Финансы организации представляют собой систему внутренних и внешних хозяйственных отношений, возникающих в процессе формирования и использования ее денежных ресурсов.

Специфика финансовой системы предприятия определяется объе­мом и структурой капитала, технологией основной деятельности, дли­тельностью производственного цикла и характером нарастания затрат в его рамках, природно-климатическими факторами, экономическими условиями. Все эти обстоятельства влияют на величину, источники, структуру, особенности движения финансовых средств, например ско­рость их оборота, возможность получения доходов.

Первоначальное формирование финансов происходит в момент соз­дания организации за счет взносов учредителей.

На действующих предприятиях основным источником финансовых ресурсов служат: прибыль от основной деятельности, амортизацион­ные отчисления, начисленная, но не выплаченная заработная плата, поступления от продажи ценных бумаг, банковские ссуды, страховые выплаты, бюджетные субсидии, дивиденды, прибыль от проведения финансовых операций и др.

Схему финансовых ресурсов предприятий можно представить в следующем виде.

1. Ресурсы, образуемые за счет собственных и приравненных средств:

доходы (прибыль от основных видов деятельности);

поступления (амортизация, целевые взносы, устойчивые пассивы, реализация выбывшего имущества);

2. Ресурсы, привлеченные путем выпуска ценных бумаг и получе­ния кредита.

3. Ресурсы, поступившие в порядке распределения (от страховых органов, вышестоящих структур, проценты, дивиденды).

На предприятиях эти ресурсы предназначены для финансового обеспечения воспроизводственного процесса, т. е. покрытия текущих затрат и осуществления инвестиций.

В рамках повседневной деятельности финансовые отношения воз­никают при оплате поставок, получении банковских и коммерческих кредитов, страховании, распределении прибыли, дивидендов, выплате заработной платы, погашении долгов, процентов, уплате налогов, крат­косрочном финансировании и др.

Перспективная финансовая деятельность связана с осуществлением инвестиций в реальные объекты, ценные бумаги, банковскую сферу, а также привлечением на длительный срок ресурсов путем собственной эмиссии ценных бумаг и получения долгосрочных ссуд.

Финансовые ресурсы некоммерческих организаций мобилизуются ими из различных источников в зависимости от вида и характера их услуг — платного или бесплатного. Этими источниками могут быть средства бюджетов различных уровней, оплата за выполненные рабо­ты и услуги, выручка от сдачи в аренду имущества, дополнительные взносы, прочие поступления. В целом они образуют фонд финансовых ресурсов учреждения и используются на заработную плату, возмеще­ние материальных и приравненных к ним затрат.

Для общественных объединений основным источником средств яв­ляются членские взносы. Использование ими финансовых ресурсов происходит по следующим основным направлениям:

1) платежи органам финансово-банковской сферы;

2) инвестирование в реальные объекты;

3) инвестирование в ценные бумаги и банковские депозиты;

4) образование поощрительных и социальных фондов;

5) благотворительные взносы.

Большинство современных хозяйствующих субъектов по закону обладают финансовой самостоятельностью, что создает прочную осно­ву для эффективного управления их финансовыми отношениями (де­нежным оборотом, формированием и использованием фондов денеж­ных средств, финансовыми результатами, инвестициями и пр.) с помо­щью методов финансового ^менеджмента.

Перед финансовым менеджментом стоят следующие основные за­дачи:

1) разработка концепции организации финансовых отношений и управления финансами предприятий (финансовой политики), обеспе­чивающей высокую доходность, защиту от риска, финансовую устой­чивость;

2) определение основных направлений использования финансов на текущий период (финансовой тактики) и долгосрочного курса на пер­спективу (финансовой стратегии) с учетом внутренних и внешних ус­ловий деятельности организации. Соответственно финансовый ме­неджмент может быть тактическим и стратегическим. Последний наце­лен на поиск путей накопления капитала;

3) осуществление практических действий по привлечению, распре­делению и перераспределению и использованию финансовых ресурсов организации. В рамках этих действий происходит:

управление основным капиталом (приобретением имущества, арен­дой, лизинговыми операциями и др.) и оборотными активами;

