Два направления поведенческой школы
Поведенческая школа возникла на основе усилий тех, кто признает важность человека на
рабочем месте и тех, кого интересуют групповые процессы. Сегодня среди представителей этой
школы можно встретить тех, кто имеет образовательную подготовку в области общественных на-
ук, включая психологию, социологию, антропологию, социальную психологию и промышленную
психологию, и применяет свои звания к решению проблем в области торгово-промышленной дея-
тельности.
Сторонников поведенческой школы в основном интересует поведение людей. Они счита-
ют, что поскольку управление охватывает те вещи, которые делаются людьми, эффективные ру-
ководитель должен понимать важность таких факторов, как потребности побудительные мотивы,
стимулы, лидерство, личностные характеристики, поведение, рабочие группы и регулирование
изменений, так как все это оказывает влияние на способность руководителей осуществлять
управление. Все представители поведенческой школы разделяют эти взгляды, но одни делают
упор на индивидуальное поведение, а другие не групповое. Таким образом, поведенческая школа
состоит из двух направлений: направление межличностного поведения (между членами коллек-
тива) и направление группового поведения (концепция людских ресурсов).
Представители поведенческой школы, которые интересуются межличностными отноше-
ниями и ориентируются на психологию личности и социальную психологию их интересует в ос-
новном поведение отдельного человека. Авторы и ученые, принадлежащие к этому направлению,
в основном ориентированы на психологию личности, и большинство из них имеют образование в
области психологии. Они уделяют основное внимание личности как социальному и психологиче-
скому существу и ее мотивациям. К ним принадлежат те, кто рассматривает отношения между
членами организации как искусство, которые даже руководители, неумело пытающиеся изобра-
жать из себя психиатров-любителей, могут понять и применять на практике. Это те, кто рассмат-
ривает менеджера как лидера, и может даже приравнять управление к руководству, считая тем
самым все «управляемые» виды деятельности как находящиеся "под руководством».
Представители этого направления считают, что руководителю нужно понять отдельного
человека, а не всю рабочую группу для того, чтобы эффективно выполнять свои обязанности.
Другие исследователи придерживаются социологического подхода – исследующие группо-
вое поведение. Его часто путают, с родственным ему направлением межличностного поведения,
охватывает тех, кто рассматривает менеджмент как социальную систему или совокупность куль-
турных взаимосвязей. Известные в целом как направление группового поведения, они являются
по своему характеру исключительно социологическими и рассматривают человеческие организа-
ции как системы взаимозависимых групп, имеющими сходные первичные и вторичные признаки.
Р. Лайкерт пишет, что организация лучше функционирует, если ее персонал из отдельных
индивидуумов превращен в членов групп с общими целями. Более мелкие группы составляют бо-
лее крупные, имеющие те же принципы.
Парсонс и вслед за ним такие социологи, как Дж. Койл и Беккер, Баш и Берриен, Дж. Элд-
ридж и другие, пропагандируют многочисленные преимущества группы как основной ячейки усо-
160 Гвишиани Д.М. Организация и управление, с.389-391
115
вершенствования общества: группа «повсеместна», она создает условия для «большего взаимо-
понимания и уменьшения конфликта интересов», «мобилизует важные источники влияния на ин-
дивидуальность» и позволяет изменять поведение, а также социальные институты на «благо ин-
дивидуальности и общества».
Этот подход варьирует от изучения небольших групп с их культурными и поведенческими
моделями до изучения поведенческих характеристик больших групп. Часто его называют изуче-
нием "организационного поведения", и термин "организация" может употребляться в значении
"система", "модель" или любой набор групповых взаимосвязей внутри фирмы, правительственно-
го органа, лечебного учреждения или любого другого предприятия.
Сторонники направления группового поведения рассматривают руководителя как челове-
ка, который должен взаимодействовать с группами и иметь с ними дело. По этой причине они
уделяет большое внимание изучению как формальных, так и неформальных организаций.
Хотя направление межличностного поведения особое внимание уделяет отдельному че-
ловеку (психология), а направление группового поведения считает наиболее важным знание
группового поведения (социология), по существу они взаимосвязаны. Группа состоит из отдель-
ных лиц, но целое фактически больше, чем сумма его отдельных частей. Как психология, так и
социология, имеют важное значение для сторонников поведенческого направления независимо от
приоритетов, задаваемых каждой области в любом данном проекте.
В табл. 5 приводится сравнение концепции отношений между членами коллектива и кон-
цепции людских ресурсов. Из таблицы видно, что сторонники теории взаимоотношений между
членами коллектива хотят, чтобы с людьми обращались хорошо, а сторонники теории людских
ресурсов хотят, чтобы люди хорошо использовались. Между этими двумя подходами существуют
большие различия.
Таблица 5