Раздел 6. Фирма на рынке ресурсов
Тема 12. Особенности функционирования ресурсного рынка. Спрос на ресурс. Предложение ресурса. Равновесие на ресурсном рынке. Цели работников фирмы: модель самоуправляющегося предприятия. Проблема конфликта интересов собственника и управляющего. Экономика эффективного менеджмента: цели и ограничения.
Теоретические положения по разделу
Ресурсы (факторы производства) – это экономические блага, используемые для производства других экономических благ.
Рынки ресурсов различаются между собой по тому, насколько отдельные покупатели или продавцы имеют возможность влиять на цену ресурса, изменяя спрос на него или его предложение.
В условиях совершенно конкурентного рынка продавцов и покупателей ресурса настолько много, что ни один из них в отдельности не в состоянии повлиять на рыночную цену ресурса. Поэтому цена определяется взаимодействием общего спроса и предложения на ресурсном рынке (рис. 21)
Рис. 21. Равновесие на конкурентном рынке ресурса
Отдельная фирма - покупатель ресурса - принимает эту цену как данную. По данной цене она может купить любое количество ресурса. Кривая предложения ресурса для конкурентной фирмы, следовательно, горизонтальна
Кривая предложения ресурса для конкурентной фирмы совпадает с ее предельными затратами на ресурс (MIC). Предельные затраты фирмы на ресурс это приращение ее суммарных затрат (DTC) при увеличении количества ресурса (DR) на 1 ед.: MIC=DTC/DR. Поскольку фирма покупает каждую следующую единицу ресурса по одной и той же рыночной цене, ее предельные затраты на ресурс постоянны и равны цене ресурса: MIC=PR.
Спрос на ресурс
Ресурс покупается для производства. Для максимизации своей прибыли фирма сопоставляет предельный выигрыш от использования дополнительной единицы ресурса с предельными затратами на него.
Предельный выигрыш измеряется предельным доходом от предельного продукта ресурса (MRP). Он представляет собой дополнительный доход (DTR), приносимый использованием дополнительной единицы ресурса (DR): MRP=DTR/DR.
Если фирма является совершенно конкурентной не только на рынке данного ресурса (как покупатель), но и на рынке готовой продукции (как продавец), то каждую свою дополнительную единицу продукции она реализует по одной и той же рыночной цене. Иными словами, предельный доход такой фирмы равен цене товара MRP = MP*P.
Условие максимизации прибыли фирмы на рынке ресурса:До тех пор пока очередная единица ресурса (затраты на единицу ресурса равны его цене MIC) приносит больший дополнительный доход, нежели он сам обходится фирме (MRP>MIC), фирма приобретает этот ресурс, увеличивая тем самым свою прибыль. Соответственно максимум прибыли достигается в точке, когда MRP=MIC
Кривая спроса фирмы на ресурс от его цены может быть представлена как кривая MRP. Точка пересечения кривых MRP и MIC на графике дает оптимальное количество используемого ресурса:
Рис. 22. Спрос фирмы на ресурс
Кривая спроса фирмы на ресурс может сдвигаться под воздействием следующих факторов:
- Изменения спроса на готовый продукт – чем он выше, тем выше и спрос на ресурс;
- Изменений в технологии, воздействующих на величину предельного продукта ресурса;
- Цены ресурсов заменителей – чем они выше, тем выше и спрос на рассматриваемый ресурс;
- Количество используемых дополняющих ресурсов. Так, если фирма увеличивает используемый капитал, она, как правило привлекает и большее количество работников – кривая спроса на труд смещается вправо.
Отраслевой спрос на ресурс – это суммарный спрос всех фирм, действующих в отрасли. Кривая отраслевого спрос на ресурс получается посредством горизонтального суммирования кривых спроса отдельных фирм.
Соответственно рыночный спрос на ресурс – суммарный спрос со стороны всех отраслей, использующих данный ресурс.
Предложение ресурса
Линия рыночного предложения ресурса имеет восходящий наклон: если все фирмы и отрасли хотят купить больше ресурса, они могут сделать это только по более высокой цене:
В отношении материальных ресурсов (машины, сырье, полуфабрикаты и т.д.) это обусловлено ростом предельных затрат их производства в связи с законом убывающей производительности.
Предложение труда отдельным работником. Когда он решает, сколько часов ему следует работать, он соизмеряет предельный доход от продажи труда – цену труда (часовую ставку заработной платы) с альтернативной стоимостью часа труда. В качестве последней выступает стоимость свободного времени, потерянного вследствие работы.
Для определения количества труда, предлагаемого работником к продаже при данной ставке заработной платы, можно использовать аппарат кривых безразличия. Кривая безразличия в данном случае показывает разные комбинации дохода (I) и свободного времени (H), при которых благосостояние работника остается прежним. При этом предельная норма замены дохода досугом (MRSHI) показывает от какого дохода работник может отказаться при увеличении свободного времени на 1 ед. с тем, чтобы его благосостояние осталось прежним.
Бюджетная линия определяется в том же пространстве «досуг - доход». Ее уравнение: I=w(24-H), где w – часовая ставка заработной платы. Отсюда вытекает, что если человек вообще не будет работать, у него окажется 24 часа свободного времени и 0 ден. ед. дохода. В противоположном случае – работа круглые сутки – отдых составит 0 часов, а доход будет: I=24w.
Максимального благосостояния работник достигнет в точке касания кривой безразличия бюджетной линии, в которой его предельная норма замены дохода досугом будет равна часовой ставке заработной платы (MRSHI=w). При этом он предпочтет отдыхать H* часов, получая доход I* ден. ед.
При повышении ставки заработной платы альтернативная стоимость часа отдыха возрастает, а потому эффект замены побуждает работника замещать досуг работой, т.е. увеличивать предложение труда.
В обратном направлении действует эффект дохода. Этот эффект связан с тем, что рост заработной платы делает работника богаче, а значит он стремится к увеличению потребления всех благ, в т.ч. и досуга. Два эффекта воздействуют на предложение труда в разных направлениях. Какой из них окажется сильнее – зависит от психологических особенностей конкретного человека. Обычно при низких ставках заработной платы эффект замены оказывается сильнее эффекта дохода, при дальнейшем росте цены труда эти эффекты уравновешивают друг друга, а если заработная плата возрастает еще больше, эффект дохода действует уже сильнее. Таким образом, кривая индивидуального предложения труда сначала имеет положительный наклон, затем становится вертикальной и наконец загибается влево.
Рыночное предложение труда составляет сумму индивидульных предложений всех работников данной профессии и квалификации. Оно зависит от численности трудовых ресурсов и готовности людей продавать свой труд. Первая определяется демографическими факторами, а вторая – наличием нетрудовых источников дохода и альтернативной стоимостью труда.