Механизация погрузочно-разгрузочных работ на складах взрывчатых материалов
При погрузочно-разгрузочных работах на базисных складах механизированы разгрузка железнодорожных вагонов, транспортирование ВВ в хранилища и выполнение операций с ними в хранилищах, а также операции загрузки транспортных машин, подающих ВВ на пункты их подготовки (рис. 13.2).
При механизированной погрузке и разгрузке ВВ в хранилищах допускается применение только специальных аккумуляторных погрузчиков во взрывобезопасном исполнении типа ЭПВ-1,25, во взрывозащищенном исполнении ВЗГ. Погрузчики типа ЭПВ-1,25 изготовляются двух серий: 612 — для штабелирования грузов на высоту 2,75 м и 614 — для штабелирования на высоту 1,5 м.
Недостатками погрузчиков ЭПВ-1,25 являются их низкая маневренность, малая емкость аккумуляторных батарей, возможность работы только на ровных и твердых покрытиях, а также необходимость строительства пунктов их технического обслуживания. Щелочные аккумуляторы электропогрузчиков работоспособны при температурах не ниже —21 °С и не выше +45 °С, что вызывает большие сложности при их работе в зимнее время и в районах с жарким климатом.
Электропогрузчики ЭПВ-1,25 используют в сочетании с автопогрузчиками, которые выполняют все погрузочно-разгрузочные
Рис. 13.2. Схема механизации погрузочно-разгрузочных работ на складе ВМ.
Рис.13.3. Схема формирования пакета из мешков с ВВ на поддоне: 1 – поддон; 2 – мешки с ВВ; 3 – строповочные ремни.
операции на территориях разгрузочных площадок складов ВМ, а электропогрузчики ЭПВ-1,25 — внутри хранилищ. В качестве автопогрузчиков применяются дизельные типа ДВ и бензиновые типа БВ болгарской фирмы «Балканкар».
Доставка мешков с ВВ с заводов-поставщиков производится навалом в крытых вагонах. При этом мешки с ВВ вручную или с помощью переносных ленточных конвейеров выдаются из вагонов и укладываются на деревянные двухзаходные поддоны размером 900 X 1100 мм в штабеля по 20—25 шт. (рис. 13.3). Для обеспечения целостности штабеля мешки склеиваются в процессе их укладки или скрепляются специальными строповочными ремнями (рис. 13.4). После выдачи части мешков из вагона формирование пакетов целесообразно производить в вагоне и выдавать их из вагона с помощью автопогрузчика (рис. 13.5), которым пакет доставляется в хранилище ВМ.
Применение аккумуляторных погрузчиков и поддонов позволило увеличить в 6—8 раз производительность труда рабочих при разгрузочных и погрузочных операциях с ВВ на складах и довести ее до 80 —120 т в смену.
Для выгрузки ВМ погрузчиками из вагона в хранилище вдоль железнодорожных путей сооружаются подъездные рампы. В рампе смонтирован откидной мостик для соединения ее с полом вагона. Вагоны с ВВ подаются мотовозом по железнодорожным путям непосредственно к хранилищам.
Рис. 13.4.Строповочные ремни для формирования пакета с мешками: 1 — поддон; 2 — ремни
Погрузка ВВ на автомобили КрАЗ-222 для транспортирования ВВ на взрываемый блок или пункт подготовки ВВ производится также с помощью погрузчика.
В перспективе на складах ВМ могут сооружаться бункеры вместимостью 200—600 т, предназначенные для механизированной загрузки их поступающим на склад и снабженные дозаторами для загрузки зарядных машин, а также устройствами против слеживания и перегрева ВВ.
Возможно также хранение ВВ в специально оборудованных хранилищах россыпью. Для внедрения способа бестарного хранения требуются специальные исследования по оценке изменения свойств ВВ в процессе хранения, а также разработка системы учета и контроля расхода и поступления материалов.
С уменьшением масштабов производства экономическая эффективность комплексной механизации взрывных работ снижается из-за роста удельных капитальных вложений и увеличения численности обслуживающего механизмы персонала.
В настоящее время механизация взрывных работ на объектах с ограниченным объемом потребления ВВ не получила еще широкого применения, что сдерживает дальнейший прогресс в области взрывной подготовки горных пород на большом числе объектов строительства и карьеров промышленности строительных материалов.
Склады ВМ, как правило, удалены на значительные расстояния от железнодорожных разгрузочных площадок, что вызывает необходимость осуществления промежуточных перевозок ВВ автотранспортом.
