Лекция 2. продолжение темы «введение в менеджмент».
Стадии развития организации (цикл):
· формирование: важно найти необходимые потребителю товары и услуги и привлечь к ним внимание. Важно организовать продажу, сервис, стать привлекательным для потребителя. Для данной стадии характерна высокая степень финансового риска. Желательно, чтобы в персонале преобладали новаторы: инициативные, готовые рисковать, не боящиеся ответственности
· интенсивный рост (стадия размножения): характеризуется нарастанием количества произведенных товаров и услуг, появляются новые направления деятельности, рост количества структурных подразделений, увеличение числа персонала. При этом степень риска уменьшается, организация начинает заботиться о будущем; письменно фиксируется политика фирмы, основные правила и процедуры работы. Приветствуется тесное взаимодействие персонала, преобладание специалистов.
· стабилизация: данная стадия начинается тогда, когда стабилизируются источники доходов. Происходит закрепление организации на рынке, максимизируется уровень продаж, рентабельности. Задача – поддержание организации в состоянии равновесия, снижение издержек. Стадия характеризуется хорошо развитой системой управления, организация успешно функционирует согласно установленным правилам, сотрудники достигают максимальных результатов. Риск минимален
· спад (кризис): снижается эффективность работы, часто ниже границ рентабельности (т.е. прибыльности), организация перестает быть прибыльной. Чаще всего в таком случае происходит ликвидация (распродажа) активов организации. Экономически возникает проблема сокращения работающих, снижения объема производства. Задача – спасти предприятие. Результат стадии – гибель или возрождение организации путем нахождения нового товара/услуги. Характерна для любых организаций, даже долго существующих и процветающих.
Кроме стадий развития организации проходят еще и 4 цикла, которые характеризуются различными типами ценностных установок.
Циклы организации:
· тусовка: характерны межличностные контакты, общение, создание коллективных принципов, коммуникаций
· механизация: упорядочение организационных структур, привлечение на работу специалистов
· внутреннее предпринимательство: максимизируется участие каждого сотрудника в работе организации (для наибольшего удовлетворения клиента)
· управление качеством: характерна ориентация каждого сотрудника на качество.
Менеджеры и их функции.
Бизнесмен– это владелец капитала, который берет на себя риск по открытию дела. В организации бизнесмен может не занимать определенной должности, но чаще он играет роль топ-менеджера.
Менеджер – наемный управляющий какого-либо уровня. Общее в работе менеджера: 1) неоднородность работы; 2) разнообразие; 3) фрагментарность.
Роль менеджера –набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению и конкретной должности. Каждый человек может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание.
Факторы, которые влияют на менеджера:
· экономические условия
· принятые в организации обычаи, правила, процедуры
· ожидания подчиненных
· ожидания руководства
· технология организации
· образование, воспитание, система ценностей, личный опыт
· система вознаграждений, принятых в организации
· сила профсоюза
Функции менеджера: 1) планирование; 2) организация; 3) мотивация; 4) контроль.
Планирование. Планомерность – это объективное требование пропорциональности. Планирование – это субъективная деятельность людей по поддержанию этой планомерности. Планирование – основа успешного осуществления всех решений.
Организация. Это специальный вид деятельности по налаживанию и координации внутрихозяйственных связей.
Мотивация. Позволяет заставить сотрудников делать работу и выполнять задачи. Это побуждение себя и других к достижению целей. Мотивация предполагает лидерство – это оказание влияния на других в ходе достижения целей фирмы.
Контроль. Отслеживает соответствие фактических результатов запланированным и вносит коррективы в фактическое состояние дел.
С точки зрения функций, управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля.
Уровни управления:
· руководители низового звена: находятся непосредственно над работниками, осуществляют контроль деятельности. К ним относятся бригадир, мастер, старшая медсестра, зав. кафедрой. Работа этих руководителей отличается большим разнообразием совершаемых операций. Более 50% времени проводят в общении с подчиненными. Мало контактов с начальством.
· руководители среднего звена: деканы, зав отделами… Их работа характеризуется содержанием и задачами подразделений, а не организации в целом. Они являются «буфером» между низшим и высшим звеном, в основном подготавливая информацию для менеджеров высшего звена. Число менеджеров среднего звена удваивается каждые 10 лет. Примерно 90% времени менеджеры среднего звена проводят в устном общении.
· руководители высшего звена: президенты, генералы, министры… Отвечают за принятие важнейших решений. Чаще всего, у них ненормированный рабочий день. 59% времени занимают запланированные встречи, заседания. 22% - работа с бумагами.10% - незапланированные встречи. 6% - разговоры по телефону. 3% - поездки, осмотры. Руководитель высшего звена должен видеть альтернативу и альтернативную стоимость. Он должен оценивать внутреннее состояние фирму, знать ее сильные и слабые стороны и также оценивать внешнюю среду по развитию рынка и скорости его роста, позиции конкурентов. Топ-менеджер должен решать задачи: 1) что конкретно делать; 2) когда делать; 3) кто несет персональную ответственность; 4) как оценивать результаты работы; 5) как это будет отражаться на материальном поощрении сотрудников.
Способности и таланты, необходимые в менеджменте:
· концептуальность: должен представлять работу организации с концепции единства всех ее составляющих
· умение адаптировать работу фирмы к изменяющимся условиям
· навыки стратегического планирования
· оперативность: умение быстро и квалифицированно выбирать оптимальный вариант
· аналитичность: умение применять методы диалектического и экономического анализа
· администрирование: навыки принятия организационных решений и умение решать процедурные вопросы
· коммуникационность: умение передавать идеи и разработки одинаково хорошо и в устной, и в письменной форме
· коммуникабельность: умение строить благоприятные отношения как внутри фирмы, так и за ее пределами.
· необходимый объем технических знаний: ПК и др.