II. Работа над развитием силы, высоты голоса.
III. Работа над просодической стороной речи:
1) дифференциация на слух различных по интонационной выразительности музыкальных отрывков;
2) знакомство с различными типами интонации на практической основе.
IV. Работа над речевым дыханием:
1) нормализация ритма дыхания;
2) развитие ротового вдоха и выдоха.
V. Коррекция произношения дефектных звуков:
1) постановка звука [ш];
2) автоматизация звука [ш] в слогах, словах, …;
3) дифференциация звуков [ш] и [с].
VI. Коррекция фонематической стороны речи:
1) различение на слух гласных и согласных звуков;
2) определение места звука в слове;
3) определение количества звуков в слове.
VII. Коррекция слоговой структуры слова:
1) воспроизведение ритмического рисунка слова:
а) с опорой на проговаривание;
б) без опоры на проговаривание;
2) проговаривание слогов со стечением согласных (та –кта, па – пта и др.).
3) закрепление в речи слов сложной слоговой структуры (11 – 14 классы).
VIII. Коррекция лексико-грамматической стороны речи, связной речи:
1) формирование обобщающих понятий ''обувь'', ''посуда'';
2) активизация словаря с учетом речевых возможностей ребенка;
3) совершенствование навыков словообразования глаголов;
4) различение и сопоставление форм слов:
а)существительных среднего рода в единственном и множественном числе;
б)существительных в родительном падеже единственного и множественного числа;
5) работа над пониманием и употреблением предложных конструкций;
6) формирование навыков рассказывания.
IX. Развитие слухового внимания, слуховой и зрительной памяти на линейный ряд, формирование умственных действий обобщения, сравнения, анализа и синтеза.
Отчёт логопеда.
В конце года учитель-логопед составляет цифровой отчет, а также пишет отчёт об эффективности проведённой работы, сдаёт его старшему логопеду (руководителю методического объединения), который подаёт сводный отчёт в городское управление образования. В отчёте приводятся следующие данные:
1.Дата комплектования.
2.Количество детей, поступивших в группу (распределение их по логопедическим заключениям).
3.Количество выпущенных детей, из них:
а)с хорошей речью;
б)со значительным улучшением;
в)без значительного улучшения.
4.Рекомендовано направить:
а)в массовую школу;
б)в школу 5 вида;
в)в школу 8 вида;
г)в массовый детский сад.
5.Количество детей, оставшихся на повторный коррекционный курс, и
распределение их по логопедическим заключениям.
7.Количество детей, выбывших в течение года.
8.Выполнение мероприятий, включённых в перспективный план работы.
В графе "Примечание" указывается, по какой причине ребёнок оставлен на повторный курс обучения.
Цифровой отчёт за ________ учебный год. ДОУ № __
Нарушения речи | Зачис-лено | Выпущено | Оставлено | Выбыло | Наблюдение шк. логопеда | Другое | |||
1 год обучения | 2 год обучения | ||||||||
ОУ | ДОУ | ОУ | ДОУ | ||||||
ОНР (I уровень) | |||||||||
ОНР (II уровень) | |||||||||
ОНР (III уровень) | |||||||||
Вторичное НР | |||||||||
ФФН | |||||||||
Ф(из) Дефект | |||||||||
Итого |
Учитель – логопед_____________________
Содержание III этапа (диагностического)
(2-я неделя).
1.Формирование у студентов умений самостоятельно проводить психолого-педагогическое и логопедическое обследование дошкольников с речевой патологией, анализировать и оформлять результаты, составлять перспективный план коррекционной работы:
1) знакомство со спецификой психолого-педагогического и логопедического обследования детей определённой группы, анализ и запись в дневник соответствующих схем (приложение 8).