По данным треста Союзвзрывпром, на долю погрузочно-разгрузочных операций приходится 60 % всех затрат ручного труда, а трудоемкость заряжания и забойки скважин составляет соответственно 25 и 15 %.
Механизированная грузопереработка ВВ в мешкотаре осуществляется по пакетной схеме, предусматривающей разгрузку ВВ на приемной площадке, транспортирование пакетированного ВВ
Рис. 13.5. Выгрузка поддонов с мешками ВВ из вагонов
автотранспортом до склада ВМ, разгрузку и размещение пакетов с ВВ в хранилищах.
Внедрение пакетной грузопереработки ВВ с применением авто- и электропогрузчика ВМ экономически обосновано при пропускной способности склада ВВ не менее 1000 т ВВ в год. Механизацию складов ВМ с годовой пропускной способностью 400— 1000 т ВВ технически и экономически целесообразно осуществлять с применением малогабаритных автопогрузчиков отечественного и зарубежного производства грузоподъемностью 1—3 т, оборудованных нейтрализаторами выхлопных газов и пламеискрогасителями.
Механизацию работ на складах с пропускной способностью менее 400 т в год надо осуществлять с применением средств малой механизации — ручных гидравлических тележек и штабелеров. Для их успешной эксплуатации нужно твердое и ровное покрытие транспортных поверхностей. Для условий складских операций с пакетированными на поддонах мешками с ВВ эффективно применять финские ручные гидравлические вилочные тележки «Рокла» RH-240 (рис. 13.6, а), RH-242 и штабелеры «Рокла» РVК-81 (рис. 13.6, б). Тележки RH-240 и RH-242 имеют грузоподъемность 2400 кг и могут без особых усилий передвигаться вручную. Ручные штабелеры РVК-81 имеют грузоподъемность 800 кг и высоту подъема 1,5 м, что позволяет эффективно использовать их при разгрузке ВВ на поддонах с автотранспорта и осуществлять двухъярусное штабелирование пакетов с ВВ в хранилищах складов ВМ.
Рис. 13.6. Гидравлическая тележка (а) и штаблер (б) фирмы «Рокла» (Финляндия)
Рис. 13.7. Схема механизированной подачи ВВ в мягких контейнерах из вагонов на пункт снаряжения зарядных машин
В настоящее время интенсивно расширяется поставка ВВ на предприятия в мешках, уложенных в жестких контейнерах общего назначения разной грузоподъемности от 3 до 30 т. Это позволяет свести к минимуму ручные погрузочно-разгрузочные операции с ВВ (загрузка в контейнеры и выгрузка мешков на пункте снаряжения зарядных машин или на заряжаемом блоке). Это повышает сохранность ВВ, особенно при доставке на отдаленные горные предприятия Северо-востока СССР с многочисленными перегрузками на разные виды транспорта. Кроме того, ВВ в контейнерах могут храниться на складах, на открытых площадках, т. е. там, где не требуется сооружения дорогих хранилищ. В ближайшие годы будут увеличиваться поставки ВВ на горные предприятия в мягких контейнерах одноразового использования типа МКР-1,0 грузоподъемностью 1,0 т и многоразового использования МКР-1,0М. Это полностью устранит ручные погрузочно-разгрузочные операции с ВВ, но потребует обеспечения складов ВМ и пунктов снаряжения зарядных машин средствами механизированной обработки этих контейнеров по всей цепочке вагон— склад—пункт снаряжения зарядных машин. Поэтому в первую очередь поставка ВВ в мягких контейнерах будет производиться на крупные предприятия с большим годовым потреблением ВВ (более 10 тыс. т в год).
Опытный механизированный пункт переработки ВВ в мягких контейнерах разработан предприятием Кривбассвзрывпром. В нем (рис. 13.7) из железнодорожных вагонов 1 контейнеры 2 аккумуляторным погрузчиком 3 транспортируются по рампе к опрокиду 4, где контейнер переворачивается на 180° и ВВ ссыпается в приемный бункер 6 вместимостью 14,5 м3, откуда происходит снаряжение зарядных машин 7. Опрокид оборудован отсасывающей си-
Рис. 13.8. Погрузчик с мягким контейнером
стемой вентиляции 5, что обеспечивает нормальные санитарно-гигиенические условия по запыленности в зоне выгрузки контейнеров. Производительность пункта 20 т/ч. Погрузчик перемещается по железобетонной рампе, а для снаряжения зарядных машин под бункером сделана выемка с наклонными въездом и выездом. Выгрузка мягкого контейнера погрузчиком показана на рис. 13.8.