финансовое обеспечение хозяйственных процессов за счет внешне­го финансирования, самофинансирования, кредитования и осуществле­ния соответствующих мероприятий;

определение оптимального объема производства с целью максими­зации финансовых результатов;

обеспечение финансовой устойчивости организации и управление рисками, проведение в необходимых случаях финансового оздоровле­ния;

управление процессами инвестирования и портфелем ценных бу­маг, оценка их эффективности;

определение цены фирмы;

создание финансовых резервов;

финансовое планирование;

анализ финансовой деятельности и контроль за финансовой дисци­плиной— обязательным для всех предприятий, организаций и учреж­дений порядком ведения финансового хозяйства и соблюдения уста­новленных норм и правил выполнения финансовых обязательств.

§ 2. Финансовое планирование и финансовый контроль

Основу финансового управления составляет финансовое планиро­вание.

Его главными объектами являются формирование, регулирование состава и структуры и распределения финансовых ресурсов.

Принципами финансового планирования являются:

выбор направлений вложения средств, обеспечивающих предельно высокую рентабельность;

учет срока окупаемости;

использование наиболее экономичных способов финансирования долгосрочных затрат;

обеспечение сбалансированности рисков, учет инфляционных про­цессов.

Финансовое планирование бывает текущим и перспективным.

Перспективное является способом реализации финансовой стра­тегии и обеспечивает оптимизацию величины продаж, себестоимо­сти, прибыли, рентабельности, финансовую устойчивость, платеже­способность. Оно конкретизируется в годовых финансовых планах (бюджетах), увязывающих вложения средств и источники их финан­сирования.

Общий плановый бюджет состоит из прогнозного отчета о прибыли, прогнозного баланса, бюджета денежных средств и подразделяется на операционный и финансовый.

В состав операционного бюджета входят: бюджет затрат на производство, реализа­цию, бюджет материальных запасов, бюджет общих административных расходов; про­гнозный отчет о прибыли.

Бюджет затрат на производство отражает объем производства и изменение матери­альных запасов.

В бюджете реализации определяется сумма денежных средств, которые фирма мо­жет получить от клиентов.

Бюджет материальных запасов определяет потребности в них и служит основой пла­нирования закупок.

Финансовый бюджет состоит из бюджета денежных средств и прогнозного баланса.

Основными инструментами текущего финансового планирования являются: годовой баланс доходов и расходов, сметы образования и использования фондов денежных средств, оплаты труда, средств, на­правляемых на развитие и совершенствование основной деятельности, резервных и социальных фондов.

Баланс доходов и расходов имеет следующую структуру:

1) доходы и поступления средств (включаются все финансовые результаты, кроме полученных от банков и государства из бюджетных и внебюджетных фондов);

2) расходы и отчисления средств (отражает использование финансовых результатов на расширенное воспроизводство, стимулирование, организационные и прочие расходы, например благотворительность, приобретение ценных бумаг);

3) кредитные взаимоотношения с банковскими учреждениями (получение и возврат ссуд, уплата процентов). Раздел состоит из доходной и расходной частей;

4) взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами. Раздел также состоит из доходной и расходной частей. Он отражает налоговые платежи в бюджет, внебюд­жетные фонды и ассигнования из них.

Третий и четвертый разделы — балансирующие. Превышение платежей в бюджет и внебюджетные фонды над ассигнованиями должно быть равно разнице между доходами (1 разд.) и расходами (2 разд.) с учетом сальдо по кредитным взаимоотношениям.

Баланс доходов и расходов позволяет:

выявить возможные финансовые последствия принимаемых реше­ний;

проверить правильность расчетов;

рассчитать финансовые коэффициенты;

определить желательный объем реализации продукции и услуг.

Для облегчения работы может составляться вспомогательная «шах­матная таблица» к годовому плану, в которой по вертикали приводятся направления использования финансовых ресурсов, а по горизонтали — их источники. Она позволяет балансировать доходы и расходы по статьям, определять резервы, формировать фонды денежных средств.

Помимо баланса доходов и расходов на предприятиях составляется также платежный баланс.