2) наблюдение за тем, как осуществляется процедура обследования ребёнка с нарушением речи (задачи, разделы, приёмы, формы обследования, используемый наглядный и дидактический материал, инструкции логопеда, виды помощи и т. д.;
3) самостоятельное осуществление студентами под руководством учителя-логопеда психолого-педагогического и логопедического обследования закреплённых за ними дошкольников; знакомство с данными педагогического обследования, проводимого воспитателями группы;
4) обсуждение студентами с логопедом и методистом кафедры результатов обследования. Занесение данных обследования в речевые карты (приложение 9). Составление развёрнутых перспективных индивидуальных планов работы с воспитанниками логопедической группы (приложение 10).
2.Предоставление старостой методисту кафедры графиковпроведения открытыхлогопедических занятийс точным указанием даты и времени проведения, вида и темы занятий (к концу 2-й недели).
Приложение 8.
Примерная схема психолого-педагогического обследования
1.Фамилия, имя ребёнка.
2.Дата рождения (число, месяц, год).
3. Речевое развитие(графа может заполняться в ходе обследования, если ребёнок легко вступает в контакт и быстро отвечает на вопросы, или по окончании обследования на основании общего впечатления о речи. Обследуется у детей с общим недоразвитием речи III уровня, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, с нарушением произношения у заикающихся детей:
1) понимание обращённой речи ребёнком(при хорошем понимании ставится знак "+", при недостаточном - "-");
2) связная речь(ребёнку предлагается составить рассказ по сюжетной картинке или по серии картин, или из опыта. Если ребёнок справился с заданием - "+", если нет - "-". Можно ввести дополнительные обозначения или вписать особенности речи ребёнка);
3) словарный запас(заключение делается на основе беседы или состав-
ления рассказа. Графа заполняется словами: достаточный, недостаточный,
резко ограничен и т. п.)
4)грамматический строй(заключение делается при проверке употреб-
ления предлогов и различных грамматических форм слов, выделяются
аграмматизмы. При заполнении графы пишется предлог (простой или
сложный) и форма его употребления (активная или пассивная). При на
личии аграмматизма графа заполняется словами: грубый, незначительный;
знаком "+", если ребёнок справляется со всеми предложенными задания
ми);
5) произношение звуков(в графе перечисляются нарушенные звуки или
группы звуков и характер их нарушения, например, "боковые свистя-
щие", "межзубный сигматизм");
6) различение оппозиционных звуков(заполняется знаком "+" , если
ребёнок справляется с заданиями, знаком "-" , если не справляется и
указывается характер нарушения, например, за-за-за - (жа - за);
7) навыки пользования ситуативной речью(при заикании) (графа за
полняется знаком "+", если у ребёнка есть заикание, знаком " - " , если
речь без заикания. Форма и степень заикания не указываются).
4. Состояние слуха(проверяется у тех детей, которые переспрашивают вопросы, оглушают звонкие согласные, если сохранность слуха вызывает сомнение. Соответствующая графа заполняется знаком "+" (норма), если слух не нарушен. При нарушении слуха - заключение отоларинголога).
5. Умственное развитие(при обследовании детей с I и II уровнями речевого развития, а также в сомнительных случаях):
1) количественный счёт и счётные операции (указывается "счёт до 5",
"до 3" или "соотносит до 3 предметов", "до 5" и т.д., если ребёнок выполняет задания; если нет, то пишется знак " - ");
2) конструктивная деятельность(графа заполняется знаком " + " или " - " в зависимости от того, справляется ребенок с данными заданиями ( + ) или нет ( - ));
3) простейшие обобщения(заполняется также, как предыдущая графа).
6. Состояние интеллекта(заполняется на основании данных, полученных при проверке умственного развития ребёнка, пишется или знак ( норма ); при нарушении интеллекта " умственная отсталость в степени дебильности " или " ЗПР ". Тип нарушения интеллекта определяет психоневролог или психиатр ).
7. Примечание(вносятся различные пометки, которые имеют значение для диагностики интеллекта, слуха. В графе отмечаются контактность ребёнка, его работоспособность, умение сосредоточиться, психические реакции, например: не контактный, быстро утомляется, повышенная отвлекаемость и т.д.).
