Моделированию систем производственного
И операционного менеджмента
При составлении заданий была использована монография [9]. Звездочками отмечены задания повышенной сложности.
Задание 1 Модель парикмахерской
В парикмахерскую могут приходить клиенты двух типов. Клиенты первого типа желают только стричься. Распределение интервалов их прихода 35±10 мин. Клиенты второго типа желают постричься и побриться. Распределение интервалов их прихода 60+20 мин. Парикмахер обслуживает клиентов в порядке «первым пришел — первым обслужен». На стрижку уходит 18+6 мин., а на бритье 10+2 мин.
В парикмахерской оборудовано только одно место для обслуживания клиентов, менеджер рассматривает возможность установки второго дополнительного места. Методом имитационного моделирования определите, насколько целесообразно оборудование второго места и прием на работу второго парикмахера.
Доходы от работы парикмахерской определяются количеством клиентов, обслуженных в течение рабочего дня (9 часов с часовым перерывом на обед), убытки определяются временем простоев парикмахера (в отсутствие клиентов) и количеством необслуженных клиентов в очереди.
Моделирование проведите для рабочей недели (6 дней по 8 часов).
148
Задания по имитационному моделированию
Задания по имитационному моделированию
149
Задание 2
Модель обслуживания производственного
Участка
На некоторой фабрике в кладовой работает один кладовщик. Он выдает запасные части механикам, обслуживающим станки и устанавливающим эти части на станках, выходящих из строя. Время, необходимое для удовлетворения запроса механика, зависит от типа запасной части, причем запросы бывают двух категорий (см. таблицу).
Категория запроса | Интервалы времени прихода механиков (сек) | Время обслуживания (сек) |
420±360 | 300±90 | |
360±240 | 100±30 |
Кладовщик обслуживает механиков по принципу «первым пришел — первым обслужен» независимо от категории запросов.
Поскольку сломанный станок ничего не производит, простой механика в очереди приносит убыток 9 долл. в час (0,25 цента в секунду). Эта стоимость не зависит от того, за какой запасной частью ушел механик. Руководство считает, что среднее число механиков, простаивающих в очереди, можно уменьшить, если запросы категории 2 в кладовой будут удовлетворяться быстрее запросов категории 1, т. е. запрос категории 1 будет обслуживаться только в том случае, если в очереди нет ни одного запроса категории 2. (Очередь механиков упорядочена по приоритетам.)
Постройте имитационную модель и смоделируйте работу системы обслуживания механиков в течение 8-часового рабочего дня. Модель должна дать ответ на следующие вопросы.
1. Уменьшится ли среднее число механиков, ожидающих в очере
ди, при приоритетном обслуживании по сравнению с бесприоритет
ным?
2. Сколько денег будет сэкономлено за рабочий день при приори
тетном обслуживании?
Задание 3 Модель мойки автомобилей
Необходимо решить, какое число мест на стоянке следует отвести для автомобилей, ожидающих мойки. Интервалы времени между приходами автомобилей на мойку распределены экспоненциально со средним значением, равным 5 мин. Время мойки автомобиля также распределено экспоненциально со средним значением в 4 мин. Если клиенты приезжают на мойку и не находят свободного места для ожидания, они уезжают и моют свой автомобиль в другом месте.
Исследуйте на имитационной модели, как зависит доля обслуженных и уехавших клиентов от числа мест на стоянке. Имитацию проведите для одного, двух и трех мест на стоянке для машин, ожидающих мойки. Каждая конфигурация должна имитироваться для полного рабочего дня (8 часов без перерыва). Поскольку необслуженные клиенты и пустующие места на стоянке приносят убытки, определите на модели такое количество мест, которое минимизирует эти убытки.
150
Задания по имитационному моделированию
Задания по имитационному моделированию
151
Задание 4 Модель технического контроля изделий
Собранные телевизионные приемники после сборки проходят испытания на станции технического контроля. Если в процессе контроля оказывается, что функционирование телевизора ненормально, его переправляют на участок наладки, после которой он вновь возвращается на станцию контроля для повторной проверки. После одной или нескольких проверок телевизор попадает в цех упаковки. Описанная ситуация иллюстрируется схемой, приведенной на рисунке.
Телевизионные приемники попадают на станцию контроля каждые 5±2 мин. На станции работают два контролера, каждому из них на проверку телевизора нужно 9±3 мин. Примерно 85 % телевизоров проходят проверку успешно и попадают в цех упаковки, остальные 15 % попадают на участок наладки, на котором работает один рабочий-наладчик. Наладка занимает 30±10 мин.
Задание 5 Модель продовольственного магазина
Небольшой продовольственный магазин состоит из трех прилавков и одной кассы на выходе из магазина. Время между приходами покупателей распределено экспоненциально со средним значением 75 сек. Войдя в магазин, каждый из покупателей берет корзину и может обойти один или несколько прилавков, отбирая продукты. Вероятность обхода конкретного прилавка приведена в таблице. Время, требуемое для обхода прилавка и число покупок, выбранных у прилавка, распределены равномерно. Подробная информация по каждому из прилавков также приведена в таблице.
Прилавок | Вероятность покупок у прилавка | Время, затраченное на покупки у прилавкаг(сек) | Число покупок, сделанных у прилавка (штук) |
0.78 | 120±60 | 3±1 ; | |
0.55 | 150±30 | 4±1 | |
0.82 | 120±45 | 5*1 |
После того как товар отобран, покупатель становится в очередь к кассе. Уже стоя в очереди, покупатель может захотеть сделать еще 2+1 покупки. Время обслуживания покупателя в кассе пропорционально числу сделанных покупок, на одну покупку уходит 3 сек для проверки. После оплаты продуктов покупатель оставляет корзину и уходит.
Постройте модель обслуживания покупателей в магазине, проведите моделирование 8-часового рабочего дня, определите нагрузку кассира и максимальную длину очереди перед кассой. Определите максимальное число корзин, одновременно находящихся у покупателей.
Контролеры
Постройте имитационную модель системы и оцените с ее помощью, сколько мест на стеллажах необходимо предусмотреть на станции технического контроля и на участке наладки. На одном месте на стеллаже может храниться один телевизор, ожидающий контроля или наладки, соответственно.
152
Задания по имитационному моделированию
Задания по имитационному моделированию
153
Задание 6