Структура платежного баланса выглядит следующим образом.

1. Доходы и поступления.

1.1. Остаток финансовых средств на начало периода.

1.2. Поступление средств в течение периода: от реализации продукции и услуг;

от реализации материальных средств и материальных ресурсов;

авансовые поступления, в том числе предоплата;

планируемые внереализационные поступления;

арендная плата;

поступления по лизингу;

поступления по векселям;

дебиторская задолженность;

финансовая помощь;

выручка по ценным бумагам;

выручка от продажи валюты;

заемные средства;

бюджетные средства;

прочие поступления.

2. Расходы и отчисления.

2.1. Первоочередные платежи на неотложные нужды.

2.2. Налоговые платежи в бюджетную систему.

2.3. Отчисления на социальное страхование и во внебюджетные фонды.

2.4. Платежи по усмотрению предприятия: расходы на оплату труда;

оплата поставок материалов, работ, услуг, в том числе авансы, предоплата, аренда, командировки, хозяйственные расходы, погашение ссуд, займов и процентов, оплата векселей, плата подрядчикам, прочие платежи.

Всего расходов. t

Превышение поступлений над расходами и платежами.

Превышение расходов и платежей над поступлейиями.

Остаток денежных ресурсов на конец периода.

Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и исполнении платежного календаря — финансового документа, отра­жающего поступление и использование денежных средств. С его по­мощью создается полное представление о состоянии и использовании финансовых ресурсов предприятия, платежей и расчетов, контролиру­ется составление смет, выпуск и реализация продукции и т. п.

Платежный календарь обеспечивает оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных обязательств, позволяет отслежи­вать состояние собственных денежных средств и при необходимости привлекать банковский и коммерческий кредит.

Финансовое планирование включает финансовый контроль, объ­ектами которого являются:

правильность и своевременность перечисления средств в фонды предприятий по всем установленным источникам финансирования;

соблюдение заданной структуры доходов с учетом потребностей производства и социального развития;

целесообразность и эффективность использования финансовых ре­сурсов;

осуществление платежей и расчетов;

состояние финансовых показателей.

Финансовый контроль основывается на нормативах размеров фон­дов денежных средств и источников их образования, смете денежных доходов и расходов и пр. К основным методам его осуществления от­носятся:

1) проверка по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов;

2) анализ по периодической или годовой отчетности с целью выяв­ления состояния финансовой дисциплины, уровня выполнения плана;

3) обследование, отличающееся от проверки более широким кру­гом вопросов;

4) ревизия — проверка финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период. Ревизии могут быть полными и частичными, темати­ческими и комплексными, плановыми и внеплановыми, выборочными и сплошными, документальными и фактическими, иметь в качестве объектов денежные средства или материальные ценности. По результа­там ревизий составляется акт.

§ 3. Управление прибылью н рентабельностью

Основным источником пополнения финансовых ресурсов коммер­ческой фирмы является прибыль от производственно-хозяйственной деятельности, поэтому в задачу финансового менеджмента входит по­иск путей ее увеличения.

Прибыль организации представляет собой разность меэвду отпу­скной ценой продукции или услуг и затратами, связанными с их производством. Поскольку цена обычно складывается на рынке и от предприятия мало зависит, объектом финансового менеджмента стано­вится в данном случае нахождение оптимального объема выпуска про­дукции, при котором величина прибыли была бы максимальной.

Кроме того, бывают случаи, когда предприятиям приходится рабо­тать с убытком. Такая ситуация на первый взгляд кажется парадок­сальной, но нужно иметь в виду, что временная остановка производст­ва и его возобновление в благоприятной ситуации могут потребовать значительно больших затрат, чем продолжение производства, пусть да­же в режиме убыточности. Определение момента, когда производство необходимо останавливать, а когда несмотря на убытки продолжать, также входит в задачу финансового менеджмента.