Примерная схема логопедического обследования.
В первые две недели пребывания детей в группе проводится логопедическое обследование их речи. Выявляется:
1) наличие у детей фразовой речи;
2) понимание речи;
3) правильность лексико-грамматического анализа;
4) готовность к звуковому анализу и синтезу слов;
5) фонетическое оформление;
6) сформированность слоговой структуры;
7) строение и сохранность артикуляционного аппарата.
В речевой карте приводятся примеры образцов детской речи с лекси-
ческими, грамматическими и фонетическими ошибками.
На основе анализа полученных данных формулируется логопедическое заключение с учётом лингвистической структуры дефекта и формы речевой патологиии.
Приложение 9.
Речевая карта № 1.
(для детей с общим недоразвитием речи).
1.Дата поступления ребёнка в группу.
2.Фамилия, имя.
3.Месяц, число, год рождения.
4.Домашний адрес.
5.Из какого детсада направлен ребёнок.
6.Жалобы родителей.
7.Слух.
8.Интеллект.
9.Данные о ходе речевого развития (гуление, лепет, первые слова и предложения. Прерывалось ли речевое развитие ребёнка, по какой причине, как длительно).
10.Раннее физическое развитие ребёнка.
11.Связная речь:
а) беседа;
б) составление рассказа по сюжетной картинке;
в) составление рассказа по серии картинок;
г) пересказ;
д) составление рассказа - описание предмета.
12.Словарь (активный и пассивный).
13.Грамматический строй речи (понимание грамматических форм и употребление их в активной речи).
14.Состояние артикуляционного аппарата.
15.Произношение и различение звуков.
16.Готовность к звуковому анализу и синтезу слов.
17.Произношение слов слогового состава.
18.Заключение.
Речевая карта №2
(для детей с недоразвитием фонетического строя речи).
1.Дата поступления ребёнка в группу.
2.Фамилия, имя.
3.Возраст.
4.Домашний адрес.
5.Из какого сада направлен (№, дата, адрес).
6.Жалобы родителей.
7.Данные о ходе речевого развития.
8.Состояние общей моторики.
9.Слух:
а) физиологический;
б) фонематический.
10.Общее развитие ребёнка.
11.Внимание.
12.Работоспособность.
13.Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость, артикуляция, дыхание).
14.Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность).
15.Произношение различение звуков.
16.Анализ и синтез звукового состава речи.
17.Произношение слов сложного слогового состава (строительство, электричка, велосипед, гимнасты и т.д.)
18.Грамматический строй речи.
19.Словарь.
20.Навыки словообразования.
(В карте приводятся образцы высказываний ребёнка).
Пример заполнения речевой карты.[1]
Речевая карта.
1. Фамилия, имяСергей М.__________________________________
2. Возраст5 л. 9 мес.__________________________________
3. Домашний адресг. Смоленск, ул. Соколовского, д. 24, кв. 78.________
1. Из какого сада направляется из д/с "Ёжик"________________________
5. Дата поступления ребёнка в группу 17. 09. 02._________________
Жалобы родителей и
анамнезплохо говорит_____________________________
7. Слух (заключение специалиста)N_________________________________
8. Интеллект (заключение специалиста): из медицинских документов с__ указанием даты обследования и фамилии врача__________________________
9. Данные о ходе речевого развития(со слов матери):________________
- гуление 3 мес.__________________________________________________
- лепет 6 мес.__________________________________________________
- первые слова после 3-х лет______________________________________
- предложения к 4 годам________________________________________
- прерывалось ли речевое развитие ребёнка, по какой причине, как
длительно нет__________________________________________________
10. Раннее физическое развитие (наблюдались ли отклонения в физическом развитии, перенесённые заболевания, в какой форме) _________
не наблюдались____________________________________________________
11. Состояние общей моторикидвижения скованные, не координированные
12. Связная речь:
а) беседа:
1) отвечает односложно____________________________________________
2) простой фразой _________________________________________________
3) распространёнными предложениями ________________________________
4) аграмматизмы грубые__________________________________________
б)составление рассказа по сюжетной картинке (фотозапись детского рассказа с его фонетическими, грамматическими ошибками):________________
________Ёзику аивают маако, матик не, два.___________________________
1) составляет самостоятельно __________________________________________
