Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества

Статья 263 НК РФ предусматривает уменьшение налогооблагаемой прибыли на все виды обязательного и отдельные виды добровольного страхования имущества (транспортных средств, грузов, ОС производственного назначения, нематериальных активов, объектов незавершенного капстроительства, рисков, связанных с выполнением СМР, товарно-материальных запасов, иного имущества, используемого при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода, ответственности за причинение вреда, если такое страхование предусмотрено законодательством РФ либо является условием осуществления деятельности в соответствии с международными обязательствами или общепринятыми международными требованиями).

Теперь расходы по договорам добровольного страхования перечисленного выше имущества ненормируемы и включаются в состав прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, в размере фактических затрат (п.3 ст.263 НК РФ). Расходы по иным видам договоров добровольного страхования имущества в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения, не включаются (п.6 ст.270 НК РФ).

ПРОЧИЕ РАСХОДЫ

Статьей 264 НК РФ установлен перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), который во многом повторяет положения п.2 Положения о составе затрат... Однако, этот перечень является открытым и содержит ряд нововведений. Кроме того, изменен порядок и размеры нормирования некоторых нормируемых и ранее затрат.

Остановимся на некоторых видах прочих расходов более подробно.

1. Затраты на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию Глава 25 предусматривает возможность уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на суммы отчислений в специально создаваемые резервы по гарантийному ремонту и обслуживанию тех товаров или работ, по которым в соответствии с условиями заключаемых договоров предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока. Отметим, что налогоплательщик самостоятельно принимает решение о создании такого резерва и в учетной политике определяет предельный размер отчислений в него. При этом размер резерва не может превышать доли фактически осуществленных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров или работ за предыдущие три года. Соответственно, при создании резерва в 2002 году необходимо будет исходить из объема выручки за 1999-2001 годы.

По истечении налогового периода размер созданного резерва должен корректироваться, исходя из доли фактически осуществленных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за истекший период (ст.267 НК РФ).

2. Представительские расходы

П.2 ст.264 НК изменяет состав таких расходов и корректирует порядок их нормирования.

Во-первых, из состава представительских расходов исключены расходы на посещение культурно-зрелищных мероприятий, включая буфетное обслуживание во время мероприятий культурной программы.

Во-вторых, Кодекс устанавливает, что представительские расходы являются таковыми независимо от места проведения мероприятий.

В-третьих, представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период. Превышение указанного предела для целей налогообложения не учитывается (п.44 ст.270 НК РФ).

3. Расходы на подготовку и переподготовку кадров. В п.3 ст.264 НК РФ определены основные условия, соблюдение которых допускает включение соответствующих затрат в состав прочих расходов, учитываемых для целей налогообложения.

Во-первых, соответствующие услуги должны оказываться российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (лицензию), либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус.

Во-вторых, подготовку (переподготовку) должны проходить работники, состоящие в штате организации-налогоплательщика.

В-третьих, программа подготовки (переподготовки) должна способствовать повышению квалификации работника и его более эффективному использованию в организации в рамках ее деятельности.

В-четвертых, не признаются расходами на подготовку (переподготовку) кадров и не принимаются для целей налогообложения расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения, а также расходы, связанные с содержанием образовательных учреждений или оказанием им бесплатных услуг. Расходами на подготовку (переподготовку) кадров также не признаются затраты по оплате обучения в высших и средних специальных учебных заведениях при получении работниками высшего и среднего специального образования.

В-пятых, расходы на подготовку (переподготовку) кадров для целей налогообложения не нормируются

4. Командировочные расходы

Во-первых, Главой 25 НК РФ расширен перечень расходов, которые возникают в процессе командировки и могут приниматься для целей налогообложения. Так, п.12 ст.264 НК РФ предусматривается возможность включения в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли оплаты дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, на обслуживание в номере и за пользование рекреационно-оздоровительными объектами).

Во-вторых, нормируется только оплата суточных (расходы на проживание принимаются в сумме фактических затрат).

В-третьих, нормы, по которым расходы на оплату суточных учитываются для целей налогообложения прибыли, устанавливаются Правительством РФ. В этой связи не совсем ясна судьба Приказа Минфина РФ от 06.07.2001 N 49н "Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории РФ", возмещение командировочных расходов в соответствии с которым предполагается с 1 января 2002 года.

5. Расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, расходы на участие в выставках и ярмарках.

НК РФ введены ограничения на виды рекламных мероприятий, расходы по проведению которых уменьшают налогооблагаемую прибыль, а также изменен порядок их нормирования (п.4 ст.264 НК РФ).

