Анализ проводится методом сравнения и относительных величин
Δ = факт – план
2. Анализ товарооборота по составу:
а) по видам: - оптовый
- розничный: - по продукции собственного производства;
- по покупным товарам.
б) по формам: - наличный расчет
- безналичный расчет
3. Выявление тенденций и закономерностей Δ объема и структуры товарооборота в динамике в действующих и сопоставимых ценах.
Для выявления тенденций развития товарооборота определяются следующие темпы роста и прироста:
а) базисные
б) цепные
в) товарооборот в сопоставимых ценах
г) среднегеометрические темпы роста , yп – последний показатель
y1 – первый показатель
4. Анализ товарооборота в расчете на одно место в текущем году по сравнению с прошлым. (Чм – число мест)
планирование оборота ПОП
План оборота ПОП составляется в определенной последовательности. Основная часть – реализация продукции собственного производства – разрабатывается на основе производственной программы. Поэтому составление плана оборота ПОП начинается с определения производственной программы предприятия.
В зависимости от специализации, типа ПОП, состава обслуживаемого контингента, спроса на продукцию используются различные методы расчета производственной программы:
1) на основе численности потребителей;
2) на основе планового меню;
3) по данным изучения спроса потребителей;
4) по данным ожидаемого выполнения плана;
5) на основе расчета производственной мощности и коэффициента ее использования;
6) на основе расчета пропускной способности зала и степени ее использования.
Для большинства столовых, обслуживающих в основном постоянный контингент, выпуск продукции определяют по численности потребителей с учетом среднего количества блюд на одного человека.
Численность потребителей, пользующихся услугами предприятий ОП, рассчитывают несколькими способами: выборочным подсчетом, по реализации вторых блюд, по общей реализации блюд, по средней стоимости покупки. При этом необходимо учитывать возможные изменения численности и состава обслуживаемых контингентов в районе деятельности предприятия.
Среднее количество блюд, приходящихся на одного, можно определить на основе анализа данных о фактической реализации обеденной продукции за предплановый период также о предполагаемых изменениях в спросе.
Планируемый выпуск блюд рассчитывается по формуле:
где ВБ – общий план выпуска блюд, блюд;
Чсп – среднедневная численность потребителей в планируемом периоде, чел.;
Д – количество дней работы предприятия в планируемом периоде,
– среднее количество блюд, приходящихся на одного потребителя в день в планируемом периоде.
Общий объем выпуска обеденной продукции группируют по видам блюд (первые, вторые, сладкие, горячие и холодные закуски). Удельный вес блюд по группам определяют по данным изучения спроса.
Метод расчета производственной программы по плановому меню дает возможность точнее определить объем выпуска продукции, потребность в сырье и затраты рабочего времени на приготовление и реализацию блюд.