Для решения перечисленных задач требуется точное значение ве­личины производственных затрат. Их можно разделить на две груп­пы: постоянные и переменные. Постоянными считаются те, которые остаются прежними при изменении объема производства. К ним отно­сятся: амортизационные отчисления, управленческие расходы, средст­ва, необходимые на содержание и эксплуатацию зданий, их ремонт и др. Некоторая часть этих расходов относится к условно-постоянным, так как при достижении определенного порогового значения объема производства они изменяются (это касается, например, затрат на управление), но между соседними пороговыми значениями они ста­бильны.

Переменные затраты изменяются строго пропорционально объему производства. К ним относятся расходы на покупку сырья, материа­лов, оплату труда производственных рабочих и некоторые другие. Та­кие затраты должны окупаться в обязательном порядке, ибо в против­ном случае предприятие будет нести чистые убытки. Поэтому, если переменные расходы начинают превышать продажную цену продук­ции, производство сворачивается.

С постоянными затратами дело обстоит сложнее, поскольку они уже понесены. Если производство остановить, то эти затраты будут полностью потеряны (оборудование изнашивается даже при бездейст­вии), но при продолжении производства они будут хотя бы частично возвращаться. Если сюда прибавить дополнительные затраты, связан­ные с возобновлением деятельности, то станет ясным, почему, несмот­ря на убытки, предприятия продолжают работать.

Для того чтобы четко ориентироваться в ситуации, необходимо знать, какой минимальный объем продукции необходимо производить (или реализовывать), чтобы работа в целом была бы прибыльной. Он определяется с помощью следующей формулы:

Постоянные затраты

у _

безубыт цена единицы продукции - переменные затраты на единицу продукции

При разнообразном ассортименте показатель переменных затрат на единицу продукции заменяется коэффициентом соотношения перемен­ных затрат и ожидаемого объема реализации.

В то же время, целесообразно определять и максимально допусти­мый с экономической точки зрения объем производства. Он достигает­ся тогда, когда дальнейшее увеличение затрат не приносит дополни­тельной прибыли.

Определение величины прибыли в зависимости от объема реализа­ции происходит с учетом операционного рычага, или ливериджа. Его действие основывается на том, что при стабильных ценах рост объема реализации продукции приводит к тому, что доля постоянных затрат в цене сокращается, а следовательно, при неизменной доле переменных, увеличивается прибыль, и наоборот. Причем повышение объема про­изводства приводит к более быстрому росту прибыли, а сокраще­ние — более быстрому ее падению.

Насколько быстрее изменяется прибыль по сравнению с объемами производства определяет показатель, называемый сила операционного рычага (СОР):

Прибыль + Постоянные затраты СОР= .

Прибыль

Помимо абсолютного размера прибыли финансовый менеджмент оперирует ее относительной величиной — прибыльностью, или рента­бельностью. Так,рентабельность собственного капитала (отноше­ние прибыли к акционерному капиталу) является одним из важ­нейших показателей, характеризующих положение фирмы. Его размер определяет спрос на акции, их цену, а таким образом, и це­ну самого предприятия. Поэтому в задачу финансового менеджмента входит поиск возможностей повышения значения данного показателя.

Эти возможности заложены в нем самом, поскольку для решения проблемы достаточно уменьшить долю собственного капитала в поль­зу заемного. Но такие действия сопряжены с большим риском, по­скольку одновременно повышается опасность банкротства, если креди­торы потребуют срочного возврата ссуды. Кроме того, использование в больших масштабах заемного капитала связано с выплатой значи­тельных процентов, что уменьшает прибыль, но зато ускоряет ее по­ступление.

Повышение рентабельности собственного капитала за счет исполь­зования заемных средств получило название эффекта финансового ры­чага. Манипулирование финансовым рычагом позволяет увеличить рентабельность собственных средств до полутора раз с соответствен­ным ростом степени риска. В свете этого требуется нахождение опти­мальной величины эффекта финансового рычага. (Ее расчет произво­дится с помощью достаточно сложной формулы, которую можно най­ти в специальной литературе.)

§ 4. Управление финансовыми инвестициями

Под финансовыми инвестициями понимаются долгосрочные вложения денежных средств с целью получения постоянного дохо­да (финансовой ренты) или крупной единовременной выплаты.

