Психолого-педагогическая характеристика ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией.
(ориентировочная схема)
Психолого-педагогическая характеристика ребенка __________
1. Общие сведения о ребенке ( дата рождения, дата поступления в группу, кем направлен, жалобы родителей, заключения специалистов: отоларинголога, офтальмолога, психоневролога, педиатра, психолога, логопеда, заключение психолого-медико-педагогической комиссии). Анамнестические данные.
2. Характеристика условий воспитания: где воспитывался ребенок до поступления в логопедическую группу (дома с родителями, матерью, бабушкой, в детских яслях, в детском саду ); особенности речевого окружения ребенка ( расстройства речи у членов семьи, темп речи, наличие двуязычия и др.); социокультурный статус семьи (характер взаимоотношений, возможные конфликты и реакция на них ребенка, тип воспитания ребенка, есть ли единство требований при воспитании, возможности членов семьи и домашние условия для общего психического и речевого развития ребенка); отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, болезненное, постоянная фиксация на дефектах речи, предъявление высоких требований к речи ребенка и др.).
3. Данные о состоянии психофизиологического развития ребенка:
- состояние представлений об окружающем, особенности детских видов деятельности: характер сведений о самом себе, понимание родственных связей, степень ориентировки в окружающем мире; уровень владения программным материалом, навыками по основным разделам обучения в детском саду, особенности поведения при выполнении различных видов деятельности;
- характеристика высших психических функций : особенности восприятия (зрительного, слухового) ; характеристика внимания, особенности мышления;
- уровень развития эмоционально-волевой сферы: особенности проявления эмоций и чувств (преобладающий тип настроения: подавленное или радостное, устойчивое или неустойчивое, легко изменяющееся), особенности проявления волевых качеств (целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность и др.);
- особенности характера и поведения ребенка;
- развитие двигательных функций ребенка (состояние общей и мелкой моторики; тип ведущей руки и пр.);
- состояние речи ребенка: импрессивная сторона речи (понимание диалога, связной речи, предложений, грамматических категорий и форм); экспрессивная сторона речи (общее звучание речи: внятность, темп, ритм, интонационная выразительность, особенности речевого дыхания и характеристика голоса; уровень развития связной речи, объем и типы употребляемых предложений, количественная и качественная характеристика активного словарного запаса, грамматическое оформление речи, особенности звукопроизношения), степень сформированности фонематического восприятия, строение и подвижность артикуляционного аппарата; заключение логопеда о состоянии речи;
- педагогический анализ результатов коррекционной работы, выполненной студентом (указать период времени, в течение которого осуществлялась работа с ребенком, количество проведенных индивидуальных занятий и их конкретные результаты).
Примерное описание состояния речи ребёнка при составлении психолого-педагогической характеристики.
Понимание обращённой речи:
-совершенно не понимает обращённую речь;
- понимание ограниченное (в пределах ситуации);
- понимание на бытовом уровне;
- выполняет речевые инструкции;
- понимает в полном объёме.
Пассивный словарь:
- понимание смыслового значения слова;
- понимание действия предметов;
- понимание лексико-грамматических конструкций;
- ошибки в понимании конструкций, которые преодолеваются при самостоятельном проговаривании инструкции;
- понимание трудных конструкций недоступно даже после повторных проговариваний;
- трудные задания недоступны; более лёгкие задания выполняются только после повторных самостоятельных проговариваний;
- понимание простого сюжета.
Фонематический слух (фонематическое восприятие):
- нарушен (нарушено);
- сохранный;
- доступно лишь различение изолированных фонем;
- испытывает затруднения при различении даже изолированных фонем.
Характеристика собственной речи:
(экспрессивная речь)
I уровень речевого развития:
- полное отсутствие звуковых и словесных средств общения;
- произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания;
- произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражания;
- использование парадигматических средств общения (выразительной мимики, жестов).
II уровень речевого развития:
- пользуется простой фразой (фраза аграмматичная, неразвёрнутая (упрощённая), структурно нарушенная);
- активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные;
- предлоги употребляются редко;
- слоговая структура слов нарушена.
III уровень речевого развития:
- пользуется развёрнутой фразой;
- недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении);
- синтаксические конструкции фраз бедные;
- слоговая структура многосложных слов нарушена.
Нормативный уровень речевого развития:
- пользуется развёрнутой фразой;
- грамматический строй речи сформирован достаточно.
Особенности речи:
- проявляет склонность к эхолалии;
- наличие речевых штампов;
- речь пустая, бессодержательная, часто не соотносится с выполняемыми действиями;
- речь не отражает истинных интеллектуальных возможностей ребёнка.
