Психолого-педагогическая характеристика ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией.

(ориентировочная схема)

Психолого-педагогическая характеристика ребенка __________

1. Общие сведения о ребенке ( дата рождения, дата поступления в группу, кем направлен, жалобы родителей, заключения специалистов: отоларинголога, офтальмолога, психоневролога, педиатра, психолога, логопеда, заключение психолого-медико-педагогической комиссии). Анамнестические данные.

2. Характеристика условий воспитания: где воспитывался ребенок до поступления в логопедическую группу (дома с родителями, матерью, бабушкой, в детских яслях, в детском саду ); особенности речевого окружения ребенка ( расстройства речи у членов семьи, темп речи, наличие двуязычия и др.); социокультурный статус семьи (характер взаимоотношений, возможные конфликты и реакция на них ребенка, тип воспитания ребенка, есть ли единство требований при воспитании, возможности членов семьи и домашние условия для общего психического и речевого развития ребенка); отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, болезненное, постоянная фиксация на дефектах речи, предъявление высоких требований к речи ребенка и др.).

3. Данные о состоянии психофизиологического развития ребенка:

- состояние представлений об окружающем, особенности детских видов деятельности: характер сведений о самом себе, понимание родственных связей, степень ориентировки в окружающем мире; уровень владения программным материалом, навыками по основным разделам обучения в детском саду, особенности поведения при выполнении различных видов деятельности;

- характеристика высших психических функций : особенности восприятия (зрительного, слухового) ; характеристика внимания, особенности мышления;

- уровень развития эмоционально-волевой сферы: особенности проявления эмоций и чувств (преобладающий тип настроения: подавленное или радостное, устойчивое или неустойчивое, легко изменяющееся), особенности проявления волевых качеств (целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность и др.);

- особенности характера и поведения ребенка;

- развитие двигательных функций ребенка (состояние общей и мелкой моторики; тип ведущей руки и пр.);

- состояние речи ребенка: импрессивная сторона речи (понимание диалога, связной речи, предложений, грамматических категорий и форм); экспрессивная сторона речи (общее звучание речи: внятность, темп, ритм, интонационная выразительность, особенности речевого дыхания и характеристика голоса; уровень развития связной речи, объем и типы употребляемых предложений, количественная и качественная характеристика активного словарного запаса, грамматическое оформление речи, особенности звукопроизношения), степень сформированности фонематического восприятия, строение и подвижность артикуляционного аппарата; заключение логопеда о состоянии речи;

- педагогический анализ результатов коррекционной работы, выполненной студентом (указать период времени, в течение которого осуществлялась работа с ребенком, количество проведенных индивидуальных занятий и их конкретные результаты).

Примерное описание состояния речи ребёнка при составлении психолого-педагогической характеристики.

Понимание обращённой речи:

-совершенно не понимает обращённую речь;

- понимание ограниченное (в пределах ситуации);

- понимание на бытовом уровне;

- выполняет речевые инструкции;

- понимает в полном объёме.

Пассивный словарь:

- понимание смыслового значения слова;

- понимание действия предметов;

- понимание лексико-грамматических конструкций;

- ошибки в понимании конструкций, которые преодолеваются при самостоятельном проговаривании инструкции;

- понимание трудных конструкций недоступно даже после повторных проговариваний;

- трудные задания недоступны; более лёгкие задания выполняются только после повторных самостоятельных проговариваний;

- понимание простого сюжета.

Фонематический слух (фонематическое восприятие):

- нарушен (нарушено);

- сохранный;

- доступно лишь различение изолированных фонем;

- испытывает затруднения при различении даже изолированных фонем.

Характеристика собственной речи:

(экспрессивная речь)

I уровень речевого развития:

- полное отсутствие звуковых и словесных средств общения;

- произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания;

- произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражания;

- использование парадигматических средств общения (выразительной мимики, жестов).

II уровень речевого развития:

- пользуется простой фразой (фраза аграмматичная, неразвёрнутая (упрощённая), структурно нарушенная);

- активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные;

- предлоги употребляются редко;

- слоговая структура слов нарушена.

III уровень речевого развития:

- пользуется развёрнутой фразой;

- недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении);

- синтаксические конструкции фраз бедные;

- слоговая структура многосложных слов нарушена.

Нормативный уровень речевого развития:

- пользуется развёрнутой фразой;

- грамматический строй речи сформирован достаточно.

Особенности речи:

- проявляет склонность к эхолалии;

- наличие речевых штампов;

- речь пустая, бессодержательная, часто не соотносится с выполняемыми действиями;

- речь не отражает истинных интеллектуальных возможностей ребёнка.

