Печатается в авторской редакции
О. К. Прончева
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению производственной практики
для студентов направления подготовки 101100.62 «Гостиничное дело»
Омск
ОГИС
УДК 377.127.6
ББК 74.5
П 78
Рецензент
канд. пед. наук, доцент Е. В. Кулагина
Ответственный за выпуск
зав. каф. канд. пед. наук, доцент Е. В. Кулагина
Прончева, О. К.
П 78Методические указания по выполнению производственной практики для студентов направления подготовки 101100 «Гостиничное дело»/ О. К. Прончева. – Омск : Омский государственный институт сервиса, 2015. – 26 с.
Разработаны с целью оказания учебно-методической помощи студентам при прохождении производственной практики. Содержат программу производственной практики, методические рекомендации по подготовке отчетных документов, перечень прав и обязанностей студентов-практикантов, а также библиографический список и приложения.
Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой по данной дисциплине и предназначены для студентов, обучающихся по направлению 101100 Гостиничное дело (бакалавр гостиничного дела).
Печатается в авторской редакции
УДК 377.127.6
ББК 74.5
Рекомендовано заседанием кафедры
Протокол № __ от ________ г.
Утверждено научно-методическим
Советом специальности ___________
Протокол № от _____________ г.
Омский государственный
Институт сервиса, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.Общие указания по организации производственной практики | |
Раздел 1. Программа и содержание производственной практики…… | |
1.1. Цель и задачи практики…………………………………………………... | |
1.2. Организация производственной практики……………………………… | |
1.3. Содержание практики…………………………………………………….. | |
1.4. Выполнение индивидуальных заданий………………………………….. | |
Раздел 2. Подготовка отчётных документов по производственной практике………………………………………………………………………. | |
2.1. Составление отчета о производственной практике………………. | |
2.2. Составление дневника о прохождении производственной практики…. | |
2.3. Оформление отзыва о студенте-практиканте руководителем практики от предприятия………………………………………………………………… | |
Раздел 3. Права и обязанности студента-практиканта…………………. | |
3.1. Выбор организации – базы практики………………………………… | |
3.2. Права студента-практиканта……………………………………….. | |
3.3. Обязанности студента-практиканта………………………………... | |
Заключение.............................................................…………………………... | |
Библиографический список…………………………………………………... | |
Приложения…………………………………………………………………... | |
Приложение 1. Примерные индивидуальные задания по направлении подготовки 101100.62 Гостиничное дело……………………………………. | |
Приложение 2. Образец оформления титульного листа по практике…….. | |
Приложения 3. Образец оформления титульного листа дневника по практике……………………………………………………………………….......... | |
Приложение 4. Образец ведения дневника по практике………………….... | |
Приложение 5. Форма краткой характеристики студента………………….. |
Введение. Общие УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
Производственной практики
Практика студентов является составной частью системы подготовки высококвалифицированного специалиста в сфере гостиничного дела, в связи, с чем рассматривается как одна из важных форм связи процесса обучения в высшем учебном заведении с будущей практической деятельностью выпускника в организациях различного типа.
Производственная практика проводится в соответствии с ГОС ВПО по направлению 101100 «Гостиничное дело (Бакалавриат)» в соответствии с учебным планом и в сроки, определенные графиком учебного процесса.
Производственная практика базируется на компетенциях и умениях, формируемых при изучении дисциплин гуманитарного, социального, экономического, математического и профессионального циклов.
Производственная практика – это исследовательское поле для студента, позволяющее собрать и систематизировать сведения об организации, статистические данные, освоить новые технологии, продумать основное направление собственной профессиональной деятельности в будущем. Производственная практика предусматривает самостоятельное изучение организации работы функциональных служб гостиниц и других средств размещения, использования их функциональных помещений; анализ технологических процессов в гостиницах и других средствах размещения; приобретение практических навыков гостиничного обслуживания и сбор материалов для выпускной квалификационной работы.
Производственная практика студентов проводится в сроки, уста-новленные учебным планом, в соответствии с графиком учебного процесса и является неотъемлемой частью учебного плана. Практика продолжается 2 недели.
