Определение показателей машинизации работ
Согласно ведомости затрат труда общие затраты труда на модернизации верхнего строения пути с принятым комплексом машин составляют Аобщ = 131040 чел×мин или Аобщ= 131040/480 = 273 чел×дней. При фронте работ в “окно” Lфр = 1250 м.
Удельная трудоёмкость ремонта пути определяется по формуле:
Туд = Аобщ/ Lфр 5.1
Туд = 273/1,25 = 218,4 чел×дней/км.
Производительность труда, как величина обратная трудоёмкости, составит:
П = 1/Туд5.2
П= 1/218,4=0,218км/чел×дн.
По трудоёмкости процесса, и принимая интервал между “окнами” равным t = 2, устанавливают численность рабочих:
Z = Туд/t 5.3
Z = 218/2 = 109 чел
Доля ручного труда, вытесняемого машинами, измеряется уровнем механизации:
Ум = (Ар – ар)100/Ар %, 5.4
где Ар – затраты ручного труда на производственный процесс, если бы он выполнялся полностью вручную, чел×дн;
ар– затраты ручного труда, остающиеся в производственном процессе при намеченной механизации, чел×дн.
Основные производственные фонды необходимые для механизации работ целесообразно систематизировать в форме таблицы 5.1.
Механовооружённость труда определяется по формуле:
М = åЦi/Zсп 5.5
где åЦi – суммарная стоимость основных производственных фондов;
Zсп – количество монтеров пути.
М = 118099530/38=3107882 руб/чел,
Энерговооруженность труда
Э = åNдв/Zсп 5.6
где åNдв =6858кВт– суммарная мощность силовых установок путевых машин,
q=0.2 кг/кВт ч – удельный расход топлива;
Рэн=12 руб/кг – стоимость топлива.
Э= 6858/104= 65,94 кВт/чел.
Себестоимость модернизации верхнего строения пути при варианте его механизации, обусловлено суммой:
Сi = Cам + Сртi+ Cзп + Cэн+ Cтр + Cм, 5.7
где Cамi – амортизационные отчисления,
Cам= 0,01Цi аi/Lгруб/км, 5.8
аi – норма амортизационных отчислений, % ;
Lг – годовой объём работ, км/год);
Cамi= 0,01∙118099530/60=19683,3руб.
Сртi - расходы на ремонты и техническое обслуживание машин
Сртi=0,01Цi вi/Lгруб/км, 5.9
вi – расходы на ремонт и техническое обслуживание основных фондов, %
Сртi=0,01∙10∙118099530/60=196832,5 руб
Cзпi – заработная плата машинистов
Cзпi=НзпАкмiрзпруб/км, 5.10
Нзп =2,5 коэффициент, учитывающий начисления на зарплату,
Акмi – трудоёмкость работ, чел×дн/км,
рзп =500 - средняя зарплата, руб/чел×дн;
Cзпi=2,5∙218,4∙500=273000 руб.
Cэн – энергетические затраты
Cэн=НэнåNдвijt0qрэн/l0руб/км, 5.11
где Нэн =1,15 коэффициент, учитывающий расходы на смазочные и
обтирочные материалы,
j =5ч.- коэффициент, учитывающий время работы двигателей машин в “окно”
q =0.2 – удельный расход топлива, кг/кВт×ч,
рэн – стоимость топлива, руб/кг);
Cэн=1,15∙5∙110∙0,2∙20/1,25=75712 руб.
Cтрi– транспортные затраты на перемещение материалов и машин между базой
и местом работ (
Cтрi={Nлрл[(2Lу + Lк)/u + t0 + tб] + Nокрок(2Lу+ Lк)/u}/Lфрруб/км, 5.12
где Nл – число осей в рабочих поездах,
Lу – расстояние между базой и участком работ, км,
Lк =1,25– протяжённость участка работ, км,
u -10 - скорость движения рабочих поездов, км/ч,
рл =1000– стоимость локомотив×часа, руб/локомотив×ч,
рок =15– стоимость осе×км, руб/осе×км,
tб – время нахождения рабочих поездов на базе, ч);
Nар. – число арендуемых локомотивов.
Cтрi=={6∙100[(2∙50 + 105)/10 + 5 + 10] + 12∙15(2∙50 + 5,0)/10}1,25=81131р 25 коп
Cм – стоимость материалов верхнего строения пути, руб/км не зависит от вариантности механизации работ.