2) составляет по плану _______________________________________________
3) составляет по образцу логопеда ____________________________________
4) не справился _____________________________________________________
в) составление рассказа по серии картинок (фотозапись):_________________
Кот исет мыску. Кот потом исет мыску. Спатаясь под сапог. Когда кот побезит ботинку. Мыска папайясь.________________________________
1) самостоятельно разложил картинки__________________________________
2) с помощью логопеда_______________________________________________
3) не справился______________________________________________________
4) составил рассказ самостоятельно____________________________________
5) по плану__________________________________________________________
6) по образцу логопеда_______________________________________________
7) не справился______________________________________________________
г) пересказ (фотозапись): Хотеа галька попить. Она не мога достать. Она покидаа камни. Высе. Мозно пить._______________________________
1) понял содержание рассказа _________________________________________
2) не понял содержание ______________________________________________
3) последовательность изложения недостаточная________________________
4) полнота изложения недостаточная___________________________
д) составление рассказа-описания предмета (фотозапись)__________________
Утоцка. Зотая маинькая отень. Как муха_________________________
1) составил самостоятельно ___________________________________________
2) составил по плану _________________________________________________
3) составил по образцу логопеда_______________________________________
4) не справился ______________________________________________________
Выводы
1.Владеет элементарной связной речью на уровне простого распространённого предложения.
2.Умеет составить связный рассказ с помощь логопеда, пользуется двухсоставным предложением.
3.Не владеет связной речью.
13. Словарь (пассивный) ограничен______________________________
I.Понимание речи:
1) Приближается к норме_____________________________________________
2) Ограничено________________________________________________________
3) Не понимает обращённой речи _____________________________________
II. Активный словарь ограничен___
1) Название предметов по картинкам или по непосредственному предъявлению______________________________________________________________
А) части тела не знает ресницы, "локти" (ногти)___________________
Б) игрушки отсутствует обобщающее понятие_____________________
В) одежда + не называет детали одежды__________________________
Г) посуда + не называет части чайника___________________________
Д) мебель отсутствует обобщающее слово________________________
Е) животные и их детёныши домашние - кошка и собака, диких животных называет; детёнышей не знает___________________________
2) Название действий и состояний предметов:
Бежит +___________ причёсывается чешет___________
Пьёт +_______________ умывается моет_____________
Режет -_______________ одевается +_______________
Сидит +_______________ улыбается -_______________
Идёт ходит____________ смеётся_________ -_______________
Вяжет - спица____________ плачет +_______________
Рисует +_______________
3) Название признаков предметов.
Качественные прилагательные:
А) цвет не знает: синий, оранжевый; смешивает: зелёный - красный____
Б) форма _-__________________________________________________
В) величина +_________________________________________________
Антонимы:
Большой - маленький тупой - -_______ высокий - -______
Холодный - горячий мокрый - сухой_____ старший - ____-______
Чистый - грязный__ широкий- -_______ длинный - -______
Твёрдый- не твёрдый светлый - __________
4) Словообразование.
Суффиксальный способ словообразования:
А) шапка - шапочка голова - -____ дрова - довка_ дерево - -___
сумка - сумотька ваза - вазотька__ ухо - ухи____ воробей - -__
гнездо - -_____ птица - птитька_ лоб - опка___ ковёр - ковёик
ведро - вёдйышко_ стул - стулик___
Б) дерево - деревянный снег - снежный железо - железный
-__ - стеклянный бумага - бумажный -___ - зимний
-__ - дубовый лимоновый - лимонный -_ - осенний
апельсилинный - апельсиновый -____ - сосновый -_ - пластмассовый
Префиксальный способ словообразования:
Льёт - наливает - поливает - выливает -