Технические данные зарядных машин для карьеров
Показатели | МЗ-ЗА | МЗ-ЗБ | МДЗ-1М | МЗ-8 | МЗ-4 |
Грузоподъемность, т | |||||
Производительность заряжаний, кг/мин | |||||
Вместимость, м3: | |||||
бункера | 11,3 | 11,3 | 11,5 | 9,0 | 26,6 |
смесительной камеры дозатора | — | — | |||
бака солярового масла | — | ||||
Масса сВВ, т | 23,5 | 23,5 | 49,5 |
Карпинским машиностроительным заводом, выпуск машин МЗ-ЗБ планируется начать с 1989 г.
Машина МДЗ-1М (рис. 13.15) применяется для доставки сухих акватольных смесей к местам производства взрывных работ и перегрузки смесей ВВ в установки типа Акватол, а также для доставки и заряжания скважин гранулированными ВВ.
Оборудование смонтировано на шасси автосамосвала КрАЗ-256Б и состоит из следующих основных узлов: бункера; двух шнеков — наружного поворотного с дозатором и внутреннего, подпитывающего поворотный; пневмосистемы; системы увлажнения ВВ.
Система увлажнения предназначена для смачивания ВВ в летнее время с целью уменьшения пыления и снятия зарядов статического электричества. Изготовитель — Востокмашзавод.
Машина МЗ-8 (рис. 13.16) представляет собой бункер, смонтированный на автомобиле МАЗ-563Б, с размещенными внутри него пневматическими диафрагмами для перемещения ВВ. ВВ из бункера самотеком поступает в объемный дозатор, оттуда также самотеком — в скважину. Изготовитель — предприятие Кривбассвзрывпром. Аналогичные конструкции зарядных машин-бункеров созданы и успешно эксплуатируются на Сорском комбинате, на объектах треста Союзвзрывпром (зарядный автомобильный бункер БЗА-01, БЗА-05 с грузоподъемностью ВВ от 5,0 до 10 т на базе автомобилей КрАЗ и КамАЗ). Техническая производительность заряжания машинами этого типа 500 кг/мин. Технические данные зарядных машин приведены в табл. 13.1.
Специалистами предприятия Кривбассвзрывпром разработано устройство доставочно-зарядное (УДЗ) на базе большегрузных автомобильных прицепов. Устройство УДЗ представляет собой зарядную емкость, как и на машине МЗ-8, смонтированную на базе прицепа. Поезд из 2—3 устройств УДЗ трактором-буксировщиком транспортируется на борт карьера. На борту карьера загруженные взрывчатым веществом УДЗ
Рис. 13.17. Зарядная машина «Калуга»: 1 — пневмозарядчик; 2 — бункер; 3 — зарядный шланг
отцепляют, а разгруженные устройства трактором доставляют на склад за новой порцией ВВ. Другим трактором или зарядной машиной заполненные УДЗ (по одному) доставляют на блоки, где и заряжают скважины.
Для заряжания шпуров и скважин в труднодоступных условиях дорожного и гидротехнического строительства применяют пневмозарядчики типа ЗМК-1А или ЗМБС-2, производительность которых 25 и 100 кг/мин соответственно, а вместимость бункера 55 и 300 кг. Трестом «Трансвзрывпром» создана на базе полуприцепа и зарядной машины Ульба-400 зарядная установка «Калуга» (рис. 13.17). Она транспортируется грузовой машиной, в которой доставляются мешки с ВВ к месту взрыва, а затем производится заряжание нескольких скважин с одной установки машины (на длину зарядного шланга). Причем заряжание ведется пневматическим способом как ниже, так и выше (до 50 м) уровня расположения зарядной установки. Производительность заряжания 150 кг/мин.
Для работы в гористой местности при строительстве дорог трестом «Трансвзрывпром» создана зарядная установка ТЗУ-Т на базе зарядной машины «Ульба-400» грузоподъемностью бункера 400 кг ВВ. Подача ВВ пневмотранспортом на длину по горизонтали до 300 м, по вертикали до 100 м. Установка смонтирована на полуприцепе и работает с передвижным компрессором.
При создании перспективного типажа зарядных машин для открытых горных работ признано целесообразным иметь пять типов зарядных машин: МЗП-6, МЗП-10, МЗВ-10, МЗВ-20 и МЗ-25 грузоподъемностью б, 10 и 25 т, предусмотрев с их помощью:
принудительный способ заряжания скважин сухими гранулированными ВВ с получением плотности формируемого заряда выше 1,0;
Рис. 13.18. Смесительно-зарядная машина «Акватол1У»: 1— бункер-смеситель; 2 — дозатор; 3 — зарядный шланг
заряжание обводненных скважин водоустойчивыми водосодержащими ВВ по технологии «под столб воды»;
заряжание групп скважин с одной стоянки зарядной машины при глубине их до 30 м и длине зарядного шланга до 60 м с получением плотности формируемого заряда выше 1,0;
дозированный ввод в поток заряжаемого ВВ жидких компонентов;
автоматизированное формирование скважинных зарядов с заданными энергетическими параметрами по заранее составленной программе.
Для работ на небольших по производительности карьерах и строительных объектах с объемом потребления до 500 т/год могут использоваться зарядные машины типа ЗШ-120, ЗШ-400 и ЗШ-1200, созданные для подземных рудников. Для этих условий особенно перспективным является создание машин, построенных по модульному принципу, что позволяет резко увеличить коэффициент использования шасси машин и тем самым повысить экономическую эффективность их использования.
Смесительно-зарядные машины для водосодержащих ВВ. Машина «А к в а т о л - 1У» (рис. 13.18) предназначена для приготовления, доставки, заряжания водосодержащих взрывчатых веществ типа акватолов и ВВ на основе горячего раствора окислителя (ГЛТ, карбатолы, ифзаниты).
Машина обеспечивает приготовление 10 т водосодержащих ВВ непосредственно в бункере-смесителе, а также приготовление горячего раствора окислителя «острым паром», что исключает сооружение на месте работ стационарного пункта.
Оборудование смонтировано на базе автомобиля КрАЗ-256Б и имеетбункер-смеситель, смеситель-дозаторс насосом ибарабан—извлекатель зарядного шланга.
Компоненты окислителя иливзрывчатого вещества загружаются в бункер-смеситель с помощью погрузчиков, из бункера пункта снаряжения зарядных машин с помощью доставочно-зарядных. машин типа МДЗ-1М с эстакады или МЗ-ЗА (пневматической перегрузки).
По окончании заряжания скважин горячая вода из рубашки бункера-смесителя используется для вымывания остатков ВВ из рабочих узлов машины.