Словарный запас:

- резко ограничен, беден, в пределах обихода, достаточный;

- адекватно передаёт значение слова, при этом постоянные звуковые замены или искажения произношения не учитывает;

- допускает близкие вербальные замены слов ("кубики" - строитель, "лежит"- отдыхает, "раскрашивает" - рисует);

- отвечает словосочетаниями, содержащими искомое слово (после повторного предъявления инструкций; "мальчик читает" вместо "читает", в том числе при употреблении сочетания глагола "делает" с искомым глаголом: "мальчик делает читает";

- отвечает после контекстной подсказки ("Девочка нарисовала дом, а теперь … раскрашивает его");

- допускает грубые вербальные замены, в том числе - замены названий предметов их функцией (вместо "кровать" - "пать" (спать) и ,наоборот, вместо "копает" - "пата" (лопата)).

- составляет грамматически правильно предложения, отражающие содержание смысла предлагаемой картинки;

- отвечает словосочетанием с пропуском субъекта и объекта действия;

- пропускает предлоги, нарушает предложные отношения;

- употребляет два простых предложения вместо односложного;

- допускает нетрадиционный порядок слов в предложении;

- не может составить предложение;

- перечисляет предметы, действия, признаки;

- высказывание носит развёрнутый характер, словарный запас соответствует возрасту;

- развёрнутое высказывание характеризуется ограниченностью словарного запаса, наблюдаются единичные случаи аграмматизма;

- пересказывает по наводящим вопросам.

Слоговая структура слова:

- нарушена;

- сохранна;

- парафазии (замены);

- элизии (пропуски);

- итерации (повторение);

- контаминации (часть одного слова соединяется частью другого);

- персеверации (отсроченное повторение);

- перестановка.

Общее звучание:

- речь невнятная, малопонятная для окружающих;

- разборчивость речи несколько снижена;

- речь смазанная;

- разборчивость речи не нарушена;

- темп речи: нормальный, тахилалия, брадилалия, запинки судорожного (несудорожного) характера;

- ритм речи (нормальный, растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов).

Дыхание:

- свободное;

- затруднённое;

- поверхностное, неглубокое, неровное;

- дифференциация носового и ротового выдоха;

- наличие нижнедиафрагмального дыхания;

- ротовой выдох.

Голос:

- нормальный (сильный, звонкий);

- недостаточная сила голоса (слабый, тихий, истощающийся по мере говорения);

- отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, напряжённый, прерывистый, дрожащий, гипоназализованный, гиперназализованный, носовая эмиссия);

- слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (голос маломодулированный или немодулированый; монотонный);

- синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции (нарушена, недостаточна, сохранна).

Строение и подвижность органов артикуляции:

- неврологический синдром при расстройстве мышц речевого аппарата (спастический парез, регидность, гиперкинезы, атаксия, апраксия);

- гипомимия лицевой мускулатуры;

- нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотония, дистония);

- сглаженность носогубных складок;

- оральные синкинезии;

- тремор подбородка;

- асимметрия;

- гиперкинезы;

- губы (толстые, тонкие);

- подвижность губ (малоподвижные, подвижные);

- наличие расщелины или послеоперационных рубцов верхней губы;

- зубы (крупные, мелкие, редкие, частые, нормальные);

- прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный);

- твёрдое нёбо (готическое, высокое, низкое; наличие расщелины или послеоперационных рубцов);

- мягкое нёбо (подвижное, неподвижное, длинное, короткое, наличие расщелины или послеоперационных рубцов);

- субмукозная щель;

- язык (толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная уздечка);

- мышечный тонус языка (спастичность, гипотония, дистония);

- гиперкинезы;

- девиации (отклонение) языка (вправо, влево);

- посинение кончика языка;

- объём артикуляционных движений языка (строго ограничен, неполный);

- язык не выводится из полости рта;

- произвольное высовывание языка;

- верхний подъём языка;

- боковые отведения языка (повороты вправо, влево);

- пощёлкивание языком;

- облизывание губ языком;

- снижение амплитуды артикуляционных движений;

- умение держать артикуляционную позу;

- способность к переключению;

- гиперсаливация;

- жевание (не жуёт твёрдую пищу, затруднено);

- глотание (поперхивается, не нарушено).

Нарушение звукопроизношения:

- усреднённость гласных (нарушена лабиализация);

- недостаток произношения звонких согласных;

- недостаток произношения глухих согласных;

- недостаток произношения мягких (твёрдых) согласных;

-недостаток произношения свистящих (шипящих, сонорных) согласных;

- изолировано все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи;

- звукопроизношение без дефектов;

- фонетический строй речи сформирован достаточно (в пределах возрастной нормы).

Нарушение дифференциации звуков:

-различает оппозиционные звуки;

- трудности различения звуков, близких по акустико-артикуляционным признакам;

- замены, смешения.

Приложение 14.

Наши рекомендации