По результатам прохождения практики каждый студент должен составить отчет, к которому должны быть приложены:
- дневник прохождения практики, подписанный руководителем от базы практики и заверенный печатью;
- развернутый отзыв о работе студента (характеристика), подписанный руководителем практики от организации и заверенный печатью. В отзыве необходимо отразить уровень теоретической и практической подготовки студента, степень добросовестности его отношения к выполнению программы и соблюдению трудовой дисциплины, эффективность прохождения практики и выставить оценку по итогам практики («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
После проверки отчета и документов, представленных студентами, руководитель практики от кафедры выставляет дифференцированный зачет, руководствуясь следующей примерной балльной структурой оценки (см. табл. 1):
Талица 1
Балльная структура оценки практики
Максимальный балл практики, из них: | |
1. на основании оценки руководителя практики от организации | |
2. на основании проверки документов руководителем практики от кафедры, в том числе: | |
- оформление отчета и документов | |
- составление дневника | |
- выполнение индивидуального задания практики | |
- наличие выводов и предложений по решению проблем организации |
Раздел 1. Программа и СОДЕРЖАНИЕ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ практикИ
Практика проводится по учебному плану направления 101100.62 «Гостиничное дело» на 3 курсе в 6 семестре. Она является продолжением учебно-ознакомительной практики и позволяет собрать и систематизировать сведения об организации, статистические данные, освоить новые технологии, продумать основное направление собственной профессиональной деятельности в будущем.
Прохождение производственной практики закрепляет знания по циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин и предшествует изучению спецкурсов профессиональных дисциплин, преддипломной практике и выполнению выпускной квалификационной работы.
Базами практик являются гостиничные предприятия и предприятия общественного питания.
1.1. Цель и задачи практики
Цель практики – закрепить теоретические знания, полученные при изучении специальных дисциплин профессионального цикла, подготовить студентов к профессиональной деятельности по направлению «Гостиничное дело», а также получить практический опыт работы в коллективе.
Задачами практики являются:
1) практическое закрепление знаний, умений и навыков, полученных студентами при обучении;
2) профессиональная ориентация и адаптация студентов-практикантов;
3) развитие навыков деловой коммуникации;
4) формирование навыков ведения маркетинговых исследований в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса;
5) практическое знакомство с различными методами и приемами орга-низации деятельности гостиничного предприятия и предприятия общественного питания.
Реализация цели и задач практики должна осуществляться с учетом сферы деятельности организации, её миссии, стратегии и практики управления.
1.2. Организация производственной практики
Основными мероприятиями по организации практики являются выбор и закрепление заведующим кафедрой места прохождения практики и руководителя практики от кафедры, а также доведение до студентов содержания практики, обязанностей студентов-практикантов, вида и сроков отчетности.
Местом прохождения практики может быть база практики, а именно организация, с которой у института заключен договор на прохождение практики студентов по направлению «Гостиничное дело». Студентам разрешается проходить практику в организациях по своему выбору.
Организационные вопросы решаются на групповом собрании, которое проводится заведующим кафедрой и руководителем практики. Студенты информируются о порядке прохождения практики, её цели, задачах, правах и обязанностях слушателей и руководителей практики.
Дальнейший ход практики определяется программой и планом (см. табл. 2).
Таблица 2
Примерный план производственной практики
№ п/п | Содержание работы |
1. | Структура управления организацией |
2. | Кадровый потенциал и управление персоналом |
3. | Ознакомление с правовой и нормативно-справочной документацией |
4. | Исследование и оценка экономического состояния организации |
5. | Выполнение индивидуальных заданий практики |
6. | Оформление отчета о практике |
Организацию и контроль за прохождением практики студента осуществляет преподаватель-руководитель практики от кафедры.
С руководителем практики от кафедры студент-практикант обязан выбрать и согласовать тему индивидуального задания и порядок его выполнения и оформления, уточнить перечень рекомендуемой для изучения литературы.
В организации руководителем дается распоряжение, в котором определяются структурные подразделения прохождения практики студентом, и назначается руководитель практики от организации. Для прохождения практики студент включается в деятельность соответствующей организации.
Студент считается успешно прошедшим практику после получения оценки. Порядок прохождения практики является обязательным для каждого студента. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие незачет, отчисляются из института как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом ОГИС, Положением «О порядке приема, отчисления, перевода, восстановления и предоставления академических отпусков обучающимся в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Омский государственный институт сервиса».
1.3. Содержание практики
Производственная практика студентов направления «Гостиничное дело» проходит в два этапа: ознакомительный и исследовательский.