СТАЦИОНАРНЫЕ ПУНКТЫ ДЛЯ МЕХАНИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ (ИЗГОТОВЛЕНИЯ) ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕШЕСТВ
Стационарные пункты подготовки и приготовления ВВ или их компонентов подразделяются на следующие пункты:
приготовления бестротиловых простейших ВВ (игданитов) из невзрывчатых компонентов;
растаривания промышленных ВВ и снаряжения зарядных машин;
приготовления горячего насыщенного раствора селитр со стабилизирующими добавками для приготовления на взрываемом блоке водосодержащих ВВ;
приготовления обратных эмульсий из раствора селитр с эмульгаторами для приготовления на взрываемом блоке эмульсионных ВВ.
Ниже рассмотрены схемы и технология работ на перечисленных пунктах подготовки и приготовления компонентов ВВ.
Пункты для приготовления игданитов. На крупных карьерах или на участке специализированной организации, ведущей взрывные работы на группе карьеров (по типу объединения Северо-Восток золото), с большим объемом потребления игданита могут создаваться специализированные стационарные пункты его приготовления. Оборудование пунктов должно обеспечивать высокопроизводительное
и безопасное выполнение следующих операций: приемка аммиачной селитры и размещение ее в хранилище; хранение селитры в режиме, исключающем ее излишнее увлажнение и слеживание; подача селитры в узел приготовления игданита; приготовление игданита и дозированная погрузка полученного ВВ в зарядные машины.
В настоящее время основным типом ВВ, используемым для разработки россыпей Северо-востока СССР, является игданит, доля которого превысила 60 % общего объема потребления ВВ в этом регионе.
Созданный ВНИИ-1 комплекс «Берелех» позволил механизировать приготовление игданита в объединении Северо-восток-золото на 100 % и в объединении Якутзолото на 60 %. В настоящее время в промышленной эксплуатации находятся 35 комплексов «Берелех». Одновременно была создана технология бестарного хранения аммиачной селитры (АС) в буртах вместимостью 600 т. Исследования, проведенные ВНИИ-1 и ИПКОН АН СССР по оценке пригодности для изготовления игданита аммиачной селитры десяти различных заводов-изготовителей, показали, что АС, не подвергнутая специальной обработке, способна удерживать лишь 3—4 % дизельного топлива (ДТ). Низкая стабильность игданита сокращает допустимое время нахождения зарядов в скважинах, что ограничивает объемы массовых взрывов, увеличивает их количество и приводит к неоправданным издержкам от простоев буровых станков, землеройной техники, а в целом к снижению технико-экономических показателей взрывных работ.
Перспективны два метода повышения стабильности игданита: введение в дизельное топливо поверхностно-активных веществ (ПАВ) и введение в состав игданита на стадии смешивания его компонентов дисперсных горючих добавок.
Наилучшие результаты получены при использовании смеси, состоящей из неионогенных и катионного ПАВ. Добавка этой композиции в сочетании с сорастворителем ПАВ к ДТ обеспечивает стабильность игданита при температуре от —5 до —45 °С в течение 72 ч.
Схема дозирования жидкого горючего компонента при изготовлении игданита на установке ИСИ-2 показана на рис. 13.9. На нагнетательной ветви магистрали жидкого горючего компонента от шестеренчатого насоса устанавливаются регулятор расхода (дроссель) жидкого компонента 3 и обратный клапан 2. Для осуществления контроля за расходом жидкого горючего компонента в системе его подачи предусматривается установка двух дозаторов 8, оборудованных соответствующей запорной арматурой. Из накопительной емкости 1 жидкий компонент самотеком поступает через входные клапаны 9 в дозаторы 8, после чего входные краны устанавливают в закрытое положение. Подача жидкого компонента в смесительный шнек ИСИ-2 через распылительную форсунку 5 осуществляется установкой одного из кранов
Рис. 13.9. Схема дозирования подачи жидкой горючей добавки для приготовления игданита на установке ИСИ-2
дозатора 7 в открытое положение с последующим включением насоса 6. Расход жидкого горючего компонента устанавливается с помощью дросселя 4, при этом избыточное количество его возвращается через обратный клапан в работающий дозатор. Непрерывное дозирование обеспечивается попеременной работой дозаторов посредством переключения одного дозатора на другой после опорожнения работающего дозатора. Благодаря тому, что вместимость каждого дозатора рассчитана на вместимость бункера-накопителя готового игданита, создается возможность постоянного контроля за соблюдением соотношения смешиваемых компонентов, и по мере необходимости осуществляется корректировка в подаче жидкого горючего компонента. Введение добавок композиции ПАВ и сорастворителя при изготовлении стабильного игданита осуществляется в накопительную емкость с ДТ. В настоящее время во ВНИИ-1 разработана и прошла промышленные испытания на предприятиях технология изготовления трехкомпонентного игданита, обладающего одновременно улучшенной стабильностью и повышенной энергией взрыва. Для изготовления этого игданита был применен разработанный ВНИИ-1 комплекс оборудования ИСИ-2 производительностью 20 т ВВ в час.