Таблица5.1Характеристика основных производственных фондов.
Наименование | Стоимость, Цiруб/шт | Количество | Стоимость, Цiруб | Амортизационные отчисления | Мощность | Экипаж | ||
норма | сумма | |||||||
аi % | 0,01Цi аi | Nдвi | Zi | |||||
руб/год | кВт | чел | ||||||
Бульдозер ДЗ-25 | 14,3 | |||||||
МПД - 02 | 5,6 | |||||||
ВПО №395 | 5,6 | |||||||
Кран УК 25/9-18 №674 | 5,6 | |||||||
Машина СЗП-600 | 11,1 | |||||||
Машина СЧУ 800 Самсон | 6,7 | |||||||
ВПР-02 | 6,7 | |||||||
Экскаватор ЭО-3323 А | 9,1 | |||||||
Состав для засорителей | 6,7 | |||||||
Рельсоочиститель РОМ | 6,7 | |||||||
Струг СС - 1М №52 | ||||||||
Планировщик балласта | 5,5 | |||||||
Гайковерт ПМГ | 5,5 | |||||||
Хопер-дозатор | ||||||||
Грузовая платформа | ||||||||
Дрезина МПТ-853 | 12,5 | |||||||
Линия сборки ТЛС | 8,3 | |||||||
Линия разборки ЛРЗС | 8,3 | |||||||
ЭЛБ | 5,6 | |||||||
ДСП | 6,7 | |||||||
Итого |
Экономически эффективным считается вариант механизации работ, инвестиции в который вызывают снижение себестоимости до величины, обеспечивающей окупаемость Ток дополнительных инвестиций в приемлемый строк при годовой выработке Lг км/год:
Tок = (åЦ2 - åЦ1)/(С1 – С2)Lг£[Ток] = 1/Ен, 5.13
где Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений. Эта сравнительная оценка вариантов производится через сопоставление приведенных затрат, величина которых для i – го варианта определяется зависимостью:
Зi = Ci + ЕнåЦi/Lгруб/км 5.14
В качестве примера сопоставим два варианта выполнения работ 1 – й без использования машин (преимущественно ручной труд ) и 2 – й с использованием современного комплекса машин (механизированный).
Примем для 1 – го варианта (условно): åЦ1=0; åЦ1=0; А1=2045чел×дн/км и для второго варианта åЦ2=114 млн. руб, 0,01Цiаi=10 млн. руб/год, 0,01Цвi=7млн. руб/год,åNдв2 = 6628 кВт, А2 = 218,4 чел×дней/км, Lфр = 1,25 км, Нзп = 2,5, Нэн = 1,15, рзп = 500 руб/чел×дн, рэн = 12 руб/кг, q =0,2 кг/кВт×ч, jt0 = 5 ч, Nл = 6, рл = 1000 руб/локомотив×ч, Lу = 0, u = 10 км/ч.
При перечисленных значениях получим:
C1 = З1 = 2190000 + Смруб/км 5.15
С2 = 17000000/Lг + 600Lг +346173 + Смруб/км,
З2 = 31189316/Lг + 600Lг +346173 + Смруб/км,
Таблица 5.2.Числовые значения себестоимости и приведённых затрат и их зависимость от годовой выработки комплекса машин.
1. Ручной | |||||
2.Механизирован-ный вариант | |||||
Рис. 5.1. Зависимость себестоимости и приведённых затрат от годовой выработки комплекса машин.
Графические зависимости Сi = fc(Lг) и Сi = fз(Lг) из них следует, что 1 – ый вариант экономически предпочтительнее 2– го при Lг<15 км/год, механизированный при Lг> 15 км/год.При этом с ростом годовой выработки с 15 км/год до 90 км/год себестоимость работ снизится при стоимости материалов, например См = 14 млн. руб/км, с 15,3 до 14,7 млн. руб/км. Если цену модернизации верхнего строения пути пути выполняемого по 2 – му варианту принять равной Цкр = 15,7 млн. руб/км, то рентабельность производственного процесса (процентное отношение прибыли к сумме основных фондов и оборотных фондов) составит:
P = (Цкр – C2)Lг100/(åЦi + CмLг) 5.16
P= (15,7 – 14,7)90×100/(113 + 4×90) = 38,1 %