Эффект информационной асимметрии
Основан на недостатке информации о качестве товара у потребителя, и он вынужден ориентироваться только на цены: высокая цена — высокое качество.
- Эффект ценовых ожиданий
Основан на относительном изменении цен во времени. Покупатель, ожидая, что в будущем цены будут расти, увеличивает свое потребление даже при текущем росте цен, так как для него сегодняшние цены все равно меньше, чем будущие. В результате, рост цен на товар сопровождается ростом спроса на него.
Предложениемназывается количество блага, которое все производители могут и хотят произвести и продать в течение данного времени и при определенных условиях.
Основные факторы предложения:
1) цена данного товара;
2) прибыльность товаров, являющихся «конкурентными» данному товару в производстве (фермер может выращивать картофель, а может - морковь);
3) прибыльность товаров, дополняющих данный товар в производстве (природный газ может добываться попутно с нефтью);
4) затраты производителей (цены на ресурсы, технология);
5) государственные налоги и дотации;
6) количество производителей;
7) цели производителей;
8) природные условия;
9) ожидания производителей.
Закон предложения: Чем выше цена данного товара, тем большее его количество производители хотят продать в течение данного времени и при прочих неизменных условиях.
В зависимости от временного периода и действия технологических законов характер кривой предложения может меняться.
1. Мгновенный период, который представляет собой некий текущий слепок рынка, при этом все факторы производства рассматриваются как фиксированные. В результате неизменности факторов производства, предложение также становится фиксированным, несмотря на изменения цен
2. Короткий период,который характеризуется неизменностью постоянных ресурсов (оборудования, производственных зданий) и изменением переменных ресурсов (сырья, материалов, рабочей силы). В результате, до некоторого объема производства (Qmax )предложение может расти, но затем постоянный ресурс исчерпывается (все станки полностью задействованы) и рост производства становится невозможным — предложение товара становится неизменным несмотря на рост цен.
3. Длительный период,в котором все факторы производства могут изменяться (появляются новые станки, строятся новые производственные здания, нанимается рабочая сила, закупается сырье и материалы). Мри этом характер предложения может иметь несколько разновидностей:
а) стабильное предложениеобусловленное действием закона пропорциональной отдачи, т.е. с ростом объемов производства издержки на единицу выпускаемой продукции не изменяются, и продавец может увеличивать выпуск при одной и той же цене. Подобная ситуация достаточно редка, поскольку в долгосрочном периоде стабильность условий производства обеспечить сложно. Как возможный пример может выступать ситуация с удержанием цен фирмами-оли-гополистами, которые стабилизируют рынок, контролируя свои издержки.
б) предложение при возрастающих затратахвозникает благодаря действию закона возрастающих затрат, который гласит, что, начиная с некоторого объема производства, на производство одной дополнительной единицы продукции требуется все большее количество ресурса (из-за исчерпания подходящих для производства данной продукции ресурсов). Таким образом, затраты единицы производимой продукции растут и требуют для увеличения объемов производства соответствующего роста цен.
в) предложение при убывающихзатратах возможно как результат применения ресурсосберегающих технологий или роста масштабов производства, позволяющее уменьшать издержки на дополнительно выпускаемую единицу продукции.
Равновесное состояние рынка,характеризующееся совпадением ценовых и количественных предпочтений покупателей и продавцов, можно рассматривать как с позиции изменения равновесной цены (модель Вальраса), так и с позиции изменения равновесного количества товара (модель Маршалла).
Равновесие по Вальрасу объясняется следующим образом. Изменение цены выше равновесной (с Р0до Р1) приводит к тому, что агенты предложения готовы предложить на рынок количество товара Qs, что больше равновесного количества Q0 и больше того количества, что готовы купить агенты спроса по возросшей цене QD. В результате на рынке возникает избыток предложения, что создает давление на цены в сторону их понижения, т.е. в сторону равновесного уровня цен.
Равновесие по Маршаллу:
Изменение количества предлагаемой на рынок продукции, например, с равновесного уровня Q0 до уровня Q1, приводит к разной оценке товара покупателями и продавцами. Цена спроса PDоказывается выше цены предложения Рs, стимулируя тем самым продавцов повышать цены до уровня равновесной цены Ро и увеличивать предложение товара до уровня Qо. В итоге на рынке устанавливается равновесие.