Разработан новый способ получения алюминизированных ВВ методом холодного смешивания компонентов в условиях горных предприятий.
Дисперсный горючий компонент равномерно распределяется в жидкой добавке до образования однородной суспензии, после чего этой суспензией обрабатываются гранулы аммиачной селитры, при этом поверхностный контакт между дисперсным компонентом и гранулами АС усиливается наличием в составе ВВ добавок ПАВ. Применение этой технологии для приготовления многокомпонентных составов позволяет исключить расслоение взрывчатой смеси в процессе ее приготовления, транспортирования и заряжания. В основу устройства для приготовления суспензий был положен принцип работы струйного аппарата в режиме жидкость—воздух по замкнутой гидравлической схеме (рис. 13.10). При этом в качестве рабочей жидкости использовалась жидкая горючая добавка, циркулирующая между насосом 1 и баком 2 по кольцевому трубопроводу. Загрузка дисперсного
Рис. 13.10. Схема смешивания жидкой горючей добавки с алюминиевой пудрой
компонента 3 (порошок алюминия) в смесительный бак устройства производилась из поставляемой тары— стальных барабанов по гибкому шлангу под действием разряжения, создаваемого струей рабочей жидкости в смесительной камере гидроэлеватора. Устройство для приготовления суспензий, получившее название гидровакуумный смеситель, вошло в состав установки ИСИ-2 для изготовления трехкомпонентных игданитов с повышенной энергией взрыва. Селитра подается в емкость 4 и смешивается с суспензией в наклонном шнеке 5 (см. рис. 13.9).
Пункты для механизированного растаривания и загрузки ВВ в зарядные машины должны обеспечивать выполнение следующих операций: прием ВВ в мешках или мягких контейнерах, растаривание мешков или контейнеров в накопительный бункер для снаряжения зарядных машин, сбор использованной тары. Такой пункт растаривания показан на рис. 13.11.
Доставка ВВ на пункт предусматривается на поддонах аккумуляторным погрузчиком ЭШ-181 грузоподъемностью 1000 кг, автомашинами или железнодорожными вагонами.
Погрузчик опускает мешки с ВВ на площадку у концевой части наклонного ленточного конвейера. Отсюда мешки поступают на ленту, поднимаются на верхнюю площадку и при сходе с конвейера захватываются растаривающей вибрационной установкой УРВ-2, в которой разрезаются бумажные мешки, происходит частичное измельчение слежавшегося ВВ, а неразрушившиеся куски ВВ поступают в валковую дробилку. Из-под сита и от дробилки измельченное ВВ поступает в бункер-накопитель. Бумажная упаковка по лотку направляется в сборную емкость. Выпускные отверстия бункера оборудованы затворами-дозаторами, из которых ВВ поступает в емкости зарядных машин.
Рис. 13.11. Схема стационарного механизированного пункта подготовки (приготовления) ВВ:
1 — наклонная галерея с конвейером; 2 — здание растеривающей установки; 3 — бункер-накопитель; 4 — лоток для выпуска мешкотары; 5 — зарядная машина
С пункта до места взрывов ВВ доставляется в транспортно-зарядных автомашинах. Такой пункт целесообразно оборудовать двумя бункерами, в один из которых загружается гранулотол, а во второй — гранулированная аммиачная селитра. Для заправки зарядных машин имеется емкость с соляровым маслом.
Целесообразно бункеры двухбункерных зарядных машин снаряжать игданитом и гранулотолом и использовать каждое ВВ раздельно для заряжания нижней (обводненной) и верхней (сухой) частей скважин.