Ознакомительный этап
1) изучение основных сведений об организации:
■ история создания и развития предприятия;
■ учредительные и нормативные документы (устав, учредительный договор)
■ сертификат соответствия, перечень нормативных документов, которыми руководствуется в своей деятельности предприятие;
■ правила внутреннего распорядка и техники и безопасности;
■ материально-техническая база;
■ размеры и масштабы деятельности;
■ стратегические цели и основные стратегии, эффективность деятельности организации и системы управления.
2) описание цикла обслуживания клиентов предприятия
■ бронирование (источники получения запросов, типы бронирования подтверждение, аннуляция);
■ процедура въезда гостя (встреча, регистрация, заселение в номер);
■ обслуживание гостей во время проживания (платные, бесплатные дополнительные услуги, организация отдыха и развлечений);
■ процедура выезда гостя (сдача номера, расчет за проживание и платные дополнительные услуги).
Исследовательский этап
1) организационная структура управления:
■ тип и общая характеристика организационной структуры управления, ее схема;
■ характеристика отдельных уровней и звеньев управления (линейных и функциональных), преобладающих типов связей;
■ регламентация деятельности структурных подразделений (положения об отделах и службах, должностные инструкции руководителей отделов и служб);
■ структура функций управления. Функционально-организационная модель управления;
■ проблемы структуры управления на предприятии;
■ эффективность и экономичность структуры управления. Методы и рекомендации по совершенствованию.
2) особенности управления производством услуг:
■ технология обслуживания на предприятии: особенности услуг предприятия;
■ содержание процесса обслуживания и продажи продукта;
■ методы продажи;
■ ценообразование гостиничных услуг и услуг предприятия общественного питания;
■ документационное оформление взаимоотношений предприятия с гостем (клиентом);
■ организация расчетов с потребителем услуг;
■ технология продвижения и стимулирования продаж продукта;
■ социально-психологические особенности деятельности предприятия, культура обслуживания.
3) управление маркетингом:
■ система организации маркетинга на предприятии, ее задачи;
■ анализ маркетинговой среды;
■ товарная, ценовая, сбытовая и коммуникативная политики гостиничного предприятия и предприятия общественного питания.
4) управление персоналом:
■ кадровый потенциал предприятия системы управления (профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень), планирование потребности в кадрах на предприятии, процесс подбора кадров;
■ система материального и морального стимулирования, методы повышения эффективности управленческого труда;
■ конфликтология, организация и координация работы сотрудников, определение сложности и объема работ, методы мотивации;
■ умения и навыки делового общения, работа в команде и борьба со стрессами.
Оформление отчета по практике
По результатам практики студентами предоставляются следующие документы:
1) отчет о практике;
2) дневник практики с ежедневными записями о содержании проделываемой работы;
3) краткая характеристика студента;
4) рефлексия и самоанализ студента-практиканта относительно соб-ственных успехов и неудач;
5) презентация, оформленная в Power Point.
В приложениях приводятся формы, по которым должны быть составлены перечисленные документы.
Итоговой формой контроля является защита отчета на итоговой конференции с презентацией, оформленной в электронном виде.
1.4. Выполнение индивидуальных заданий
Индивидуальные задания выполняются в определенной логической последовательности. По каждому вопросу необходимо:
· представить краткую характеристику индивидуального задания (по материалам нормативной документации или по литературе);
· систематизировать собранные материалы (положения, инструкции, статистические данные и т. п.), описать формы и методы деятельности организации;
· проанализировать собранные материалы и дать им оценку;
· сделать выводы и предложения по решению вопроса.
При выполнении индивидуального задания студенту-практиканту необходимо:
§ четко сформулировать задачу;
§ разработать план выполнения задания, разбив его на отдельные этапы и продумав последовательность действий;
§ оценить систему необходимых взаимодействий с руководителем, сотрудниками организации, при необходимости и с внешней средой.
Примерные индивидуальные задания для студентов-практикантов приведены в Приложении 1.
Примерная трудоёмкость производственной практики в часах приведена в таблице 3.
Таблица 3
Трудоемкость производственной практики
№ | Название темы | Количество часов |
Ознакомительный этап | ||
1. | изучение основных сведений об организации | |
2. | описание цикла обслуживания клиентов предприятия | |
Исследовательский этап | ||
3. | организационная структура управления | |
4. | особенности управления производством услуг | |
5. | управление маркетингом | |
6. | управление персоналом | |
ИТОГО: | 108 часов |
Раздел 2. ПОДГОТОВКА ОТЧЁТНЫХ ДОКУМЕНТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методические указания по производственной практике предназначены для студентов направления 101100 «Гостиничное дело» профилей «Гостиничная деятельность» и «Ресторанная деятельность».
