Производственная программа, оборот ПОП: понятие, значение, состав, виды, система показателей, факторы, влияющие на формирование оборота ПОП.
Розничный оборот делится на оборот розничной торговли и оборот общественного питания. Товарооборот – количественный показатель, характеризующий объем продаж.
Товарооборот общественного питаниявыражает экономические отношения, возникающие при реализации собственной продукции, покупных товаров, оказании услуг по организации питания.
Розничный оборот ПОП – реализация населению продукции собственного производства и покупных товаров.
Оптовый оборот –отпуск готовой продукции или полуфабрикатов одними предприятиями другим. При этом не завершается движение продукта. Переход его в сферу потребления происходит только после доработки и реализации или перепродажи.
Розничный и оптовый обороты в совокупности составляют валовой оборот, характеризующий полный объем производственно-торговой деятельности предприятий ОП. По отношению к нему планируются и учитываются качественные показатели работы предприятий: уровень издержек производства и обращения, уровень валового дохода, рентабельность и др.
К продукции собственного производства относятся пищевые продукты и полуфабрикаты, изготовленные на предприятиях питания либо подвергшиеся здесь какой–либо обработке. Она включает в себя блюда, горячие напитки, кулинарные, кондитерские, мучные изделия, полуфабрикаты и т.д.
Продукция собственного производства по степени готовности подразделяется на готовые блюда и кулинарные изделия и полуфабрикаты, которые требуют в дальнейшем дополнительной доработки.
В зависимости от форм потребления, назначения в питании человека продукцию собственного производства можно подразделить на обеденную и прочую продукцию.
Обеденная продукция – это блюда, реализуемые и потребляемые в залах, а также отпускаемые на дом. Блюдо – порция пищи, изготовленная из определенного набора сырья, прошедшего полную или частичную тепловую обработку, и готовая к употреблению.
Остальные виды продукции собственного производства (бутерброды, изделия, запеченные в тесте, горячие напитки, мороженное, молочно-кислая продукция и т.д.), а также полуфабрикаты, изготовленные для продажи, кондитерские, мучные изделия как блюда не учитываются и относятся к прочей продукции собственного производства.
Реализация покупных товаров в стоимостном выражении составляет оборот по покупным товарам (хлеб и хлебобулочные изделия; кондитерские изделия; консервы; мороженное; фрукты, ягоды и др., а так же изделия, которые не являются продуктами питания, - алкогольные напитки, пиво, безалкогольные напитки, табачные изделия, спички.)
Товарооборот предприятий ОП планируют и учитывают в розничных ценах, включая наценку общественного питания.
В оборот общественного питания включается:
v стоимость проданной населению собственной кулинарной продукции (блюд, кулинарных изделий, полуфабрикатов), изготовленной в столовых, ресторанах, кафе и на других предприятиях ОП;
v мучных, кондитерских, хлебобулочных изделий и других покупных товаров без кулинарной обработки для потребления на месте;
v стоимость кулинарной продукции и покупных товаров, отпущенных на дом по заказам населения;
v стоимость кулинарной продукции, отпущенной работникам организации с последующим удержанием из заработной платы;
v отдельным категориям населения (учащимся школ, пенсионерам и др.) и полностью оплаченной органами социальной защиты;
v отпуск питания по абонементам, талонам и т.п. в объеме фактической стоимости питания.
Роль и значение оборота как экономического показателя:
ü Оборот предприятия является объемным показателем, характеризующим масштабы деятельности предприятия ОП;
ü По удельному весу оборота ПОП в обороте региона можно судить о доле предприятия на рынке;
ü Оборот предприятия в расчете на душу населения характеризует один из аспектов жизненного уровня населения;
ü По доле оборота ОП в обороте региона определяется предприятие – монополист (оно считается таковым, если уд. вес превышает 30%);
ü По отношению к обороту учитываются, анализируются и планируются показатели, оценивающие эффективность деятельности предприятия общественного питания (оборот предприятия, рентабельность, уровень издержек и др.)