 – для подъема духа.

Все люди устают на работе, и нужно уметь заряжаться энергией: 1) уметь удивляться; 2) действовать свободно; 3) сохранять достоинство; 4) действовать в согласии с самим собой; 5) помогать другим, уметь идти на жертвы.

Типы жизненных установок (позиций):

· «я в порядке, Вы в порядке»: уверенность в себе, отзывчивость, поддержание доброго отношения с окружающими, спокойствие, адаптация к переменчивым ситуациям.

· «я в порядке, Вы не в порядке»: раздутое самомнение, трудности в общении, подавление других, преувеличение своей роли в работе

· «я не в порядке, Вы в порядке»: неуверенность в себе, склонность к уступкам, неубежденность в своей правоте, безынициативность, жизненный принцип «чего изволите»

· «я не в порядке, Вы не в порядке»: подавленность, отсутствие энергичности, нетворческое отношение к работе, примирение с неудачами, вызывание отрицательного отношения к себе.

Школа науки управления (математическая школа).

Появилась в 50-е годы 20 века благодаря успехам в области математики, статистики, вычислительной техники. Аков, Бир, Форрестор (???)

Методы школы: 1) исследование операций; 2) построение моделей. Модель –абстрактное представление реальности. После создания модели вошедшим в нее переменным задаются количественные значения, что позволяет сравнивать и описывать отношения между ними.

Ключевая характеристика этой школы – замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.

Подходы к менеджменту:

1. Процессный подход: рассматривает управление как процесс непрерывных, взаимосвязанных управленческих функций.

Планирование → Организация → Мотивация → Контроль → Планирование … (цикл).

· планирование. 1) Где находится организация в настоящее время? Оценка сильных и слабых сторон организации: финансы, маркетинг,

производство, научные исследования, разработки, кадры.

2)Куда хотим двигаться? Оцениваются опасности, возможности внешней среды, конкуренция, клиенты, законы.

3) Как достичь желаемого? План – детище функции, это способ, инструмент, с помощью которого обеспечивается

единство направления всех членов организации для достижения цели. Планирование должно осуществляться

непрерывно.

· организация 1) необходимо создать некую структуру, каркас

2) нужно определить, кто должен выполнять конкретное задание, т.е. правильно делегировать полномочия.

· мотивация Суть: члены организации выполняют работу в соответствии с делегированными обязанностями и сообразуясь с планом

В настоящее время для эффективной мотивации необходимо:

1)определить истинные потребности

2) обеспечить возможность полного удовлетворения посредством хорошей работы

· контроль Суть: обеспечение выполнения целей организации. Аспекты:

1) установление стандартов, определение целей на какой-то период времени

2)измерение того, что действительно достигнуто, и сравнение с планом

3) предпринимаются действия по корреляции выполнения от плана

Функции управления связаны двумя процессами: 1) принятие решений; 2) информация, коммуникации (пути сообщения, передача, сбор,

переработка информации).

Наши рекомендации