Производственная практика является составной частью системы подготовки высококвалифицированного специалиста в сфере гостиничного дела и является важной формой связи процесса обучения с будущей практической деятельностью выпускника в организациях различного типа.
К специалистам гостиничного дела предъявляются разнообразные требования, среди которых: готовность к применению современных технологий для формирования и предоставления гостиничного продукта, соответствующего запросам потребителей; способность применять, адаптировать и развивать современные технологии гостиничной деятельности; эффективное применение нормативно-технологической документации, регламентирующей гостиничную деятельность; готовность к организации и выполнению проектной деятельности в гостинице и др. Значение прохождения производственной практики состоит в том, что она является инструментом проверки подготовки студентов к самостоятельной работе, а также важной формой развития профессиональных навыков.
Методические рекомендации включают основные положения, цели и задачи, содержание производственной практики, рекомендации по последовательности прохождения, требования к структуре и оформлению отчета и всех необходимых приложений.
Наличие методических рекомендаций по учебной практике помогают собрать всю необходимую информацию о предприятии как объекте исследования, а также оформить необходимую отчетную документацию по производственной практике.
В приложениях методических указаний предлагаются образцы ряда документов отчетности (дневника прохождения практики, краткой характеристики студента-практиканта и др.), а также список индивидуальных заданий по производственной практике.
Библиографический список
Основная литература
1. Сливкова, Ю. В. Технологии гостиничного сервиса: учебное пособие / Ю. В. Сливкова. – Омск: ОГИС, 2011. – 96 с.
Дополнительная литература
2. Асанова, И. М. Деятельность службы приема и размещения / И. М. Асанова. – М.: Академия, 2011. – 288 с.
3. ГОСТ Р 51185–2008. Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования. – Введ. 18–12–2008. – М. : Госстандарт России : Изд-во стандартов. – 2008. – 12 с.
4. ГОСТ Р 50645–94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц. – М. : Госстандарт России : Изд-во стандартов. – 1994. – 11 с.
5. Индустрия гостеприимства: основы организации и управления : Учебное пособие / А. Д. Чудновский и др. – М. : Инфра-М, 2011. – 400 с. (Гриф УМО РФ).
6. Российская Федерация. Правила. О предоставлении гостиничных услуг в Российской Федерации. – Утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 № 490. в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.10.1999 N 1104,от 15.09.2000 N 693, от 01.02.2005 N 49). – 5 с.
7. Скобкин, С. С. Практика сервиса в индустрии гостеприимства и туризма / С. С. Скобкин. – М. : Магистр, 2011. – 496 с. (Гриф УМО РФ)
Интернет-ресурсы и электронные издания
1. Есаулова, С. П. Информационные технологии туристической индустрии : Учебное пособие / Есаулова С. П. – М. : Дашков и К, 2010. – 152 с. (в соответствии с договором на предоставление доступа к электронно-библиотечной системе «ЭБС IPRbooks» № 202/11 от 15.09.2011 г., срок предоставления доступа до 31.10.2012 г.).
2. Кусков, А. С. Гостиничное дело : учебное пособие / А. С. Кусков. – М. : Дашков и К, 2010. – 328 с. (в соответствии с договором на предоставление доступа к электронно-библиотечной системе «ЭБС IPRbooks» № 202/11 от 15.09.2011 г., срок предоставления доступа до 31.10.2012 г.).
3. Сергеева, Ю. С. Гостиничный бизнес. Конспект лекций : учебное пособие / Ю. С. Сергеева. – М. : Приориздат, 2009. – 143 с. (в соответствии с договором на предоставление доступа к электронно-библиотечной системе «ЭБС IPRbooks» № 202/11 от 15.09.2011 г., срок предоставления доступа до 31.10.2012 г.).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Примерные индивидуальные задания
по направлению подготовки 101100.62 Гостиничное дело
1. Технология ведения деловой переписки в гостиничном предприятии.
2. Техника приёма и переговоров с клиентами и партнерами.
3. Процедура соблюдения протокола и этикета в гостинице.
4. Культура межличностного общения.
5. Организация рабочего места работника гостиницы.
6. Организация работы с запросами клиентов.
7. Технология работы с базами данных и компьютерной системой бронирования.
8. Соблюдение требований к стандартам и качеству обслуживания клиентов.