В организациях Кривбассвзрывпром и Кмавзрывпром применяются передвижные растаривающие установки, смонтированные на автомашине, которой можно растаривать мешки непосредственно из железнодорожных вагонов и снаряжать зарядные машины вблизи места взрыва в любом месте карьера (рис. 13.12).
Применение передвижных растаривающих установок типа МПР-30 делает ненужным сооружение стационарного растаривающего пункта, что обеспечивает снижение затрат на растаривание ВВ и позволяет менять место растаривания ВВ (снаряжение зарядных машин). Недостатками передвижных растаривающих установок являются низкая производительность снаряжания зарядных машин и повышенная запыленность в рабочей зоне оператора на верхней площади растаривания.
Пункты для приготовления горячего насыщенного раствора селитр. В этих пунктах готовится раствор аммиачной, натриевой и кальциевой селитр со стабилизирующими добавками (полиакриламид, карбоксилметилцеллюлоза, ПАВ и т. д.). Раствор
Рис. 13.12. Схема самоходной погрузочно-растаривающей установки МПР-30
применяется в качестве компонента для приготовления на взрываемом блоке горячельющихся ВВ путем добавления в него гранулированного или чешуйчатого тротила. При этом образуется суспензия из раствора и частиц тротила, имеющих различную плотность. Для стабилизации заряда в него вводят в процессе заряжания добавки и поперечные сшивки, ускоряющие его загущение.
Взрывчатые смеси на основе горячего раствора аммиачной селитры типа ГЛТ-20 освоены на Лебединском ГОКе по разработкам Ленинградского горного института с участием НИИКМА. В 1975 г. на этом ГОКе был построен пункт для приготовления горячего раствора селитры. В состав пункта входят склад селитры, установка для приготовления горячего раствора окислителя, машина УДС для доставки готового раствора окислителя и смесительно-зарядный агрегат СЗА-1. На этом пункте производятся растаривание с измельчением слежавшейся селитры, приготовление горячего ее раствора со стабилизирующими добавками, загрузка готового раствора в доставочную машину УДС.
С 1986 г. комбинат использует для приготовления водосодержащих ВВ зарядные машины «Акватол-1У» и «Акватол-3», которые снаряжают на пункте горячим раствором селитр и доставляют его на заряжаемый блок. Сюда же в зарядной машине МЗ-ЗА доставляют тротил (гранулированный или чешуйчатый), откуда он по зарядному рукаву через объемные дозаторы подается в емкость машины «Акватол-1У», из которой после перемешивания в течение 15 мин поступает по зарядному шлангу в скважину под столб воды.
Изготовленная на комплексе взрывчатая смесь ГЛТ-20 имеет плотность заряжания в 1,4—1,6 раза выше по сравнению с гранулированными ВВ.
Применение взрывчатой смеси ГЛТ-20 обеспечивает снижение себестоимости 1 т ВВ в 1,7—2 раза и дает возможность уменьшить объем бурения скважин на 15—20 % за счет повышения объемной концентрации энергии заряда ВВ. ГЛТ-20 целесообразно применять в первом ряду скважин с увеличенной величиной линии сопротивления по подошве, взрывать блоки с расширенной сеткой скважин.
На практике известны следующие способы заряжания обводненных скважин льющимися ВВ: через столб воды, в предварительно осушенные скважины, под столб воды.
Заряжание через столб воды применимо для полностью нерастворимых ВВ. Для ВВ, содержащих селитру, этот способ заряжания неприемлем из-за растворения селитры. Растворение селитры идет до полного насыщения раствора. При прохождении ГЛТ-20 «через столб воды» теряется до 60 % селитры. Введение загустителя снижает растворение, но даже при увеличенном содержании загустителя в раствор уходит до 40 % селитры.
Возможна технология заряжания с предварительным осушением, однако эффективных установок для осушения не имеется, и такая технология усложняет заряжание из-за появления дополнительной машины на блоке.
При заряжании ВВ под столб воды зарядный шланг опускают на забой скважины и по мере заполнения скважины взрывчатой смесью поднимают синхронно с помощью механизмов. Для составов с загустителями потери АС при заряжании «под столб воды» не превышают 5 %.
В процессе отработки технологии заряжания «под столб воды» оказалось, что во время заряжания нет необходимости синхронно поднимать шланг, так как ВВ типа ГЛТ-20 за время прохождения по шлангу не успевает остыть. Чем глубже скважина, тем легче заряд идет по шлангу под собственным весом. Шланг легко извлекается из заряда, и чем больше воды в скважине, тем легче поднимать шланг.