Если объектом реальных инвестиций служат производственные объек­ты, приносящие в процессе эксплуатации прибыль, то объектом фи­нансовых инвестиций являются ценные бумаги (акции и облигации), а также банковские депозиты.

Инвестиции в банковские депозиты являются достаточно надеж­ным способом вложения средств, так как крупные банки разоряются сравнительно редко. Ставка ссудного процента по депозитам относи* тельно невелика, стабильна и незначительно варьирует от банка к бан­ку, поэтому на практике стоит вопрос выбора не столько выгодной ставки, сколько наиболее подходящего банка, предоставляющего нуж­ный комплекс финансовых услуг.

Обычно ставку банковского процента принимают за «точку отсче­та», базу сравнения для определения выгодности вложений в ценные бумаги. Такое инвестирование с целью получения дивиденда на акции и процента по облигациям считается весьма привлекательным. Осо­бенно это касается дивидендов по простым акциям. Их величина не фиксируется, поэтому в зависимости от успехов фирмы может быть весьма большой. Кроме того, в случае продажи акций можно получить доход на курсовой разнице.

Инвестировать в ценные бумаги имеет смысл только в том случае, если: это наиболее доходный из всех возможных вариантов вложений, ожидаемый доход выше, чем можно получить в банке; рентабельность инвестиций выше темпа инфляции (это относится также и к инвести­циям в банковскую сферу).

Совокупность ценных бумаг, которые фирма приобретает с целью извлечения постоянного дохода, получила название фондового порт­феля, При управлении им постоянно приходится решать две взаимоис­ключающие задачи: обеспечивать его максимально возможную доход­ность (которая прямо пропорциональна риску вложений) и одновре­менно максимально возможную надежность. Последнее может быть достигнуто преимущественным инвестированием в государственные ценные бумаги — облигации и казначейские обязательства.

Фондовый портфель может состоять из ценных бумаг различного срока действия, иметь региональную, отраслевую, национальную или международную ориентацию.

В зависимости от конкретного содержания фондового портфеля принято выделять четыре типа «наборов».

1. «Портфель роста», содержащий ценные бумаги, курс (цена) которых постоянно увеличивается. Он ориентирован на привлечение капитала, так как по такого рода акти­вам обычно выплачиваются минимальные доходы.

2. «Портфель дохода», состоящий из бумаг, которые приносят высокие дивиденды и проценты. Поскольку отношение последних к курсовой стоимости бумаг выше среднего уровня, она, в отличие от предыдущего случая, растет относительно медленно.

3. «Портфель дохода особого рискового капитала», включающий ценные бумаги мо­лодых, рисковых фирм, стремящихся к быстрому расширению своей деятельности.

4. «Портфель стабильного дохода», объединяющий, как правило, государственные облигации и ценные бумаги, выпущенные наиболее крупными и стабильными компания­ми. Они высоко надежны, хотя и не столь прибыльны, как предыдущие.

Практика показывает, что целесообразнее всего иметь сбалансирован­ный портфель ценных бумаг, что требует учета следующих факторов:

соотношения стратегических и тактических целей и задач развития фирмы;

состояния рынка ценных бумаг (насыщенности, динамики курсовой стоимости, наличия законодательных льгот или ограничений по их по­купке, владению, сложности перехода от одного владельца к другому);

общего положения в экономике страны в целом и в отдельных от­раслях и регионах;

поддержания необходимой ликвидности (т. е. «продаваемости») этих бумаг:

Существуют следующие виды стратегии управления портфелем ценных бумаг:

1) стратегия постоянной суммы. При повышении курса ценных бумаг часть портфе­ля продается;

2) стратегия постоянного соотношения. Поддерживается постоянный удельный вес соответствующих видов ценных бумаг в портфеле;

3) стратегия затратного усреднения, применяемая в условиях спокойного состояния рынка. Ее суть состоит в том, что череэ определенные периоды постоянная сумма вкла­дывается в простые акции, и, если их курс растет, то они реализуются, а дисконт идет на депозит в банк или в облигации для формирования фонда следующих покупок;

4) стратегия переменного соотношения. Удельный вес отдельных видов ценных бу­маг в портфеле связывается с биржевыми индексами.