9. Анализ использования рекламных материалов, каталогов, брошюр, путеводителей, публикаций по гостиничной тематике.
10. Оформление документации: правила, техника учета и хранения, контроль правильности оформления.
11. Технология бронирования и оформления гостиничных услуг.
12. Организация и проведение деловых переговоров.
13. Организация и проведение рекламных компаний.
14. Организация работы с жалобами клиентов: техника работы, процедура применения мер по жалобам, учет и анализ жалоб.
15. Анализ трудовой дисциплины работников на предприятии.
16. Определение и анализ потребностей в ресурсах.
17. Выявление и анализ проблем в работе гостиницы.
18. Создание системы мотивации и дисциплинарной ответственности.
19. Разрешение производственных проблем на предприятии.
20. Распределение обязанностей и определение степени ответственности работников.
21. Система материального и морального стимулирования на предприятии.
22. Управление конфликтными ситуациями на предприятии.
23. Организация транспортных услуг на предприятии.
24. Обеспечение мер безопасности гостей.
25. Организация действий в чрезвычайных ситуациях.
Приложение 2
Образец оформления титульного листа по практике
ОТЧЕТ
Прончева Ольга Карповна
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению производственной практики
для студентов направления подготовки 101100 «Гостиничное дело»
Печатается в авторской редакции
Лицензия ЛР № 022178 от 06.04.98 г.
Подписано в печать (2009-2010 уч.г.). Формат 60х84 1/16
Бумага типограф. Оперативный способ печати.
Усл. печ. л. Уч.-изд. л. Тираж экз. 30
Изд. № Заказ № Цена договорная
Издательство учебной, научной литературы и учебно-методических пособий ОГИС
644099, Омск, Красногвардейская, 9
О. К. Прончева
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению производственной практики
для студентов направления подготовки 101100.62 «Гостиничное дело»
Омск
ОГИС
УДК 377.127.6
ББК 74.5
П 78
Рецензент
канд. пед. наук, доцент Е. В. Кулагина
Ответственный за выпуск
зав. каф. канд. пед. наук, доцент Е. В. Кулагина
Прончева, О. К.
П 78Методические указания по выполнению производственной практики для студентов направления подготовки 101100 «Гостиничное дело»/ О. К. Прончева. – Омск : Омский государственный институт сервиса, 2015. – 26 с.
Разработаны с целью оказания учебно-методической помощи студентам при прохождении производственной практики. Содержат программу производственной практики, методические рекомендации по подготовке отчетных документов, перечень прав и обязанностей студентов-практикантов, а также библиографический список и приложения.
Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой по данной дисциплине и предназначены для студентов, обучающихся по направлению 101100 Гостиничное дело (бакалавр гостиничного дела).
Печатается в авторской редакции
УДК 377.127.6
ББК 74.5
Рекомендовано заседанием кафедры
Протокол № __ от ________ г.
Утверждено научно-методическим
Советом специальности ___________
Протокол № от _____________ г.
Омский государственный
Институт сервиса, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.Общие указания по организации производственной практики | |
Раздел 1. Программа и содержание производственной практики…… | |
1.1. Цель и задачи практики…………………………………………………... | |
1.2. Организация производственной практики……………………………… | |
1.3. Содержание практики…………………………………………………….. | |
1.4. Выполнение индивидуальных заданий………………………………….. | |
Раздел 2. Подготовка отчётных документов по производственной практике………………………………………………………………………. | |
2.1. Составление отчета о производственной практике………………. | |
2.2. Составление дневника о прохождении производственной практики…. | |
2.3. Оформление отзыва о студенте-практиканте руководителем практики от предприятия………………………………………………………………… | |
Раздел 3. Права и обязанности студента-практиканта…………………. | |
3.1. Выбор организации – базы практики………………………………… | |
3.2. Права студента-практиканта……………………………………….. | |
3.3. Обязанности студента-практиканта………………………………... | |
Заключение.............................................................…………………………... | |
Библиографический список…………………………………………………... | |
Приложения…………………………………………………………………... | |
Приложение 1. Примерные индивидуальные задания по направлении подготовки 101100.62 Гостиничное дело……………………………………. | |
Приложение 2. Образец оформления титульного листа по практике…….. | |
Приложения 3. Образец оформления титульного листа дневника по практике……………………………………………………………………….......... | |
Приложение 4. Образец ведения дневника по практике………………….... | |
Приложение 5. Форма краткой характеристики студента………………….. |