ТЕМА: Притяжательные прилагательные.
(на основе лексической темы «Дикие животные»).
ЦЕЛИ:1.Практическое усвоение детьми притяжательных прилагательных, их согласование с существительными в роде, числе на материале слов, словосочетаний, предложений.
2. Закрепление знаний о частях тела диких животных (волк, медведь, лиса, заяц, белка).
3. Активизация мыслительной деятельности на материале загадок.
4. Развитие зрительного, слухового внимания, наблюдательности, памяти.
5. Пробуждение у детей добрых, светлых чувств и заботливого отношения к животным, к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Фланелеграф.
2. Предметные картинки: лиса, заяц, медведь, волк, белка.
3. Предметные картинки с изображением частей тела диких животных.
4. Предметные разрезные картинки с изображением диких животных.
5. Сюжетная картина «Лес» с изображением зимнего леса, следов и частей тела диких животных в прорезях.
6. «Фотографии» диких животных фотографа Шарика из Простоквашина.
РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ:
Слова, словосочетания, предложения, загадки.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
I. Оргмомент.
II. Сообщение темы занятия.
III.Изучение нового материала.
- называние детьми частей тела диких животных;
- игра “Угадай животное”;
IV. Физкультминутка
- игра “Лес”.
V. Закрепление изученного материала.
VI.Итог занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. О р г м о м е н т
Л.: Ребята, сейчас сядет тот, кто изобразит дикого животного.
Дети изображают зверей.
Л.: Дети, вы любите гулять по лесу?
Д.: Да!
Л.: Я тоже люблю гулять по лесу.
Здравствуй, лес! Белка спряталась в дупло
Дремучий лес! В нем и сухо и тепло.
Полный сказок и чудес! В логове лежит волчиха,
Под кустом дрожит зайчиха.
Кто в глуши твоей таится Под корягой в буреломе
Что за зверь? Какая птица? Спит медведь как-будто в доме.
Всё открой, не утаи Под березой на пригорке
Ты же видишь: мы свои. Старый лис устроил норку.
Л.: Дети, много зверей живёт в лесу?
Д.: Да!
Л.: Как можно назвать зверей, которые живут в лесу?
Д.: Дикие.
II. С о о б щ е н и е т е м ы з а н я т и я .
Л.: Сегодня на занятии мы будем говорить о диких животных. А о каких, вы догадаетесь, разгадав мои загадки.
- Отгадывание детьми загадок:
Хвост пушистый, В сосне дупло, Кто зимой холодной
Мех золотистый, В дупле тепло. Ходит злой, голодный?
В лесу живёт, Кто в дупле - (Волк).
В деревне кур крадёт. Живёт в тепле
(Лиса) (Белка).
Хозяин лесной Косоглазый маленький,
Просыпается весной, В белой шубке, в валенках.
А зимой под вьюжный вой (Заяц).
Спит в берлоге снеговой.
(Медведь).
По ходу отгадывания загадок выставляются картинки животных.
Л.: Дети, вспомните, какие части тела есть у всех этих животных?
Д.: Голова, уши, хвосты, туловище, глаза.
Л.: Правильно! Но все части тела у этих животных разные. Хвост у лисы какой?
Д.: Пушистый, рыжий, большой.
Л.: А хвост у зайца какой?
Д.: Маленький, серенький.
III. И з у ч е н и е н о в о г о м а т е р и а л а .
Л.: Ребята, послушайте, как по-разному называются части тела у разных животных.
Все слова логопед сопровождает показом картинок.
Л.: Голова лисы – это лисья голова. Дети, чья это голова? Назовём все вместе.
Д.: Это лисья голова.
(Аналогично о голове белки, зайца, медведя, волка).
Л.: Послушайте, как будут называться их лапы. Лапы зайца – это заичьи лапы. Ребята, чьи это лапы?
Д.: Заичьи.
(Аналогично о лапах медведя, волка, лисы, белки).
Л.: Туловище медведя – медвежье туловище. Дети , чьё это туловище?
Д.: Медвежье.
Л.: Уши зайца – заичьи уши. Чьи это уши?
Д.: Это заичьи уши.
(Аналогично об остальных частях тела медведя, зайца, белки, врлка, лисы).
Л.: Ребята, каждое животное, как и человек, имеет своё жилище. Где живёт лиса?
Д.: В норе.
Л.: Правильно! А где живёт медведь?
Д.: В берлоге.
Л.: Где живёт белка?
Д.: В дупле.
Л.: Ребята, чья это нора?
Д.: Это лисья нора.
Л.: Чья это берлога?
Д.: Медвежья.
Л.: Чьё это дупло?
Д.: Это беличье дупло.
Л.: Молодцы, ребята! Давайте с вами поиграим в игру “Угадай животное”.
Игра “Угадай животное”.
На фланелеграфе выставляются картинки диких животных. У каждого нет какой-либо части тела. Дети должны назвать зверей; сказать, чего у них не хватает. Тот ребёнок, у которого на парте лежит часть тела этого животного, подходит, прикрепляет её и говорит: “У меня лисий хвост”, “У меня медвежья голова”…
IV. Ф и з к у л ь т м и н у т к а.
“ Бобры”.
Мы бобры бревно расколим:
Колим, колим, колим, колим.
Мы бобры дрова распилим:
Пили, пилим, пилим, пилим.
Раз-два, раз-два
Будут на зиму дрова.