Управление портфелем ценных бумаг заключается в планировании и регулировании его состава в целях сохранения и увеличения стоимо­сти капитала на основе роста курсовой стоимости активов, расшире­ния масштабов деятельности (за счет поглощения конкурентов, постав­щиков сырья), а также снижения общего хозяйственного и финансово­го риска.

Такое управление основывается на оценке эффективности инвести­рования, которая может осуществляться несколькими способами:

1) путем сравнения среднегодовой рентабельности инвестиций со ставкой банковского процента;

2) на основе сопоставления доходности вложений с уровнем ин­фляции. Как и в предыдущем случае, доходность вложений должна быть более высокой;

3) исходя из срока окупаемости. Последний приближенно можно получить с помощью деления общей суммы инвестиций на ожидае­мую величину дохода;

4) путем сопоставления объемов инвестиций, необходимых для по­лучения дохода заданной величины;

5) с помощью графического отображения денежных потоков. Гра­фик, получивший название «кэш-флоу», имеет форму диаграммы, со­стоящей из столбиков, расположенных вдоль горизонтальной оси в хронологической последовательности. Высота столбиков соответствует величине денежного потока (инвестиций или дохода) за период, а ши­рина — продолжительности этого периода. Причем, столбики, характе­ризующие инвестиции, размещаются под осью, а характеризующие до­ходы — над ней;

6) на основе сравнения рентабельности вариантов инвестиций (от­ношение суммарного или ежегодного дохода к их величине), в том числе с учетом дисконтирования.

Понятие дисконтирования является одним из наиболее важных в финансовом менеджменте. Общепринято, что наличные деньги ценят­ся выше, чем будущие поступления, поэтому сегодняшняя их сумма эквивалентна гораздо большей завтрашней. «Законных» оснований здесь вполне достаточно: неудобства, причиняемые субъекту отказом от текущего потребления, риск инфляции, невозврат ссуды и др.

Для того чтобы определить эквивалент сегодняшней суммы денег, скажем, через год, исходную ее величину А нужно умножить на выра­жение (1 + г), где I означает некую минимально допустимую норму до­ходности вложений, например, ставку банковского процента. Для оп­ределения эквивалента исходной суммы через два года такую опера­цию нужно повторить дважды и т. д. В обратном порядке происходит действие, если нужно определить сегодняшний эквивалент будущей суммы В. Последняя в этом случае делится на указанное выражение, называемое дисконтным множителем, столько раз, сколько лет (пе­риодов) отделяет получение этой суммы от сегодняшнего дня.

Такая операция и получила название дисконтирование. С ее помо­щью происходит приведение будущих денег к сегодняшним условиям.

Чтобы оценить эффективность различных направлений инвестиций и выбрать наиболее подходящий вариант, определяется величина чис­того дисконтированного (приведенного) дохода. Для этого дисконти­руется поток инвестиций и поток дохода за соответствующий период и определяется разность между ними.

Уровень эффективности инвестиций, при которой имеет место ра­венство этих двух потоков, называется внутренней нормой доходно­сти. Если она ниже ставки ссудного процента, то свободные средства целесообразно инвестировать в банковские депозиты, а если выше — в наиболее выгодные объекты в соответствии с финансовой стратегией фирмы, разумеется, с учетом риска.

Помимо дисконтированного дохода для оценки эффективности ин­вестиций можно пользоваться показателем дисконтированной рента­бельности. Для этого на их дисконтированную величину нужно разде­лить дисконтированную сумму дохода. Дисконтированная рентабель­ность инвестиций равна 1, если дисконтированный доход равен нулю. Более высокий ее уровень обеспечивает дополнительную доходность инвестиций, и, следовательно, целесообразность их реализации в дан­ных условиях, а более низкий — неэффективность.

§ 5. Управление текущими финансовыми операциями

Управление текущими финансовыми операциями в основном сво­дится к управлению денежным оборотом, т. е. движением денег в на­личной и безналичной формах. Его целями являются: ускорение посту­пления платежей и снижение таким образом дебиторской задолженно­сти; замедление процесса погашения собственных выплат (в том числе и налоговых), т. е. увеличение задолженности кредиторской; миними­зация кассовых остатков наличности. Рассмотрим некоторые из этих моментов подробнее.