Во-первых, к расходам на рекламу, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в размере фактически понесенных затрат, относятся:

1) расходы на рекламу через средства массовой информации и телекоммуникационные сети;

2) расходы на световую и иную наружную рекламу;

3) расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Во-вторых, расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, а также на прочие виды рекламы, осуществленные им в течение налогового (отчетного) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки, определяемой в соответствии со ст.249 НК РФ. Расходы сверх этого размера при налогообложении не учитываются (п.46 ст.270 НК РФ).

6. Затраты обслуживающих производств и хозяйств, включая расходы на содержание объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы (п.32 ст.264 НК РФ) признаются расходами в том случае, если налогоплательщик осуществляет деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств (подсобных, жилищно-коммунальных хозяйств, объектов социально-культурной сферы, учебно-курсовых комбинатов и иные аналогичных служб, реализующих услуги, как своим работникам, так и сторонним лицам. Кодекс также предоставляет возможность учесть в целях налогообложения прибыли убыток от деятельности, связанной с использованием указанных выше объектов. Так, убыток может быть перенесен на срок, не превышающий десять лет, и на его погашение может быть направлена прибыль, полученная по указанным видам деятельности. Однако, для признания убытка таковым необходимо строгое соблюдение условий, предусмотренных в п.32 ст.264 НК РФ.

Согласно п.13 ст.270 НК РФ суммы убытков по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы в части, превышающей предельный размер, в целях налогообложения не учитывается.

7. При реализации периодических печатных изданий и книжной продукции в состав расходов включаются:

А) Расходы на замену бракованных, утративших товарный вид в процессе перевозки и (или) реализации и недостающих экземпляров периодических печатных изданий (п.43 ст.264 НК РФ), уменьшающие налогооблагаемую прибыль в размере не более 7% стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания.

Б) Потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также морально устаревшей (не реализованной в пределах сроков) продукции СМИ и книжной продукции (п.44 ст.264 НК РФ). Данные потери списываются налогоплательщиками, осуществляющими производство и выпуск указанной продукции, в состав расходов в пределах не более 10% стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции. По данной статье расходов учитываются также расходы на списание и утилизацию бракованных, утративших товарный вид и нереализованных СМИ и книжной продукции.

Иные расходы на замену бракованных, утративших товарный вид и недостающих экземпляров периодических печатных изданий, а также потери в виде стоимости утратившей товарный вид, бракованной и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции налогооблагаемую базу не уменьшают (п.43 ст.270 НК РФ).

Вопрос 9. Перечислите известные Вам показатели рентабельности активов.

Коэффициент рентабельности определяет прибыльность работы предприятия, то есть его эффективность, как отношение валовой или нераспределенной прибыли к себестоимости продукции или к выручке:

расходы на обязательное и добровольное страхование имущества - student2.ru где: Кр – коэффициент рентабельности организации по нераспределенной (валовой) прибыли;

НП – нераспределенная прибыль организации;

В – выручка от реализации продукции (работ, услуг).

Вместо показателя выручки может быть взят показатель себестоимости.

Этот показатель называется также рентабельностью продаж.

Рентабельность активов (Ра):

расходы на обязательное и добровольное страхование имущества - student2.ru
расходы на обязательное и добровольное страхование имущества - student2.ru

Рентабельность текущих оборотных активов (Роб):

расходы на обязательное и добровольное страхование имущества - student2.ru
Рентабельность собственных капитальных вложений (Рвл):

расходы на обязательное и добровольное страхование имущества - student2.ru
В инвестиционном анализе рассчитывают также среднюю бухгалтерскую рентабельность (average return on book value).

Она представляет собой отношение средней прогнозной прибыли от проекта за вычетом амортизации и налогов на среднюю бухгалтерскую стоимость инвестиций.

Этот показатель затем сравнивают с бухгалтерской ставкой рентабельности для фирмы в целом или с некоторым внешним эталоном - таким, как средняя бухгалтерская ставка отдачи для данной отрасли.

Этот критерий страдает рядом серьезных дефектов.

Во - первых, рассматривается лишь средняя отдача бухгалтерских инвестиций и игнорируется тот факт, что деньги, поступающие незамедлительно, имеют большую стоимость в сравнении с поступающими в более поздние моменты времени.

Во-вторых, средняя бухгалтерская рентабельность зависит от бухгалтерской прибыли; она не основывается на денежных потоках от проекта.

В-третьих, фирма, использующая среднюю бухгалтерскую отдачу, должна принять решение о том, с чем сравнивать этот показатель по данному проекту. Произвольный по самой своей сути характер такого решения может существенно сказаться на качестве результатов оценки проектов.

Коэффициент рентабельности Кр называется учетной (бухгалтерской) рентабельностью.

Все остальные коэффициенты – коэффициентами экономической рентабельности

Вопрос 10. Какие финансовые коэффициенты являются основными при признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, предприятие неплатежеспособным?

Наши рекомендации