Словарный запас:
- резко ограничен, беден, в пределах обихода, достаточный;
- адекватно передаёт значение слова, при этом постоянные звуковые замены или искажения произношения не учитывает;
- допускает близкие вербальные замены слов ("кубики" - строитель, "лежит"- отдыхает, "раскрашивает" - рисует);
- отвечает словосочетаниями, содержащими искомое слово (после повторного предъявления инструкций; "мальчик читает" вместо "читает", в том числе при употреблении сочетания глагола "делает" с искомым глаголом: "мальчик делает читает";
- отвечает после контекстной подсказки ("Девочка нарисовала дом, а теперь … раскрашивает его");
- допускает грубые вербальные замены, в том числе - замены названий предметов их функцией (вместо "кровать" - "пать" (спать) и ,наоборот, вместо "копает" - "пата" (лопата)).
- составляет грамматически правильно предложения, отражающие содержание смысла предлагаемой картинки;
- отвечает словосочетанием с пропуском субъекта и объекта действия;
- пропускает предлоги, нарушает предложные отношения;
- употребляет два простых предложения вместо односложного;
- допускает нетрадиционный порядок слов в предложении;
- не может составить предложение;
- перечисляет предметы, действия, признаки;
- высказывание носит развёрнутый характер, словарный запас соответствует возрасту;
- развёрнутое высказывание характеризуется ограниченностью словарного запаса, наблюдаются единичные случаи аграмматизма;
- пересказывает по наводящим вопросам.
Слоговая структура слова:
- нарушена;
- сохранна;
- парафазии (замены);
- элизии (пропуски);
- итерации (повторение);
- контаминации (часть одного слова соединяется частью другого);
- персеверации (отсроченное повторение);
- перестановка.
Общее звучание:
- речь невнятная, малопонятная для окружающих;
- разборчивость речи несколько снижена;
- речь смазанная;
- разборчивость речи не нарушена;
- темп речи: нормальный, тахилалия, брадилалия, запинки судорожного (несудорожного) характера;
- ритм речи (нормальный, растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов).
Дыхание:
- свободное;
- затруднённое;
- поверхностное, неглубокое, неровное;
- дифференциация носового и ротового выдоха;
- наличие нижнедиафрагмального дыхания;
- ротовой выдох.
Голос:
- нормальный (сильный, звонкий);
- недостаточная сила голоса (слабый, тихий, истощающийся по мере говорения);
- отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, напряжённый, прерывистый, дрожащий, гипоназализованный, гиперназализованный, носовая эмиссия);
- слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (голос маломодулированный или немодулированый; монотонный);
- синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции (нарушена, недостаточна, сохранна).
Строение и подвижность органов артикуляции:
- неврологический синдром при расстройстве мышц речевого аппарата (спастический парез, регидность, гиперкинезы, атаксия, апраксия);
- гипомимия лицевой мускулатуры;
- нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотония, дистония);
- сглаженность носогубных складок;
- оральные синкинезии;
- тремор подбородка;
- асимметрия;
- гиперкинезы;
- губы (толстые, тонкие);
- подвижность губ (малоподвижные, подвижные);
- наличие расщелины или послеоперационных рубцов верхней губы;
- зубы (крупные, мелкие, редкие, частые, нормальные);
- прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный);
- твёрдое нёбо (готическое, высокое, низкое; наличие расщелины или послеоперационных рубцов);
- мягкое нёбо (подвижное, неподвижное, длинное, короткое, наличие расщелины или послеоперационных рубцов);
- субмукозная щель;
- язык (толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная уздечка);
- мышечный тонус языка (спастичность, гипотония, дистония);
- гиперкинезы;
- девиации (отклонение) языка (вправо, влево);
- посинение кончика языка;
- объём артикуляционных движений языка (строго ограничен, неполный);
- язык не выводится из полости рта;
- произвольное высовывание языка;
- верхний подъём языка;
- боковые отведения языка (повороты вправо, влево);
- пощёлкивание языком;
- облизывание губ языком;
- снижение амплитуды артикуляционных движений;
- умение держать артикуляционную позу;
- способность к переключению;
- гиперсаливация;
- жевание (не жуёт твёрдую пищу, затруднено);
- глотание (поперхивается, не нарушено).
Нарушение звукопроизношения:
- усреднённость гласных (нарушена лабиализация);
- недостаток произношения звонких согласных;
- недостаток произношения глухих согласных;
- недостаток произношения мягких (твёрдых) согласных;
-недостаток произношения свистящих (шипящих, сонорных) согласных;
- изолировано все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи;
- звукопроизношение без дефектов;
- фонетический строй речи сформирован достаточно (в пределах возрастной нормы).
Нарушение дифференциации звуков:
-различает оппозиционные звуки;
- трудности различения звуков, близких по акустико-артикуляционным признакам;
- замены, смешения.
Приложение 14.