Дебиторская задолженность возникает во взаимоотношениях с покупателями, заказчиками, поручителями, дочерними организациями и др. и может быть сомнительной, если не обеспечена гарантиями и не погашена в срок. Поэтому состояние дебиторской задолженности должно находиться под постоянным контролем.

Управление дебиторской задолженностью происходит, например, на основе дифференцированного подхода к партнерам. Для одних ис­пользуются методы материальной заинтересованности, например, пре­доставление скидок в случае досрочной платы счетов; для других практикуется предоплата поставок.

Методом снижения дебиторской задолженности является факто­ринг. Его суть постоит в том, что факторинговая компания или соот­ветствующий отдел банка после необходимой проверки кредитоспо­собности покупателя берут на себя обязательство выплачивать продав­цу причитающиеся ему деньги, независимо от их реального поступле­ния. Таким образом, за вознаграждение они становятся собственника­ми неоплаченных платежных требований и возлагают на себя связан­ный с ними риск.

Несмотря на достаточно высокие затраты, факторинговое обслужи­вание весьма выгодно продавцам, так как освобождает их от трудоем­ких и дорогостоящих операций по ведению счетоводства, гарантирует своевременное поступление платежей, предотвращение безнадежных долгов и др.

Продавцы могут заключать также договоры с факторинговыми ор­ганизациями о предварительной оплате ими поставок в объеме до 80 % их стоимости. Способом уменьшения дебиторской задолженно­сти может быть также продажа безнадежных с точки зрения кредитора долгов.

Управление кредиторской задолженностью имеет два направления. С одной стороны, речь идет о поисках путей законного снижения нало­гов (не уклонения, а именно — снижения); с другой — о нахождении способов отсрочки платежей (опять же, на законном основании). К со­жалению, в настоящее время неплатежи, в том числе и по заработной плате собственным работникам, остаются хроническим явлением.

Важное значение для финансового управления, даже в краткосроч­ном периоде, приобретает учет инфляции, которая обесценивает все виды поступлений, платежей и активов организации (имущества, запа­сов, накопленных амортизационных отчислений, прибыли и др.), в ре­зультате чего их истинная величина оказывается меньше номинальной. В то же время, инфляция завышает реальную величину налогов.

Задачей текущего финансового управления является также предот­вращение или ослабление финансовых рисков.

Для успеха финансового управления специалисты рекомендуют не­укоснительно соблюдать правила осуществления финансовых опера­ций, к которым относятся:

использование финансовых средств строго по назначению и в уста­новленные сроки;

финансирование долгосрочных инвестиций за счет долгосрочных кредитов или собственных средств, а инвестиций с повышенным рис­ком— только с помощью последних;

осуществление всех сделок только при наличии гарантий платеже­способности (собственной и контрагентов);

выбор способов инвестирования, приносящих максимальный эф­фект;

продажа, по возможности, за наличные, а покупка — в кредит (на­личные поступления важнее обещанной прибыли);

кредитование других на минимальный срок, а привлечение креди­тов — на максимальный;

сближение сроков получения и использования средств; снижение затрат на безвозвратное финансирование.

Краткие выводы по главе

В условиях рынка прочное финансовое положение организации яв­ляется едва ли не главным условием достижения ею успеха. В связи с этим финансовое управление приобретает несравненно более важное значение, чем это имело место в рамках административно-командной экономики. Сегодня финансовые решения определяют производствен­ные, а не наоборот, как это часто бывало прежде.

Важная роль финансового менеджмента в немалой степени обу­словлена тем, что в настоящее время возникает все больше и больше коммерческих структур, основанных преимущественно на финансовых отношениях, финансовом контроле, а производственные и управленче­ские связи в них практически отсутствуют. Их экономический успех обеспечивается в первую очередь за счет финансового управления.

Финансовые проблемы, как правило, носят стратегический харак­тер, поэтому их решение сосредоточено на высшем уровне управления фирмой. Здесь происходит формирование и распределение фонда фи­нансовых ресурсов фирмы, определяются направления финансовых по­токов. Отдельные подразделения, даже если они обладают хозяйствен­ной самостоятельностью, сконцентрированы в основном на производ­ственных задачах.

Глава 24 УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

§ 1. Понятие и виды ряска

Деятельность организации всегда связана с определенным риском, т. е. потенциально существующей опасностью потери ресурсов или не­дополучения доходов по сравнению с запланированным уровнем, или с иной альтернативой. Но предприниматели идут на риск, так как его оборотной стороной является возможность получения дополнительно­го дохода.

Риск можно рассматривать двояко. С одной стороны, это событие, которое может произойти или не произойти, вследствие чего возможен отрицательный, нулевой или положительный результат (технический, социальный, экономический и пр.). С другой стороны, риск—это субъективная оценка такого результата и обусловленных им дохода или потерь.

Источником риска является неопределенность хозяйственной си­туации, возникающая из-за множества переменных факторов и случай­ностей, неполноты информации о хозяйственных процессах, а также особенностей личности предпринимателей. Иными словами, риск име­ет объективное и субъективное происхождение.

Выделяют следующие функции риска:

1) инновационная. Рисковое решение может вести к более эффек­тивному производству;

2) регулирующая. Способность рисковать является залогом успеха организации, хотя риск может оказать на нее и дестабилизирующее влияние;

3) защитная. Риск — естественное состояние и требует от менедже­ра и предпринимателя воспитывать терпимость к неудачам;

4) аналитическая. Политика риска предполагает необходимость вы­бора, а следовательно, изучения и прогнозирования ситуации, состав­ления планов.

Рассмотрим классификацию рисков.

С точки зрения источника возникновения риски подразделяются на внутренние и внешние.

Внешние риски связаны с окружением организации. Они могут быть: макроэкономическими и микроэкономическими. На те и другие влияют два рода факторов: 1) прямого воздействия — законодательное регулирование, произвол властей, налоговая система, взаимоотношения с партнерами, конкуренция, коррупция и рэкет; 2) косвенного воздейст­вия— политическая и экономическая обстановка в стране, экономиче­ское положение отрасли, стихийные бедствия, международные события.

Внутренние риски связаны с особенностями самой организации. Основным видом внутреннего риска считается кадровый, обусловлен­ный практической невозможностью предсказать поведение людей в тех или иных ситуациях.

По степени опасности для предприятия выделяют допустимый риск (угроза потери прибыли), критический риск (возможность несения те­кущих убытков); катастрофический риск (банкротство).

С точки зрения целесообразности можно говорить об оправданном и неоправданном риске. Границы между ними в различных сферах деятельности неодинаковы.

По возможности избежать потери риски могут быть преодолимыми и непреодолимыми. Непреодолимые риски бывают страхуемыми и не- страхуемыми. Риск можно частично переложить на других, но полно­стью избежать его нельзя.

По причинам возникновения выделяют:

1) политические риски (национализация, введение экономических ограничений, войны, конфликты, беспорядки). Они могут быть нацио­нальными, региональными и международными;

2) технические риски (получение отрицательных результатов, не­достижение поставленных целей, побочные явления, сбои, поломки).

По мнению экспертов, можно дать следующую оценку технических рисков: риск пожара — 0,08, взрыва — 0,13, молнии — 0,06, самовозгорания — 0,013, бури — 0,013, наводнения — 0,02, падения самолета — 0,006;

3) производственные риски (снижение объемов выпуска, простои, брак; рост затрат, преждевременный износ оборудования). Основными рисками в производственном предпринимательстве являются: риск не­востребованности продукции, неисполнения контракта, усиления кон­куренции и ухудшения конъюнктуры, возникновения непредвиденных обстоятельств и затрат, потери капитала;

4) предпринимательский риск — неспособность поддерживать уро­вень доходов на вложенный капитал. В России предпринимательский риск весьма высок.

Причины этого следующие: необязательность, безответственно<

Наши рекомендации